23.06.2022
В прошлый раз посетили Царскосельский лицей (
https://cand-orel.livejournal.com/2387208.html) и решили прогуляться по природным красотам близ архитектурных достопримечательностей. Вышли в Лицейский сад к Знаменской церкви:
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» - православный храм в городе Пушкине, расположенный на Дворцовой улице, в центре города, рядом с Екатерининским дворцом. Храм является старейшим сооружением Царскосельского дворцово-паркового ансамбля, первым каменным зданием Царского Села. Знаменская церковь приписана к Екатерининскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Церковь сооружена в 1734-1747 годах. С 1943 по 1991 год храм был закрыт. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского в серебряном окладе, переданная в церковь Николаем II.
Знаменская церковь остаётся единственной сохранившейся до наших дней постройкой И. Я. Бланка и является ярким примером здания эпохи петровского барокко. Храм - однокупольная каменная базилика с деревянной колокольней. Стены выкрашены охрой, с белыми пилястрами по фасаду. С запада к храму пристроен небольшой четырёхколонный портик с балконом, на ограде которого находится вензель Екатерины II. В храм ведут три входа: западный, северный и южный. По форме здание трёхнефное, причем средний неф высотой в два этажа.
Продвигаясь по Лицейскому саду выходим к знаменитому памятнику Пушкину:
Памятник А. С. Пушкину в Пушкине (Царском Селе) один из наиболее известных памятников Пушкину. Именно в Царском Селе в среде лицеистов впервые возникла мысль о памятнике Пушкину, однако, первый памятник поэту было решено установить в Москве, где он родился.
В 1860 году, накануне пятидесятилетия Лицея, в среде лицеистов возникла мысль о памятнике Пушкину. Первоначально установить его хотели на деньги лицеистов, но потом поняли, что собранных лицеистами средств будет не достаточно на выполнение памятника, достойного Пушкина. Была объявлена подписка, начавшаяся в январе 1861 года. И хотя официально конкурс не был объявлен, вскоре появился первый проект памятника (авторы художник-архитектор Л. И. Бахман и скульптор Н. А. Лаверецкий), позднее свои проекты памятника для Царского села создали скульпторы И. Н. Шрейдер и Н. С. Пименов. Все проекты представляли собой монументальные изваяния с множеством аллегорических фигур, окружающих поэта. В прессе появилась информация об этих проектах, их живо обсуждали, оценивали, критиковали. Однако успешно начавшийся сбор средств постепенно остановился. Было собрано более 13 тысяч рублей, но это составляло лишь пятую или шестую часть от предполагаемых затрат на такой грандиозный проект. А правительство, утвердившее проект Бахмана и Лаверецкого, не поддержало его финансирование.
В 1870 году на торжественном лицейском обеде на просьбы о создании памятника Пушкину в Петербурге император Александр II ответил: «В Петербурге и без того есть много важных памятников». Товарищ Пушкина по Лицею адмирал Ф. Ф. Матюшкин предложил воздвигнуть памятник в Москве, чем отмечалось бы его общенациональное значение. В торжественной обстановке 6 июня 1880 года на Тверском бульваре был открыт памятник Пушкину работы А. М. Опекушина.
В связи с приближением 100-летия со дня рождения поэта, жители Царского Села предложили создать памятник в городе, где прошла юность Пушкина. Начался сбор денег, объявили конкурс на лучшую скульптуру. Конкурсный проект памятника представили скульпторы М. А. Чижов, P. P. Бах, Л. В. Позен и В. А. Беклемишев. Император Николай II избрал эскиз скульптора Роберта Романовича Баха (1859-1933), скульптора, академика, преподавателя школы Императорского общества поощрения художеств. Фигуру отлили из бронзы в мастерской Н. Штанге. Участие в сооружении памятника принимал представитель инициативной группы, царскосел, известный поэт и педагог, директор Николаевской Царскосельской мужской гимназии И. Ф. Анненский. Им были выбраны стихи поэта, высеченные на пьедестале. Бах сумел передать состояние поэтического вдохновения поэта. «Бронзовый мечтатель» - истинно романтический памятник Пушкину.
26 мая (6 июня) 1899 года в Лицейском саду происходила закладка монумента. На круглой площадке, к которой сходились дорожки, колышками, вбитыми в землю, отметили место будущей скульптуры. Под каменную плиту была торжественно вложена бронзовая доска с памятным текстом: «В лето 1899 мая 26-го дня…». Рядом стояла гипсовая модель будущего памятника. В этот день в Екатерининском соборе Царского Села отслужили литургию и панихиду. На богослужении пел соединенный хор учеников мужских учебных заведений, производился сбор добровольных пожертвований на сооружение памятника. Затем состоялось народное чтение со световыми картинами по произведениям поэта и концерт в Китайском театре. Городские власти учредили Пушкинскую стипендию, постановив в память поэта вносить ежегодно в местные учебные заведения из городских доходов плату за 32 ученика и 6 учениц.
По подписке было собрано 2,5 тысячи рублей, в то время как для сооружения памятника потребовалось около 13 тысяч. Недостающую сумму внесли из городских средств. Бронзовую фигуру отлили на петербургской литейной фабрике Штанге (по имени основателя Н. Штанге). Скульптор лично наблюдал за работами.
Открытие состоялось 15 октября 1900 года. Событие это не получило широкого отклика в печати: только в двух журналах появились сообщения, причем в одном из них лишь спустя два месяца. Вот что сообщал «Исторический вестник»: «Вокруг постамента разбит был газон из живых цветов. К памятнику устроен крытый вход, украшенный флагами и щитами, от входа по обе стороны из тяжелой материи и бархата сделаны шесть лож, дальше - крытые площадки, а за ними высокие помосты. За памятником находился хор из гимназистов и воспитанников городских училищ, а дальше расположился оркестр. К двум часам - времени, назначенному для молебствия и освящения памятника, прибыли и разместились в ложе великая княгиня Елисавета Маврикиевна с августейшими детьми князьями Иоанном и Гавриилом Константиновичами и её высочеством княжной Татьяной Константиновной, сын покойного поэта генерал А. А. Пушкин …, дочь жены Пушкина г-жа Арапова, Л. Н. Павлищев …».
Впоследствии монумент обнесли железной оградкой.
Сам скульптор любил этот памятник более всех других своих произведений. В преклонном возрасте Бах переехал в Детское Село, он часто приходил в Лицейский садик, навещал своё детище. В Царском Селе жил брат скульптора, архитектор Александр Романович Бах (1853-1937), создавший пьедестал для памятника Пушкину. В феврале 1937 года, когда вся страна отмечала 100-летие со дня смерти Пушкина, у памятника Пушкину состоялся торжественный митинг, на котором было оглашено постановление о переименовании Детского Села в город Пушкин.
И чуть прогуляемся по Лицейскому саду...
Лицейский сад - небольшой сквер в Царском селе, примыкающий к Царскосельскому Лицею и Знаменской церкви. Лицейский сад занимает участок в форме трапеции, который ограничен улицами Садовой, Дворцовой, Средней, Лицейским (Певческим) переулком. Дорожки парка пересекаются на центральной площадке круглой формы, в центре её памятник Пушкина работы Р. Р. Баха. Лицейский сад и памятник Пушкину-лицеисту являются объектами культурного наследия России Объекты культурного наследия.
При Екатерине I здесь, в ложбине на резком перепаде рельефа, понижающимся от царских палат в сторону слободы, находилась дикорастущая березовая роща, или «Большие березы». Среди берез выстроили деревянные Успенский и Благовещенский храмы. После возведения каменной Знаменской церкви Елизавета Петровна приказала распланировать рощу с дорожками: «Как то было при вседражайшей матери Ея Императорского Величества». В 1784 году рощу с плодовым садом обнесли каменной оградой с металлической решеткой. На площади у «Больших берез» останавливались кареты лиц, прибывающих во дворец. На оставшемся неблагоустроенном участке с 1808 до 1818 года находились ярмарочные лавочки, переведенные впоследствии в Гостиный двор. За рощей мало следили и ухаживали, березы соседствовали с кустами, плодовыми деревьями, и весной аромат цветущей черемухи, вишневых деревьев, яблонь, щебет птиц врывались в учебные классы Царскосельского Лицея, отвлекая лицеистов от занятий, а иногда и способствуя им, создавая поэтическое настроение. Вероятно, об этом саде-роще вспоминал Пушкин в «Евгении Онегине»: В те дни, когда в садах Лицея / Я безмятежно расцветал…
В лицейские годы Саши Пушкина между окружавшей Знаменскую церковь дикорастущей березовой рощей и зданием Лицея оставалась часть лицейской территории. Это довольно узкая не облагороженная площадка не представляла привлекательности для лицеистов, воспитанных в духе высокого эстетизма. Лицеистам разрешалось гулять в саду, но как в месте публичном там запрещалось заводить игры, резвиться. Лицеисты предпочитали прогуливаться в Екатерининском парке. Для игр воспитанникам было отведено Розовое поле - обширный луг, окаймленный кустами шиповника на окраине парка. Но Лицей нуждался в своей территории. Директор Лицея Е. А. Энгельгардт хлопотал о предоставлении им отдельного сада «где бы воспитанники в приличной их возрасту свободе, бегали, прыгали и садовничали. Тогда как теперь они должны чинно, сложа руки, прохаживаться по аллеям, и остерегаться, чтобы не нарушить порядка громким словом, прыжком, одним словом, не быть детьми».
В 1818 году, через два года после прошения директора Лицея, Император Александр I повелел обустроить сад сообразно потребностям воспитанников, приказав отпустить для этого из собственных сумм 10 500 рублей. Сад обнесли новой оградой, исполненной архитектором А. Менеласом, повторявшей очертания церковной ограды. Сад имел черты естественной пейзажной планировки и долгое время именовался «оградой», как до этого звали ограду церковную. Лицеисты с нетерпением ждали того дня, когда они станут хозяевами в своем саду. Энгельгардт писал: «Молодежь моя так счастлива. Уже заводятся лопатами, граблями, садовыми семенами и готовы бы, кажется, были в снег сеять и сажать». На территории сада были отдельные «собственные садики» - у каждого класса свой, а также «ботанический сад по Линеевой системе». Директор считал, что «занятие природой смягчает сердце, возбуждает чувство, привязывает к природе; оно есть лучшее основание веры, ибо нет священнее, величественнее книги, как книга природы». Описание сада известно по воспоминаниям царскосельского лицеиста 1832-1838 гг. А. Н. Яхонтова: «Собственный лицейский сад (его называли оградой) был довольно обширен и оттенен старыми широковетвистыми деревьями. В нем нам было довольно дела. У каждого класса был в ограде свой садик-особняк, а старший курс имел их несколько. В своем садике мы сажали деревья, а весною цветы, устраивали беседки и дорожки, одним словом, были полными хозяевами, и начальство в наши распоряжения не вмешивалось. В передней части сада, под сенью старых лип, устроена была деревянная беседка в форме гриба, под навесом которой заседали, обыкновенно, дежурные гувернеры. Между этим грибом и длинным четырехэтажным зданием лицея была расположена широкая и во всю длину дома площадка, усыпанная песком, на которой мы играли в лапту и бары».
Под «Грибком», располагался колодец с насосом. Он сохранился ещё со времен ярмарок, только беседку над ним соорудили новую. И лицеистам он пригодился: из него брали воду для поливки. Из описи, составленной для передачи сада в дворцовое ведомство: «От обеих сторон главного строения двор и сад, принадлежащий к нему, окружен железною решеткою с каменными столбами и таким же цоколем с деревянными вазами и с фонарями на столбах…» Во Всероссийском музее А. С. Пушкина хранится старинное изображение Лицейского сада - небольшая акварель с надписью «Лицейский сад в Царском селе. Вид „Грибка“», выполненная лицеистом В. Лангером в 1820 году. Это единственное дошедшее до нас изображение Лицейского сада, каким его мог видеть Пушкин посещая Царское Село в послелицейские годы.
Вышли на Дворцовую улицу:
Дворцовая улица - улица в городе Пушкине (Пушкинский район Санкт-Петербурга). Проходит от Садовой улицы до безымянной площади с Египетскими воротами на пересечении с Октябрьским бульваром. Далее продолжается как Петербургское шоссе.
Улица приводит к Лицею (справа) и Екатерининскому дворцу (слева):
Императорский Царскосельский лицей - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 года по 1843 год. В русской истории известно в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Большой Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец) - императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II.
Тут же вход в сквер с Подземным проточным бассейном в Александровском парке:
Александровский парк - парк в составе Государственного музея-заповедника «Царское Село». Находится на территории города Пушкин в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры XVIII - XIX веков.
Площадь - около 200 га. Примыкает к Екатерининскому дворцу со стороны парадного входа, откуда можно попасть в парк по Большому китайскому мосту. С другой стороны пройти в парк можно через ворота, расположенные у Александровского дворца.
Александровский парк делится на так называемый Новый сад (регулярный парк - парк с геометрически правильной планировкой) и пейзажный сад.
Здесь же Памятник архитектору Растрелли:
Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли; 1697, Париж - 29 апреля [10 мая] 1771, Санкт-Петербург) - российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744).
Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.
Очередь в Екатерининский дворец:
Мы пока стоять не будем, а прогуляемся до Александровского парка вдоль Северного флигеля:
В начале XVIII в. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга на территории нынешнего Екатерининского парка находилась небольшая усадьба, окруженная лесами. По-фински она называлась Saari mojs, швед. Sarishoff - "мыза на возвышенном месте", по-русски - Сарская мыза. Усадьба стояла на бывшей Новгородской земле, захваченной в XVII в. шведами и возвращенной в начале Северной войны (1700-1712).
Для освоения местности вокруг строящегося Петербурга Петр I первоначально отдал Сарскую мызу генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меншикову. Позднее, в 1710 г. по указу императора Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 г. его женой под именем Екатерины Алексеевны.
В 1718-1724 гг. по проекту арх. Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками - "каменные палаты о шестнадцати светлицах". Дворец был окрашен суриком и крыт гонтом. Перед дворцом на насыпанных земляных уступах был разбит сад. За садом раполагались парники и оранжереи. С западной стороны находился Зверинец - огороженный участок леса, в котором содержали лосей, кабанов и зайцев для царской охоты. Вокруг мызы появилась деревня, кирпичные и изразцовые заводы, сараи для обжига извести и др. хозяйственные сооружения.
В 1724 г. в новых "палатах" было устроено праздненство, этим было подчеркнуто значение нового дворцового поместья, которое вскоре стали называть Саарским Село, затем Царским Селом.
В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. В 1743 г. по распоряжению Елизаветы арх. М. Г. Земцов разработал проект нового, большого дворца, но он остался неисполненным из-за смерти автора. В том же году был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 г. и продолжалась до 1748 г.
С 1745 г. арх. С. И. Чевакинский принимал участие в проектировании и руководил строительными и отделочными работами. Задачу арх. осложняло распоряжение императрицы сохранить старый дом, делая к нему пристройки. Старый дом был включен в центральный корпус дворца, его фасады получили новую отделку. Дворец, созданный по проекту Кавоса и Чевакинского, состоял из трех корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. Снаружи он был украшен лепкой, а внутри - "штукатуркой и резной работой".
Огромный парадный двор со стороны западного фасада дворца был окружен служебными флигелями, расположенными полукругом.
Дальнейшей перестройкой дворца занимался арх. В. В. Растрелли (1700-1771). В 1752 г. По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. В 1752-1756 гг.. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию.
Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. Между дворцовой церковью и северным флигелем Растрелли оставил открытую галерею, устроив там висячий сад. Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого завода и отделаны золотом. В 1751-1752 гг. деревянные решетчатые заборы были заменены высокой каменной оградой с воротами по проекту Растрелли.В 1754-1757 гг. близ дворца, на месте нынешней Гранитной террасы, по проектам А. К. Нартова и Растрелли было построено здание Катальной горки.
В 1746 г. была заложена дворцовая церковь, которая сначала планировалась как отдельно стоящее здание. К осени 1746 г. были закончены флигели-циркумференции - расположенные по дуге одноэтажные вспомогательные помещения с северо-западной стороны дворца. Старые каменные палаты, увенчанные новым карнизом и кровлей, увеличились по фасаду и в высоту. С этого времени палаты Екатерины I стали называться Средним домом.
С 1748 г. строительные работы возглавил Б.-Ф. Растрелли, назначенный главным архитектором дворца. Он разработал свой план Большого Царскосельского дворца и парка и начал новую реконструкцию. Все части дворца ранее соединявшиеся галереями-переходами, были объединены в целостный массив, Средний дом и боковые флигели надстроены третьим этажом, фасады дворца получили новую архитектурную обработку.
30 июля 1756 г. в Царском Селе состоялся торжественный прием, посвященный окончанию строительства Большого дворца.
Регулярная часть Екатерининского парка террасами спускалась с холма. В XVIII в. этот район парка назывался Старым садом.
Внутри дворца появилась анфилада обширных парадных залов с разнообразной художественной отделкой. Для отделки дворца было использовано 6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота (около 100 кг).
Дворец стал центром огромной царской усадьбы. Кроме Старого сада (позднее Екатерининского парка) между парадным двором и Зверинцем в это время был разбит Новый сад (на территории Александровского парка). Автор проекта садов неизвестен. Оба парка имели регулярную планировку. Расположение аллей, прудов, боскетов было строго симметричным. Искусно подстриженные кусты и деревья образовывали стены и ниши, в которых устанавливали статуи. В парке было много "садовых затей" - фигурных водоемов, скульптур, архитектурных сооружений, павильонов, созданных по проекту арх. Растрелли. Работы по созданию дворца и парков продолжалось 4 года. Растрелли помогали арх. помощники В. И. Неелов и А. И. Мыльников, делавшие чертежи. Листовое золото поставляли московские "сусальные" мастера. Большие денежные суммы, необходимые для строительства царской резеденции, давало "соляное комиссарство" - взятая в казну продажа соли.
Новый дворцово-парковый ансамбль, выстроенный к концу 1756 г., вызывал всеобщее восхищение. В 1755 г. из третьего Зимнего дворца сюда перенесли Янтарный кабинет. Царское Село стало местом официальных парадных приемов русской знати и представителей иностранных государств. Здесь же решались и важные государственные вопросы. Во время Семилетней войны (1756-1763) здесь устраивались совещания.
При Екатерине II Царское Село сохранило значение парадной резиденции. В этот период вид дворца несколько изменился: в связи с переносом парадной лестницы в центр здания, возвышавшийся в южной части дворца купол был уничтожен, обветшавшие золоченые деревянные статуи сняты, а золоченые лепные украшения закрасили охрой.
А мы подошли к Александровскому парку и Большому Китайскому мосту:
Большой китайский мост - небольшой мост через Крестовый канал, расположенный в Китайской деревне в Александровском парке Царского Села в 25 км к югу от центра Санкт-Петербурга. Мост расположен недалеко от Китайского театра, напротив центральных ворот Екатерининского дворца. Это один из входов в Александровский парк. Мост назван Большим, чтобы отличать его от двух Маленьких (или железных) китайских мостов, расположенных в парке.
Большой китайский мост был построен по заказу Екатерины Великой в рамках ее плана создания шинуазри в ее парке. Кэтрин заказала Антонио Ринальди и Чарльзу Камерону смоделировать деревню по китайской гравюре из ее личной коллекции. Предполагалось, что деревня будет состоять из 18 стилизованных китайских домов (были достроены только десять), затененных восьмиугольной куполообразной обсерваторией (не достроена).
Большой китайский мост построен из розового гранита. Наиболее оригинальными особенностями моста являются низкие ограждения, стильно украшенные высокими гранитными вазами, в которых переплетаются ветви красного "кораллового" железа. Первоначально, в дополнение к вазам и железным кораллам, Большой китайский мост был украшен четырьмя раскрашенными гипсовыми китайскими фигурами, сидящими на коротких пьедесталах и держащими китайские фонарики на длинных шестах.
Однако эти китайские фигуры не сохранились до наших дней. Слева от Большого китайского моста находятся два Маленьких китайских моста, ведущих в Китайскую деревню. Сначала эти маленькие мостики, построенные Чарльзом Камероном в 1781 году, были деревянными. В 1786 году их заменили на железные, выкованные в Сестрорецком оружейном заводе.
Большой китайский мост - один из трех мостов, ведущих в деревню. Мост Дракона и Большой китайский мост были завершены в 1785 году, а Крестообразный мост (Крестовой мост) был возведен шестью годами ранее.
Смерть Екатерины в 1796 году привела к тому, что строительство деревни было приостановлено до 1818 года, когда Александр I попросил Василия Стасова перестроить деревню, чтобы обеспечить проживание своих гостей. Хотя большая часть первоначального декора была удалена, отремонтированная деревня предоставила место для проживания таким важным посетителям.
Вдали по оси моста виднеется Арсенал:
Монбижу (mon bijou - моя драгоценность, моё сокровище) - несохранившийся летний павильон, располагавшийся в «Верхнем» саду Царского села с середины XVIII по начало XIX века на том месте, где сейчас находится Арсенал.
Павильон был расположен симметрично павильону Эрмитаж в Екатерининском парке. Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца. Он возвышался на прямоугольной площадке, обрамленной каналом, на той же оси относительно Екатерининского дворца, что и Эрмитаж.
В этом охотничьем павильоне, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии.
А мы возвращаемся в Екатерининский дворец:
Мы на территории:
Большой Екатерининский дворец - императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне - город Пушкин).
Примерно с этого места у меня перестала дополняться информация в пост - продолжим следующим разом нашу прогулку и по Дворцовой площади, и во дворце...
Источники информации:
https://www.citywalls.ru/house25651.html Продолжение следует...