Давно я не писал длинных постов, посвященных своим многочисленным поездкам. Последняя же заставила меня основательно засесть за ноутбук, потому что Израиль этого стоит. Не весь Израиль, конечно - так бы ч отделался несколькими фотографими. Иерусалим. Город трех религий и четырех тысячелетий. Эти впечатления нельзя показать или персказать, их надо почувствовать. Но я попытаюсь, как бы не были тщетными эти услилия... Короче, запаситесь терпением.
Часть первая. Транзит.
21 февраля. Ярославский вокзал. Мы с Мишей Лобановым недовольно мерзнем перед вагоном самого известного поезда в стране. Поезда № 001/002, который пересекает ее вдоль от Москвы до Владивостока. Но наш путь лежит не во Владивосток, где мы с ним были в ноябре, а гораздо ближе - в Нижний Новгород. Потому что из Нижнего мы летим в Калининград, а оттуда - в Тель-Авив. Почему так? Потому что дешевле. Сотрудники израильского консульства хорошо нас поняли, когда мы объясняли, почему таким путем собираемся попасть на историческую родину Землю Обетованную.
Итак, мы мерзнем перед нашим поездом, поскольку ждем Митю Сорокина с нашими билетами. Вернее, с билетом Миши - мой билет в кармане. Наши билеты выписаны в Deutsche Bahn, а кроме того, они еще и неполные. То есть нас запросто могут не посадить на поезд просто потому, что мы решили сэкономить по 35 евро на каждого. Как именно - промолчу. Приходит Митяй и мы садимся в поезд. Казалось бы, фокус удался. Но не тут-то было. Обострившаяся жадность (а может, голод) у Митяя заставила его спросить у проводницы, будут ли нас кормить. Она глубоко задумалась и сказала, что выяснит у начальника поезда. Мы тоже глубоко задумались, каким же образом будем добираться из Владимира (куда нас обязательно ссадят) в Нижний или Калининград. Тут мимо нас прошел этот самый начальник поезда, и стало совсем плохо. Так мучались мы до тех пор, пока наша старая знакомая - проводница не обрадовала нас тем, что кормить будут обязательно. Прямо сейчас. Ну можно поесть и идти спать, тем более, что на сон осталось не так уж и много времени.
3:30 утра. Темный пустынный вокзал города Горький. Холодно: -12, хотя в Москве вечером было около нуля. А одеты мы совсем по тель-авивски. Мы выходим из вокзала, владения РЖД заканчиваются, и город из Горького становится Нижним Новгородом. По пустынным улицам таксист везет нас в аэропорт Стригино. К счастью, в 4 часа ночи (утра?) аэропорт открыт, но признаков жизни там нет, кроме трех скучающих ментов служителей правопорядка и уборщицы, по старинке тряпкой моющей пол в международном аэропорту третьего по величине города России. Откуда отправляются всего 7-8 рейсов в день, и международным он считается только из-за рейсов Lufthansa во Франкфурт 3 раза в неделю. Лежать на жестких лавках было неудобно, и мы отправились погулять по терминалу. Круглосуточное кафе не работает, из туалета доносится ржание обкуренных сотрудниц аэропорта. Надо как-то скоротать 2 часа до начала регистрации. К половине шестого подтягиваются немногочисленные нижегородские любители летать через Калининград, в том числе и немецкговорящие. Люфтганза явно не пользуется их уважением - KD avia в 2 раза дешевле.
Но наш билет стоит 236 рублей в оба конца. Поэтому мы терпеливо ждем начала регистрации, потому что за такие деньги надо быть всем довольным. В самолете нас оказалось аж 23 человека, и на каждого пришлось по 6 мест. Есть где вздремнуть. Съев по 2 завтрака, мы так и сделали. В Калининграде нас встречали Наташа и Паша, в миру
pekka_pekkanen . Потом прилетела Марина. Все в сборе, осталось всего 4 часа до рейса в Тель-Авив.
Объявили регистрацию. Перед стойкой нас встречает специально обученный товарищ с множеством вопросов о целях поездки и наших сомнительных личностях. На соседних стойках в Милан, Париж, Ганновер и Киев таких вопросов не задают. Затем нас 3 раза просвечивают вместе с багажом. Израиль начинается в Храброво. Немногочисленные попутчики пугают проверками в Бен-Гурионе, многочасовыми допросами при въезде и выезде, полиции на каждом шагу (а то в России ее меньше) и прочими страшными для демократического общества вещами. В самолете 22 человека, и мы обеспечиваем 30% загрузки рейса. KD avia должно ставить нам памятник. По крайней мере мне с Митяем.
Часть вторая. Шалом, Тель-Авив!
Сделав последний вираж над Средиземным морем, наш Boeing-737-300 заходит на посадку в аэропорт имени Бен-Гуриона. В это время февральское солнце последними лучами коснулось сине-белой воды, и в Израиле наступила суббота. То есть шаббат. Когда наш похожий на довольную жизнью касатку Боинг коснулся ВПП, о подозрительной группе на его борту уже знали все сотрудники службы безопасности аэропорта, Моссада и Министерства обороны. Поэтому на сходе с трапа нас ласково поймали и распросили ровно о том же, о чем и в Калининграде. Как будто, за 5 часов наши показания могут поменяться! Совершенно те же вопросы (кто такие, где живем, как познакомились, почему нас так много и откуда героин) поджидали нас и на паспортном контроле.
Тель-Авив сверху производит солидное впечатление. Рядок небоскребов вдоль моря, многополосные хайвеи и "трехэтажные" линии электропередачи, а также многоэтажный автовокзал в центре (которым мы так не смогли в полной мере насладиться - увы, шаббат). В аэропорту нас встречает улыбающаяся статуя Давида Бен-Гуриона, первого израильского премьера и основателя Государства Израиль. Аэропорт масшабен, несколько терминалов, фонтаны внутри, много света и прстранства. Видимо, он был расчитан на куда больший пассажиропоток, чем есть сейчас. Впрочем, зима в Израиле - мягко говоря не сезон. Кто знает, что творится здесь осенью...
Шаббат накладывает свой отпечаток на повседневную жизнь в Израиле. Как сказал наш таксист, 80% жителей страны решительно всё равно, какой сейчас день недели. Но 20% решительно не всё равно, и именно поэтому в шаббат не работает никто, кроме арабов и русских. Вот один из них (из русских, в смысле) и вез нас в Тель-Авив.
Прогулка по ночному городу, по теплому средиземноморскому побережью как разительный контраст с холодной и промозглой Москвой. Правда, хочется есть, а обменники закрыты - во-первых, ночь, а во-вторых, шабат. Мы встречаемся с Ильей, еще один эмигрантом из России, которого нашел Миша. Идем с ним в Яффу - один из древнейших и известнейших портов восточного Средиземноморья, а ныне арабский квартал в южном пригороде Тель-Авива.
Яффа. Башня султана Абдул Гамида II
Утром пошли гулять по южному Тель-Авиву. Миша нас вел к смотровой площадке на одном из небоскребов, над которыми мы пролетали вчера вечером. Митя нас вел к какому-то православному храму. Я же стремился к автовокзалу. В общем, всё как у Крылова. Небоскреб оказался закрыт (шаббат-таки), храм - тоже закрыт (не шаббат, просто сиеста), только на автовокзале нас ждали шеруты (маршрутки) в Иерусалим. По пути посмотрели на настоящий средиземноморский город, гремучую смесь Европы и Ближнего Востока.
Типичная улица в центре Тель-Авива (окрестности ул. Алленби)
Очень удивляет обилие лиц скажем так африканской национальности (в Израиле довольно большая эфиопская диаспора). Есть свой небольшой чайна-таун, причем все встреченные китайцы почему-то были на велосипедах (а что - дешево и удобно). Про русских даже говорить нечего - на второй день мы уже привыкли к русской речи на улицах.