Муйнак - это квинтэссенция трагедии Аральского моря. О ее причинах и последствиях многое сказано и написано, и не в этом суть. Муйнак - это край земли, бывший оазис, откуда в одну сторону видны бескрайние пески рукотворной пустыни, в другую - заболоченный Рыбачий залив, в третью - чинки Устюрта.
Такая полноводная в Термезе Амударья к Нукусу теряет силу и величие, а в Муйнаке и вовсе превращается в неширокий ручей, впадающий в рукотворное озеро - Рыбачий залив, в котором еще водится рыба, кормящая местных жителей. Остатки Аральского моря уже, вероятно, меньше площади Сарыкамышского озера, возникшего в результате сброса дренажных вод коллекторами в левобережье Амударьи.
Попасть в Муйнак несложно: 200 км от Нукуса через Кунград, что обойдется (в зависомости от сезона, умения торговаться и количества человек) в 70-100 долл. за round trip. До Кунграда дорога отличная, после - похуже, местами же совсем стиральная доска. Поездка легко укладывается в один день.
Несмотря на трагичность новейшей истории, Муйнак не производит впечатление умершего города, по улицам которого слоняются призраки и мутанты. Рискну предположить, что дело в развитой системе государственных расходов (пенсии, зарплаты "бюджетникам" и госслужащим, выравнивание бюджетной обеспеченности района межбюджетными трансфертами), которые растекаются ровным слоем по населению района и даже немного мультиплицируются. Молодежь, как водится, уезжает на заработки в более процветающие края (и там остается). Но признаков катастрофической разрухи не наблюдается.
С недавних пор в Муйнаке открылось кафе, а значит, решена извечная проблема туристов ("где бы пожрать"). В меню лишь яичница и жареная рыба, но и то, и другое вкусно, обильно и весьма недорого. Потребителям рыбы надо иметь в виду, что ее приносят и приносят до момента, как вы не улопаетесь до отвала и не попросите прекратить пытку.
Годный аттракцион для заезжих туристов и официальных лиц - "корабли пустыни", ржавые остатки рыболовецкой флотилии. Часть из них к визиту очередного официального лица стащили к мемориалу погибшим в Великой Отечественной войне (или кому/чему уж теперь посвящена эта стела?). Остальные ржавеют чуть правее, в районе бывшего рыболовецкого порта. Но большую часть судов уже порезали и сдали металлолом охочие до сумов аборигены.
Спускаясь к ржавеющим судам трудно поверить, что 50 лет назад на этом месте плескалось полное море, а за спиной коптил небо завод, выпускавший несколько десятков видов рыбных консервов. Одновременный реализм и нереальность происходящего вносят в сознание легкий когнитивный диссонанс, усиливающийся ярким солнцем и белесым песком, среди которого зеленеют зеленые кустики и ржавеют остовы рыболовецких суденышек.
Далее предлагаю вниманию читателей традиционный трэш, сопровождающий все отчеты из этих мест.
Трэш закончился.
В Муйнаке есть неплохой краеведческий музей. История города и района неразрывно связана с морем и рыбой. Море ушло - история закончилась. И действительно, экспозиция музея "заканчивается" в 1970-х годах. "Работает" музей эпизодически (как вы догадываетесь, чтобы он "включился", нужно разыскать смотрителя). Но в каком еще музее вы найдете такие экспонаты:
Всё осталось в прошлом. В единственном зале музея сейчас находится скульптура рыбака, созданная одним из работников завода и долгое время стоявшая перед входом на комбинат. Практически символ Муйнака былых времен. И много красивых фотоальбомов о жизни города и Каракалпакской АССР.
Отдельная благодарность Бахадыру, нашему надежному водителю и экскурсоводу в Муйнаке и хорезмских крепостях.
Его телефон +998 91 3821225. Берет немного дороже, чем в "среднем по рынку", но поверьте, что вы об этом ни разу не пожалеете.
Pentax K20d + Pentax FA 43/1.9