Музей берлинского S-Bahn находится рядом со станцией S Griebnitzsee (S7 в направлении Potsdam Hbf, ехать 32 минуты, зона С). Открыт с 11 до 17 часов каждые вторые выходные месяца (с апреля по ноябрь). Негусто, но совпадает с графиком работы музея берлинского метро (каждую вторую субботу месяца).
Музей небольшой, но интересный. В нем собраны артефакты берлинской городской железной дороги за весь двадцатый век (хотя сама история S-Bahn в немецкой столице насчитывает уже более 170 лет). Городскую/пригородную электричку на путях общего пользования (для связи центров крупных городов с пригородами, либо между соседними городами) можно считать чисто немецким изобретением. С российским длинным зеленым убожеством она не имеет ничего концептуально и технологически общего, кроме названия. Происхождение слова 'S-Bahn' уже покрыто мраком: в Германии чаще используют термин 'Stadtbahn' (городская железная дорога), реже - 'Schnellbahn' (скоростная дорога): в Австрии же его называют 'Stadtschnellbahn'.
На входе в музей посетителей приветствует статуя Ленина. На заднем плане - S-Bahnhof Griebnitzsee.
Билет стоит 2 пфеннинга евро и печатается на раритетной картонке. Предупреждаю сразу: все надписи в музее исключительно на немецком, но работники, видя, что вы не местный предлагают брошюрку с английским текстом про музей и S-Bahn. Если неуверенно понимаете язык Шиллера и Гёте - не отказывайтесь.
Внутренности билетного автомата, почти что современного:
Стройные ряды валидаторов. В Берлине, да и по всей Германии, разовые билеты на общественный транспорт действуют определенное время (как правило, 90-120 минут), и при начале использования их "штампуют" в таких вот красных автоматах. В Италии, кстати, на железных дорогах стоят похожие агрегаты, но желтого цвета (но в отличие от Италии, на Regioverkerhr ничего штамповать не надо - только на ÖPNV).
Как и метро, берлинский S-Bahn долгое время был разделен стеной. Кое-где (кажется, вдоль Фридрихштрассе) через восточную часть сохранилось транзитное сообщение между районами Западного Берлина. Пассажиров встречали злые гдр-овские пограничники с автоматами ))
Впечатляющая коллекция табличек с названиями станций всех времен и государств:
Какая-то чугунная хреновина. Уже не помню, что это и с чем едят.
Фрагмент верхнего строения пути. В отличие от всех прочих S-Bahn'ов, берлинский запитывается не от контактной сети, а от контактного рельса напряжением 750 В. Правда, если мне не изменяет память, он обычно расположен не по центру, а с внутренней стороны путевых конструкций.
Второе принципиальное отличие берлинского S-Bahn от немецких - яркая красно-желтая расцветка (остальные ездят в обычных красных цветах DB Regio), которая "украшает" вагоны берлинской городской железной дороги с 1928 года (практически сразу после ее электрификации).
На входе в музей - "свалка" зеленых букв S всех форматов и калибров, которые обозначали и обозначают станции S-Bahn.
Веселая реклама от S-Bahn середины 1990-х: "Пользуйтесь S-Bahn чтобы плавать, нырять и сёрфить".
Во дворе - неплохая "коллекция" ржавой рухляди, в основном сигнального оборудования.
И зеленый светофор как бы нам подмигивает всеми своими четырьмя глазами:
Pentax K20d + Pentax FA 43/1.9