Вселенная в окне - букварь для грамотея,
Читаю по складам и не хочу прочесть.
Объятую зарей, дымами и метелью,
как я люблю Москву, покуда время есть.
Б.Ахмадулина
специально для сообщества
roma_tertia
Задание.
Искать фрагменты в неком квадрате северо-восточной гранью которого является Тверская улица, юго-западной - Большая Никитская, северо-западной - Тверской бульвар, а юго-восточной - Никитский переулок.
Вы должны:
1. Написать, что изображено на фото.
2. Написать, где это находится. С точностью до адреса.
3. Написать что-нибудь ещё об этом.
Фрагмент №1.
1. Сандрик над оконным проёмом.
2. Главный дом городской усадьбы Энгельгардтов, 18-19 вв.
Теперь что-то от Юдашкина за забором.
Вознесенский переулок, 6/3 стр. 1
3. В начале XVIII века владение принадлежало деду поэта и драматурга А. П. Сумарокову. В восстановленном после пожара 1812 г. доме у поэта Е. А Баратынского в 1827 г. бывал А. С. Пушкин.
В 1840 г. в доме ненадолго поселился проф. медицины ф. И. Иноземцев.
В начале 1850-х гг. в одной из комнат ютился студент Иван Сеченов, в будущем известный физиолог.
В 1923-1959 годах здесь жил и работал знаменитый архитектор И. В. Жолтовский. На стене дома установлена мемориальная доска в его честь.
Позже - читальный зал Центрального гос. исторического архива города Москвы.
Фрагмент №2.
1-2. Беседка на территории посольства Азербайджана в Москве
Леонтьевский переулок, 16
3. Ничего интересного про это дело не знаю, кроме того, что где-то слышала, что подобная беседка есть в Азербайджане.
По утрам я видела там спящих бомжиков
Фрагмент № 3.
1. Лепной декор в стиле "модерн", нач. XIX в.
2. Доходный дом А. А. Оттен
Леонтьевский пер., дом 20
3. В 1900-е годы перестройку и изменение фасада здания осуществил архитектор П. В. Харко
Фрагмент № 4.
1-2. Эркер жилого дома по по Тверской улице, дом. 15
3. Дом построен в 1939 году по проекту архитектора А.Г. Мордвинова.
В доме №15 жили:
главный режиссер Театра им.Моссовета Юрий Завадский
поэт Александр Твардовский
Фрагмент №5
1. Фонари на новом здании МХАТ
2. Тверской бульвар, 22
Архитекторы В. С. Кубасов, А. Моргулис, В. С. Уляшов, 1973 г.
3. Примечательно, что строение возведено на историческом месте, ранее здесь находилась усадьба в стиле ампир московского градоначальника Кологривова, где в старину давали роскошные балы. В 1829 году на балу знаменитого московского танцмейстера П. Йогеля Пушкин встретил юную московскую красавицу Наталью Гончарову и влюбился в нее без памяти. В тридцатых годах 19 века дом Кологривовых купил город, и в нем разместилось управление московской полиции. Тут же размещались канцелярия и квартира московского обер-полицмейстера.
При реконструкции бульвара в 1937 году здание было снесено и на его месте предполагалось построить театр имени Немировича-Данченко. Но это строительство было прервано войной.
Стройку законсервировали до лучших времен, которые наступили лишь в… 1972-73 году, когда было завершено строительство и здесь открылась новая сцена МХАТ.
Фрагмент № 6
1-2. Маскарон в барельефе на доме № 10 по Большой Никитской улице
3. Дом является памятником архитектуры начала XIX в.
Фрагмент №7
1. Памятник композитору, дирижеру, педагогу, музыкально-общественному деятелю, народному артисту СССР, Герою Социалистического труда Араму Ильичу Хачатуряну.
31 октября 2006 г (Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский)
2. Брюсов переулок: дом 8/10
3. Арам Ильич родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, в семье бедного переплетчика Ильи Хачатуряна, и был четвертым сыном. У его матери был очень красивый голос, и когда она укладывала своих детей спать, она всегда пела им старинные армянские песни, многогранные и переливчатые, как шикарный алмаз. И в такие минуты малышам всегда казалось, что это не мать им поет, а раздается волшебный голос с небес. А еще любили мальчишки, когда к ним во двор приходил бродячий поэт-песенник. Сколько совершенно чудесных историй из прошлого родного народа успевал он донести до благодарных слушателей. Благодарных потому, что у них, кроме таких моноспектаклей, ничего не было, даже ужинать иногда ложились голодными. Интересно, что после каждого такого концерта маленький Арам забирался на чердак, чтобы его никто не видел, и пальцами выбивал на медном тазу дробь в такт услышанной мелодии. И если поначалу родители относились к такому подражанию с улыбкой, то чуть позже решили на семейном совете приобрести грошовое старенькое пианино. Именно на нем Арам наигрывал простенькие мелодии: нанять учителя музыки Хачатурянам было не по средствам.
Стать студентом музыкального техникума у Хачатуряна было не так много шансов. Ведь классического музыкального образования на тот момент он просто не имел. Но он поразил опытных педагогов своим природным слухом (как тут не вспомнить медный таз, неоднократно выручавший мальчишку в далеком детстве?), горячим стремлением учиться и своей импульсивностью.
Словом, к тому моменту, когда учеба в техникуме была окончена, Хачатурян был уже почти сложившимся композитором, и серьезные наставники из Московской консерватории встретили юношу с распростертыми объятиями. У Арама Ильича был
несомненный талант сочинять музыку: его музыка завораживала, в ней слышались нотки далеких гор, рожденные под ярким звездным небом, звуки пастушьей свирели и звенящие ноты птиц, которые под южным солнцем готовы с самого раннего утра петь о любви...
Байка, не байка. Не знаю. Но читала у Веллера в рассказе
Танец с саблями как Хачатурян встречался с известным испанским художником Сальвадором Дали во время своих гастролей по Испании.
Фрагмент №8
1. Реклама на стене
(можно ли назвать граффити?)
2. Брюсов переулок, дом 2
3. Вход в магазин "Продукты" Нетривиально.
Фрагмент №9
1. Колокольня церкви Вознесения Господня
2. Большая Никитская улица, дом 18
(описание в №22)
Фрагмент №10
1. Капитель на здании мэрии
2. Тверская ул., дом 13
Здание построено в 1778-1782 гг. архитектор М. Казаков для генерал-губернатора Москвы З. Чернышева, который, кстати, был известен тем, что под его командованием в 1762 году, во время Семилетней войны с Пруссией, русская армия заняла Берлин.
3. После смерти Чернышева дворец был приобретен в казну, а в 1791 году перестроен Казаковым и стал использовался как резиденция московских генерал-губернаторов.
До революции это здание было гораздо ниже, всего-навсего два этажа и парадный вход все время был открыт. Дом был одновременно и офисным помещением, жильём и местом светских раутов.
Одно время в этом здании объявлялись приговоры. В частности, в 1895 году тут объявили наказание Герцену, Огареву и еще нескольким их приятелям. Эта компания провинилась тем, что вела более чем вольные разговоры и распевала куплеты, типа этих:
Русский император
В вечность отошел,
Ему оператор
Брюхо распорол
Факт: В 1937-1938 годах, при реконструкции улицы Горького здание было передвинуто на 13,6 метров вглубь участка.
Фрагмент № 11
1-2. Дверь магазина "Министерство подарков"
Малый Гнездниковский, дом 12/27 стр.2-3
3. Магазин авторских подарков. Внутри интересно и много всяческих ненужных вещей, без которых жизнь становится буднично-серой, а приобретать которые рука ен поднимается, потому что они по сути бесполезны. Хотя, одну штучку я там прикупила и теперь буду вешать на дверь, когда там занято.
Фрагмент №12
1-2. Горельеф в виде женской головки в сандрике над оконнным проемом
Бывший доходный дом.
Леонтьевский, 25
3. В 1870-х гг. в этом доме жил жил архитектор-художник и историк Москвы А. А. Мартынов, автор книги "Название Московских улиц и переулков с историческими объяснениями"
Фрагмент №13
Не найден
Фрагмент №14
1-2. Балкон дома, принадлежащего группе компаний "Мироздание", которая сдает этот особняк под всяческие вип-мероприятия.
Принадлежность здания Пенсионному фонду РФ по Москве и Московской области, о чём написано на сайтах гуляющих по Москве граждан не подтверждается.
Да, на здании есть вывеска, но рядом (увы, не получился снимок) написано, что ПФ РФ находится во дворе. Он, действительно во дворе этого же дома, имеет адрес Тверской бульвар, 18, но
строение №1 На доме никаких опознавательных знаков, объявлений и табличек, зато есть бдящий в шесть утра охранник с рацией.
Тверской бульвар, дом 18
3. Здесь с 1834 г. находилась усадьба Гарчиковой, в 1901-м перестроенная Федором Шехтелем для водочного короля Петра Смирнова. Получился прелестный асимметричный особняк с выносными эркерами, большой лоджией и арочными окнами, с романским, греческим, египетским и другими потрясающими парадными залами... В залах особняка устраивались выставки и проводились собрания. После революции здесь располагались серьезные конторы: Московский ревтрибунал, областной суд и областная прокуратура. В 2005, кажется году здание подвергли тому, что у нас называют реставрацией. Спасибо, что хотя бы фасад сохранили.
Фрагмент №15
1. Скульптура "Весть"
Скульпторы
Лягин А.Б., Мольков С.Е. 2. сквер Брюсова переулка, напротив храма Воскресения Словущего.
3. "Весть" - лев, несущий на себе ангела с благой вестью.
Вот что о смысле этой скульптуры говорит Лягин:
Это всегда необъяснимо, - говорит он, - что-то померещилось, что-то запомнилось, о чем-то подумалось, возникло видение... Замысел приходит почти ниоткуда. Делаешь что-то одно, вдруг приходит в голову ассоциация, возникает какой-то неопределенный символ, он уточняется, становится четче, реальнее. Так у меня возникла работа "< Весть ".
Сейчас она установлена в Москве в Брюсовом переулке. Ангел сидит на льве. Лев - царь зверей, символ плотского. Ангел - символ духовности. Появилась композиция, в которой я как автор решал для себя вопросы бытия и миропорядка. Не думайте, что я постоянно решаю для себя важные философские задачи, иногда некогда поесть, голову поднять. Но все же что-то обдумывается, ищутся новые пути, открываются новые ходы.
© Фрагмент №16
1-2 Маскарон над входной дверью
Елисеевский переулок, дом. 11
3. Бывший доходный дом. Всё, что о нём известо то, что в нём жил с 1984 по 2002 Светланов Евгений Федорович
Фрагмент №17
1-2. Картуш на на доме капеллана при Англиканской церкви Св. Андрея
Вознесенский пер., 8
3. На решетке церковных ворот изображены три традиционных символа: роза, клевер(трилистник) и чертополох - Англия, Ирландия и Шотландия.
Это мы видим и на представленном фрагменте.
На нем изображены Святой Георгий, каледонский чертополох - символ Шотландии, роза - символ Англии, и клевер - символ Ирландии.
А так же надпись:
"Built for St Andrew’s church in memory of Robert McGill by his widow. AD 1894"
"Построено для церкви святого Андрея в память о Роберте МакГилле его вдовой. 1894 года от Рождества Христова"
3. "Краснокирпичное сооружение, единственное в Москве в стиле поздней английской псевдоготики , построенное в 1882. Многие английские путешественники, посещавшие наш город, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта церковь. Они как будто попали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок. Здание церкви строилось на пожертвования членов британской колонии в Москве по проекту англ.архитектора Р.Фримена в 1882-1884 гг. Освящение произошло 13 января 1885 г. во имя святого апостола Андрея, первосвятителя Шотландии, т.к. подавляющее бпльшинство британской колонии в Москве составляли шотландцы. Это была не только церковь, но и своеобразный клуб, культурный центр колонии. Здесь были библиотека, архив, комната для собраний, комната-сейф.Все бесследно пропало во время Октябрьского переворота.
(Из книги С.Романюка "Из истории московских переулков")
После революции в храме размещались различные учреждения, позднее, видимо, оценив его замечательную акустику, здание передали студии грамзаписи "Мелодия".
Церковь снова была открыта 14 июля 1991 года.
Сегодня нам рассказал смотритель, что богослужения тут ведутся по воскресеньям два раза в день, а по четвергам можно придти на концерт, послушать органную музыку. А на верху в башенке - библиотека, но работает только тогда, когда приходит библиотекарь.
Фрагмент №18
1-2. Фасад Министерства культуры РФ
Малый Гнездниковский переулок, дом 7
3. Городская усадьба Кондиковых - Орловых (архитекторы И.П. Херодинов, Е.Ю. Брокман)
В 1918 году здесь располагался кинофотоотдел Наркомпроса,
в 1925-1932гг. - Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество "Совкино"
(с 1972 г. - ГоскиноСССР), где работали В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, А.С. Серафимович и другие
- Ограда с воротами, 1882 г., 1925 г.
архитекторы И.П. Херодинов, Е.Ю. Брокман
Старинный особняк неоднократно перестраивался. В несуществующем ныне угловом корпусе в 1880-х гг. был "Пушкинский театр", первый частный московский драматический театр, организованный артисткой А. А. Бренко. В нем играли П. А. Стрепетова. М. И. Писарев. В. Н. Андреев-Бурлак. А. И. Южин-Сумбатов и др.
Фрагмент № 19
1-2. Памятник Низами Гянджеви в сквере у Посольства Азербайджана.
(скульпторы Т.Зейналов, Э.Зейналов), установлен в 1991 г.Памятник - дар Азербайджана Москве.
Леонтьевский переулок,16
3. Низами - "Нанизывающий слова" (подлинное имя поэта - Ильяс сын Юсуфа)
Если б радость не лучилась из стихов моих - жемчужин,
Кто бы пил напиток магов? Никому б я не был нужен.
Фрагмент №20
1-2. Комплекс архитектуры, строительства и развития Москвы.
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Правительства Москвы.
Никитский переулок, дом 5
3. Почему-то я не удивилась, что тут же находится "Интеко"... кому нужно объяснять, что это в Москве?
Когда-то большинство строений в переулке принадлежало Московскому университету, который после пожара 1812 года размещался в домах на участке 5, а в доходном доме №5, принадлежащему купцу А. Т. Заикину жили преподаватели университета.
В этих домах, которыми позднее владел корнет А. И. Яковлев, университет помещался до 1818 г., когда 10 октября в торжественной обстановке открылся восстановленный архитектором Д. И. Жилярди главный университетский корпус.
В 1994 г. внешний вид дома существенно изменился - его переделали для Московского Департамента строительства - он был сломан весь, за исключением фасадной стены, и полностью перестроен (арх. И. А. Покровский и др.)
Фрагмент №21
1-2. Маскарон на флигеле городской усадьбы княгини В.А. Шаховской
Леонтьевский переулок, дом 26
3. Этот дом остаток усадьбы князей Шаховских конца XVIII - начала XIX в. Главное ее строение выходило на Тверскую, а в переулке находились подсобные.
когда-то в этом доме был антикварный магазин "Старина и Редкость"
Фрагмент № 22
1. Барельеф на стене, выходящей в Вознесенский переулок
Распятие и стих "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим"
2. Церковь Вознесения Господня
Б. Никитская, 18
3. "Малое Вознесение" называлось церковью для женихов и невест.
По негласному закону и взыскующие девушку на выданье, и сами девушки шли на молитву в храм Малое Вознесение. Здесь можно было как-нибудь друг к дружке приглядеться, попросить передать свечку, сказать парочку проникновенных слов. Получить приглашение на ужин. Познакомиться с родителями. и.т.д. Атмосферу, кстати, задавал сам протопоп, человек в высшей мере светский - во время службы он по-французски обращался к публике, извиняясь за тесноту, потому как маленький храм с трудом впускал желающих устроить своё счастье.
Фрагмент № 23
1-2. Балкон дома Ярославской мануфактуры
проект А. Ф. Мейснера, 1903 г
Тверской бульвар, 6
3. Это одно из первых зданий в стиле модерн в Москве.
До 1917 г. здесь находилось "Издательство Михаила и Сергея Сабашниковых". Здесь господа Сабашниковы и проживали.
Сейчас в здании - "Внешстройимпорт"
Во время боёв в октябре 1917 года здание горело и было восстановлено только через семь лет и стало просто жилым домом.
Фрагмент № 24
1-2. Внутренний дворик мини-отеля Ист-Вест (East-West)
Тверской бульвар, 14 стр. 4
3. Дом №14, как и рядом стоящий № 16 были построены после пожара 1812 года, как барские особняки. Многократные перестройки превратили бывшие роскошные особняки в обыкновенные дома, давно потерявшие свой первоначальный вид.
В доме № 14 в 20-е годы прошлого века жили писатель Всеволод Иванов и театральный деятель Соломон Михоэлс.
Фрагмент №25
1-2. Фриз над входной дверью
Леонтьевский переулок, 10
Усадьба Каратаевых-Морозовых с особняком И. В. Морозова, 1896 год, архитектор А.С.Каминский, А.Э.Эрихсон. Интерьеры по рисункам архитектора Ф.О. Шехтеля
3. Во время войны тут располагалось Совинформбюро.
Фрагмент №26
памятная доска не найдена
Мне кажется, что это М.Цветаева
Сын поздно вечером сказал, что похоже на Нежданову, и он где-то видел эту доску недалеко от нашей зубной клиники, но... гугль мне на помощь не пришел:(((
Фрагмент № 27
1-2 Голубятня Николая Федоровича Горбунова
Большая Никитская улица, дом 24
3. В дом на Большой Никитской Горбуновы переехали в 77-м году. Тогда Николай Федорович работал на плодово-овощной базе на Хорошевке - там же и птиц держал. А голубятня на балконе появилась после того, как в квартиру прилетел белый голубь. Залетел в комнату - да так и остался. Когда повзрослел - начал ворковать, ему подобрали пару. Так на балконе и появилась большая семья венгерских голубей. Птиц Горбуновы не запирают. Такой способ содержания называют "вольницей" - у каждой голубиной пары есть свой домик и свои жердочки, птицы в любой момент могут улететь. Каждую Николай Федорович знает практически "в лицо", может определить своего даже среди 10 одинаковых птиц: "У них головки разные: у кого-то шире мордашка, у кого-то взгляд особенный"
Дом в стиле модерн построен в 1905-1906 гг. архитектором В. М. Нилусом.
В 1905 г. тут помещалась редакция легальной газеты "Вперед", популярного органа МК областного бюро РСДРП.
Фрагмент № 28
1-2. Крыша с печными трубами палат Г. Арасланова
Крыша мне напомнила крышу Английского подворья на Варварке, где я болталась намедни в поисках храмов.
Большая Никитская улица: дом 16/1 (Брюсов переулок: дом 1/16)
3. Самым ранним известным владельцем палат был некий "провинциал-фискал" Григорий Арасланов, который в 1729 г. продал весь свой двор, где стояло "...ево все каменное строение с сводами железными и з железными затворами", за 1300 рублей князю Ф. П. Сонцову-Засекину.
В советском путеводителе по Москве, который отыскался дома у моей подруги об этом здании написано: трехэтажный дом, перестроенный в самом начале XIX в. из древних палат XVII века, о чем свидетельствуют фрагменты наличников, сохранившиеся на северном фасаде.
Во времена советской власти в этом здании был магазин "Овощи-фрукты"
Ныне какие-то офисы с ужасно строгими охранниками, бдящими даже в 7 утра, предложившими мне просто так "пройти"
А о палатах Арасланова лучше всего читать в сообществе
arhiv_palatТекст и фотографии Александр Можаева (я его очень люблю!)
Палаты Г.Арасланова в Брюсовом переулке, XVIIв. Фрагмент №29
1-2. Памятная доска на доме, где жил и работал в 1928-1939 гг. Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Брюсов переулок, дом 12
3. Карл Казимир Теодор Мейерхольд ко дню своего рождения 28 января 1940 года получил копию своего обвинительного заключения.
А через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли...
Фрагмент № 30
1. Ресторан "Пушкинъ"
2. Тверской бульвар, 26а
Выглядящий как особняк XIX века, "Пушкинъ" был построен с нуля, поэтому-то слегка облупленный экстерьер, трещинки на стенах и скрипящие стулья, скрежещущий лифт и темнота зеркал - это продуманная и ловкая имитация.
А еще, привет из далёкого 1964 года, когда еще не стояло cafe Pouchkine по адресу Тверской бульвар, 26а, а Жильбер Беко проникновенно спел про него.
Gilbert Becaud "Nathalie" ((Жильбер Беко "Натали")
Люблю.
Click to view
La Place Rouge etait vide
Devant moi marchait Nathalie
Il avait un joli nom, mon guide:
Nathalie...
<...>
Elle parlait en phrases sobres
De la Revolution d'Octobre
Je pensais dejа
Qu'apres le tombeau de Lenine
On irait au cafe Pouchkine
Boire un chocolat...<...>
А у меня с этого ресторана в 2006 году начался
самый долгий нереальный сон, или реальность, постоянно ускользающая от меня Фрагмент №31
1-2. Элементы декора на доме №12 по Вознесенскому переулку.
3. Доходный дом Н.З. Захарова
Фрагмент № 32
не найден
Фрагмент №33
1. Кронштейны в виде женских голов
2. Здание Посольства Азербайджана в Москве
Леонтьевский переулок, дом 16
3. Бывший доходный дом/антикварный магазин "Луксор", нач. XIX в
В начале двадцатых здесь находилась "лавка писателей", где писатель мог, стоя за прилавком, сам продавать свои книги.
Фрагмент №34
1. Маскароны в виде львиных голов на фасаде здания
2. Брюсов переулок, дом № 21
3. Дом № 21 это только сохранившаяся часть большого здания, выходившего углом на ул. Тверскую.
В начале XIX в. дом принадлежал генерал-майорам братьям Андрею и Кириллу Гудовичам. В 1898 г. по проекту архитектора С.К. Родионова дом был заново отделан по фасаду, и тогда на угловой полуротонде были помещены герб с девизом "IN DEO SPES MEA" ("В Боге надежда моя") и инициалы владельца "АМ" - Андрея Миклашевского.
При реконструкции Тверской эта часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала.
В доме в 1847-1849 гг. жил драматург А. В. Сухово-Кобылин. Здание является примером эклектики, получившей во второй половине XIX в. широкое распространение.
Фрагмент № 35
1-2. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Газетный переулок, 15.
3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя Иоанна Крестителя и преподобного Сергия, была построена в 1857-1860 годах на средства купца С.А.Живаго (архитектор А.С.Никитин) на основе Успенского каменного храма, coopуженного Г.Горихвостовым в 1647 году.
В 1767 к Успенскому храму пристроен отдельный храм свт. Николая Чудотворца, который остался рядом с новым храмом и был разрушен в 1955 году.
В советское время церковь была закрыта, в ней располагался архив, затем телефонный узел. Возвращена церкви в 1990.
Бонус
Задворки азербайджанского шалмана, сохранившего свой первозданный вид с начала 1990-х годов, под названием Версай.
М.Гнездниковский переулок, 12/27
Но ассоциаций особых нет.
Кроме того, что Питере таких подворотен тьма-тьмущая.
А еще подумалось, может быть у тебя это ассоциируется с находящимся в строении 3 по Малому Гнездниковскому 12/27 мой любимый книжный магазинчик
"Фаланстер" , в котором, как я слышала, продают националистическую литературу. Но мне она не попадалась, может быть плохо искала..
А еще у Моэма в "Бремя страстей человеческих" упоминалось "Кафе Версай" в Парижах
Мои помощники
мои собственные ножки
муж с машиной
Путеводители по Москве.
Книги Алексея Митрофанова из серии Прогулки по старой Москве:
Большая Никитская
Тверская
Путеводитель вокруг метроРоманюк С. К. "Из истории московских переулков"один Бог весть знает какие сайты в интернете