Чрезмернореагирующие энтузиасты

Sep 21, 2013 18:36




Переходим ко вторичным личностным адаптациям, носящим также названия адаптации для одобрения. Их, в отличии от  первичных, может быть несколько и формируются они в возрасте от 3 до 6 лет. Или не формируются, тогда на социальное окружение ребенок реагирует в соответствии с первичной адаптацией. Одна из вторичных имеет клинический ярлык  - истерическая.
Истерические личности вносят свою энергию, по большей части, в чувства. Они демонстрируют восторженность, эмоциональную лабильность и гиперреагирование. Их часто воспринимают как актеров, желающих привлечь внимание и ведущих себя соблазняюще. Истериков описывают как незрелых, сосредоточенных на себе и пустых. Хотя они восторженны и забавны, взаимоотношения с этими людьми могут быть трудными. Они цепляются за других, становятся близки и зависимы, и провоцируют конфликт с человеком, от которого они зависят.
Они также могут быть описаны, как очень привлекательные, игривые, спонтанные, жизнерадостные, сосредоточенные на других. Они очень чувствительны к потребностям других, прекрасно принимают гостей. Уделяют много внимания тому, какое они производят впечатление, могут придать игривость и пленительность любой ситуации.
Под воздействием стрессаэгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать Вас потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряют себя в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением.
Чрезмернореагирующие энтузиасты рано в своей жизни понимают, что получают больше всего одобрения за то, что они милые, веселые и очаровательные. На их умственные способности не обращали внимания, соответственно, они не верят, что могут думать глубоко, ясно и продуктивно. Вместе с тем, радовать других - это то, что они могут делать без значительного участия мышления, и получать от окружающих максимум одобрения.
Чрезмернореагирующие энтузиасты часто путают свои чувства с реальностью. Совершают импульсивные действия под влиянием чувств, а не размышляют над ситуацией.
Их драйвер номер один УГОЖДАЙ МНЕ или УГОЖДАЙ ДРУГИМ. Их второй драйвер - СТАРАЙСЯ или ТОРОПИСЬ, или наоборот. Предписаниями, задерживающими развитие, являются НЕ ВЫРАСТАЙ, НЕ ДУМАЙ и, обычно, НЕ БУДЬ ВАЖЕН. Послания более часто идут от родителя одного с ними пола. Если Истериком является мужчина, он вероятно, получил предписание НЕ БУДЬ СОБОЙ или НЕ БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ТОГО ПОЛА, КОТОРЫЙ У ТЕБЯ ЕСТЬ, предписания, которые могут привести к гомосексуальной адаптации.











































Адаптация

Характеристики

Описание

Драйверы

Предписания

Истерическая

Восторженные

Эмоционально лабильные

Гиперреагирующие

Незрелые

Эгоцентричные

Пустые

Зависимые

Радуй других

Старайся

илиСпеши

Не вырастай

Не будь значимым

Не думай


Подобные сочетания драйверов соответствуют сценарию "Почти", изложенному в мифе о Сизифе. Сизиф также прогневал вспыльчивых греческих богов своими хитростями и обманом. Он был навечно обречен вкатывать на гору огромный камень, за то что пытался обмануть саму Смерть. Каждый раз, когда он почти достигал вершины, камень выскальзывал у него из рук и катился вниз к самому подножью. Действуя по схеме "Почти", человек наших дней говорит, подобно Сизифу: "На этот раз мне это почти удалось".

Фред берет у приятеля почитать книгу. Отдавая ее назад, он говорит: "Спасибо за книгу. Прочел ее от корки до корки, кроме последней главы". Когда Фред моет машину, она у него получается почти чистой, не считая нескольких грязных пятен, которые он не заметил. В долгосрочном плане Фред, согласно со своей сценарной схемой, почти продвинулся по службе. Он дослужился до кресла начальника, правда не совсем в него сел. Каждый раз он оказывается в первых рядах списка кандидатов, и каждый раз у него на собеседовании что-то не складывается.

Берн называл этот тип развития сценария "Опять и Опять". Однако позднейшие авторы указали, что все сценарные схемы проживаются опять и опять. Поэтому было принято название "Почти".

Тейби Кейлер выдвинул идею о существовании двух типов этого сценария. Описанную выше схему он называет "Почти Первого Типа". В случае "Почти Второго Типа" человек действительно достигает вершины. Но вместо того, чтобы поставить свой камень на прикол, сесть и насладиться видом, такой человек даже не замечает, что он достиг цели. Не останавливаясь, он отыскивает взором гору повыше, и тут же начинает толкать на нее камень. А затолкав его туда, озирается в поисках новой вершины.

Человек, живущий по схеме "Почти Второго Типа", нередко достигает значительных успехов в своих начинаниях. Джанет, например, закончила школу с отличием и без экзаменов поступила в университет. Еще до защиты диплома она начала готовиться к аспирантуре. Защитив кандидатскую, она много работает, чтобы стать членом научного общества. Несмотря на зависть коллег, Джанет вовсе не считает, что чего-то "достигла". Став членом общества, говорит она им, я возьмусь за докторскую. Разумеется, работать придется еще больше, но времени на общение с друзьями у нее и так никогда не было.

Для сценария "Почти" характерны две конструкции предложений. Человек может начать говорить об одном, а затем сменить тему и закончить другим. "Сегодня мы будем говорить о... да, кстати, у меня тут есть кое-какой материал, который я вам сейчас раздам".

Во втором случае человек может сделать несколько положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное, например: "Да, осенью деревья прекрасны. И солнце такое яркое. Воздух правда прохладный".
Для заключения контракта с Истерическими личностями и приглашения их к изменению, терапевт общается и связывается с ними сначала на уровне чувств, где находится их энергия. Затем он приглашает Истерика к изменению через его дверь-цель (его мыслительный процесс) и внимательно следит за тем, чтобы общаться с ним скорее из ОК позиции, чем свысока. Дверью-ловушкой, которую надо избегать, является поведение Истерика, которое обычно протекает на бессознательном уровне. Если терапевт конфронтирует его поведение, пытаясь изменить его, он попадается в ловушку и проваливается с этим клиентом. С другой стороны, если контакт с Истериками устанавливается на уровне чувств, и они приглашаются к мышлению, терапевт, в конечном итоге, будет иметь дело с их поведением, где произойдут максимальные изменения. Научившись думать и хорошо относится к своему мышлению, Истерические личности также учатся ценить условные поглаживания за выполнение действий, которые стали критическими в их жизненном развитии.
Чрезмернореагирующим энтузиастам нужно понять, что они могут остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).
Чрезмернореагирующим энтузиастам нужно, чтобы другие поощряли их независимость и самостоятельное мышление, бросали вызов сомнениям в их компетентности и ясности мышления.
Чрезмернореагирующие энтузиасты лучше всего продвигаются в жизни, если они понимают, что угодить всему миру невозможно и гораздо лучше остановиться и ясно обдумать свою ситуацию.
Во время недавнего интервью, которое было у меня с молодой Истеричной женщиной, я был поражен тем, насколько привлекательна, восхитительна, мила и эмоциональна она была. Поскольку она наклонилась ко мне, мы установили эмоциональный контакт, когда я принял ее игривость на уровне эмоций. Моей первой терапевтической интервенцией после этого был комментарий по поводу ее мышления. Она даже сказала: «Все, что мне надо делать - это думать, и это то, для чего мне нужно время». Когда она сделала это важное замечание, я заякорил или усилил ее мышление, наклонившись и коснувшись ее руки. Продолжая говорить, она ясно демонстрировала драйвер УГОЖДАЙ МНЕ, используя такие фразы, как «Вы знаете», «Я думаю также», «Правильно». Несколько раз я прерывал ее драйвер СПЕШИ, приглашая ее думать четко и быть ближе к процессу мышления тогда, когда она начинала решать проблему. Поскольку она упомянула гнев, который она чувствовала относительно симбиотических отношений, имеющихся у нее с матерью, я погладил ее, провел интервенцию и завершил сессию, сказав ей, что путь выздоровления это взросление, мышление и отделение от матери.
Читайте предыдущие части статьи:
С самого начала
Шизоиды или Творческие утописты
Блистательные скептики
Очаровательные манипуляторы
Ждите продолжение статьи: Игривые упрямцы и Ответственные работоманы

Берн, спихотерапия, #интересно

Previous post Next post
Up