Конёк, подкова на счастье и пиво

Jan 26, 2013 03:07

Радагаст Карий не только темное чешское пиво появился в прошлом посте фильме «Хоббит: Нежданное путешествие»
Он владеет магией, способной противостоять тёмной силе гигантских пауков и Некроманта. В поединке с Королем-чародеем он выбивает его меч своим посохом. Этот Майнар знаком с каждым зверем в Лихолесье.Гэндальф считает, что Радагаст Карий - великий маг, несмотря на эксцентричность и чудаковатость. Предводитель Ордена Магов Саруман, пытаясь сорвать поход на Дол-Гулдур, уверяет, что Радагаст «просто переел грибов». Негоже Майнару шляться по лесам. У Толкина в тексте «Властелина колец», в сцене пленения Гэндальфа Саруман саркастически называет Радагаста «грозным повелителем пташек», «простаком» и «дураком».

А все почему? Он русский и это многое объясняет очередной чуждый элемент творчески позаимствованный из славянской мифологии. Даже вполне английскаятреуголка сидит на нем в фильме, как ушанка. "Имя «Радагаст» может происходить из одного из следующих европейских языков: древнеанглийского, готского и одного из славянских (вроде русского). Толкин придумал имя «Радагаст» до того, как изменил первоначальное славянское имя «Медведь» (Medwed) на древнеанглийское «Беорн» (Beorn); также оно предшествует изменению нолдоринского имени «Бладортин» (Bladorthin) на древненорвежское «Гэндальф» (Gandalf). Поэтому можно предположить, что этоимя скорее славянское, нежели германское."Джон Д. Рэйтлифф, «История Хоббита».
Впервые пишет о Радегасте, как о названии города, где расположен храм бога по имени Сварожич около 1018 г. Титмар Мерзебургский. Скорее всего, это следствие непонимания автором хроники славянского словообразования. «Сварожич» в силу звучания имени - отчество. Там же упоминается находящийся в храме священный конь, который подобно храмовому коню в Арконе служит оракулом. Адам Бременский настаивает, что бога зовут Радигост, а город - Ретра: «

…Варвары отрубили ему [епископу] руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Радигосту в знак победы. Все это происходило в столице славян Ретре, в четвертые иды ноября» [10. XI.1066].

Радегаст, или Радого́ст, как западнославянский бог, упомянут Гельмольдом в Славянской хронике, 1167-1168 гг. По данным фон Писториуса, впервые описание идола Радегаста появляется в 1492 г. в первом печатном издании Саксонской хроники Конрада Бото. На гравюре, помещенной под 1133 г., изображен бог Радегаст и сделана подпись: «В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена черная бычья голова, а еще имел в руке секиру, а на голове - птицу».

Вот какая странность. Славяне не знали изначально славянских теофорных имен, т. е. личных имен, которые включали бы в себя имена богов. В отличие, скажем, от древнегреческой и многих других традиций. Жаль об этом не знал Татищев.
«Готтофред в хронике 402 года по Христе от древних писателей сказует, что вандалы с королем их Радогостом в двести тысяч числом в Италию нападение учинили… И сии имена королей довольно свидетельствуют славян, ибо имя Радегаст самое славянское и славяне идола Радегаста почитали. К тому же имя Радегаста видно от владетеля вандалов дано… » - записал В. Н. Татищев в 1748 г., составляя «Историю Российскую» (Татищев, 1995, гл. 39).

Помнили про него и другие классические руские авторы. «Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами» (Ломоносов, 1952, т. 6, гл. 4).Храм Радегаста фигурирует в опере Н. А. Римского-Корсакова «Млада». Вот и птичка появилась. По одной версии орел, по другой петух.  

Кстати, храм в Арконе, с которым его сравнивали немецкие хронисты принадлежал другому божеству Святовиту. Речь идет не об итальянской, а руянской Арконе. Судя по описанию статуи с рогом в руках, именно Святовит изображен на этикете вышеупомянутого чешского пива. Хотя его четыре головы могли вызвать затруднение не только у современных дизайнеров, но и у Васильева.  Кстати, остров Руян и 300 витязей храмовой стражи ничего не напоминают вашему уху? Возможно они и легли в основу пушкинского острова Буяна. Хотя есть и другие версии.
"Дошедшее от предков древнее предание рассказывает, что во времена Людовика II из Корвейи вышли известные своей святостью монахи, которые, стремясь спасти славян, обрекли сами себя ради проповеди слова божьего на грозившие им опасности и смерть. Пройдя много славянских земель, они пришли к тем, которые называются ранами, или руянами, и живут в сердце моря. Там находился очаг заблуждений и гнездо идолопоклонства. Проповедуя тут со всей смелостью слово божье, они приобрели [для христианства] весь этот остров и даже заложили здесь храм в честь господа и спасителя нашего Иисуса Христа и в память св. Вита, покровителя Корвейи. Потом же, когда по попущению божьему дела изменились, то раны отпали от веры и тотчас же, изгнав священников и христиан, сменили веру на суеверие. Ибо св. Вита, которого мы признаем мучеником и слугой Христовым, они за бога почитают, творение ставя выше творца. И не найти под небесами другого такого варварства, которое ужасало бы священников и христиан больше, [нежели это]. Они гордятся одним только именем св. Вита, которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами. Сюда обращаются из всех славянских земель за ответами и ежегодно доставляют средства для [46] жертвоприношений Купцам же, которые случайно пристанут к их местам, всякая возможность продавать или поспать предоставляется не раньше, чем они пожертвуют богу их что-либо ценное из своих товаров, и тогда только товары выставляются на рынок. Жреца своего они почитают не меньше, чем короля Все это суеверие ран сохранилось со времени, когда они впервые отрекшись от веры, до наших дней".ГЕЛЬМОЛЬД СЛАВЯНСКАЯ ХРОНИКА (INCIPIUNT CHRONICA SLAVORUM EDITA A VENERABILI HELMOLDO PRESBITERO)
По этой же логике, противостоящий Святовиту Чернобог, никто иной, как творчески позаимствованный у тех же монахов Дьявол. Хотя не понятно при чем тут древнеримский подросток, излечивший императора Диоклетиана и безуспешно в последствии травимый львами. Как-то не вяжется обычай плясать перед его статуей для выздоровления, с образом божественного всадника. Почитатели и жрецы Радегаста и Святовита верили, что бог ездит по ночам верхом, и если поутру видели, что какой-то конь утомлен более прочих, то догадывались, что божество именно его отличил и выбрал для своих незримых поездок. Остатки его культа можно проследить по целому ряду персонажей и сюжетов восточнославянского фольклора:

- боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;
- волшебная уздечка (коня Святовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;
- подкова (условный символ коня Святовита), прибиваемая к дверям на счастье и для отпугивания нечистой силы;

- изображение резной конской головы на крыше жилища, конек.

image Click to view



фантастика

Previous post Next post
Up