Встреча состоится в субботу, 9 апреля в 15.00
в центре "Страна Чудес" на
Ул. Тимирязева 7/2 Тема следующей группы активного воображения будет "12 архeтипических домов или славянский гороскоп".
Я уже иронизировал по поводу выбора американскими маркетологами именно числа 12. Но если серьезно, попытки увеличить 4 гиппокрaтова или 8 юнговских психологических типов до 16 приводят к массе затруднений. Во первых невозможно построить 3-мерную модель взаимодействия психических функций. А четырехмерная требует довольно сложного математического аппарата.
Статистические исследования 16-типных типологий, намекающих на свою связь с Юнгом, показали дословно следующее
"валидность их опросника MBTI подвергается сомнению. Некоторые шкалы «не работают» на клиническом уровне диагностики: об этом свидетельствуют не только накопленные эмпирические данные психологов-профессионалов, но и результаты исследования Е. Ф. Абельской(автора одной из последних адаптированных версий MBTI [форма F]): «Как показал факторный анализ, айтемы методики образуют четыре фактора, два из которых ясно интерпретируются в соответствии с теоретическими конструктами (TF и EI), а два имеют смешанный характер и указывают на концептуальную близость конструктов S и J, N и P»(ср. с зарубежным исследованием 1989 года). Если для задач исследований социологического характера такие результаты вполне удовлетворительны, то для индивидуальной диагностики - нет, так как подобные «неточности» определяют высокую вероятность ошибки в определении типа конкретного человека.
Другие исследования также выявили несоответствия результатов MBTI и теории, которые можно отнести на его низкую валидность. Исследование связи типов, определённых MBTI, и количеством их представителей в разных профессиях не выявило таковых выраженных связей (Myers and McCaulley), при том что, исходя из теории типов, такая связь должна существовать. Аналогично, Военный исследовательский институт (Army Research Institute, США) после проведения по его поручению исследований MBTI сделал заключение о его непригодности для профориентации. Также комитет, специально созданный Национальной академией наук США, обобщил результаты 20 исследований валидности теста MBTI и заключил, что его шкалы T-F и S-N показывают низкую валидность, на основании чего тест был признан непригодным для профориентации.
Так, факторный анализ MBTI выявил 6 кластеров вместо ожидаемых 4 (соответственно шкалам-дихотомиям). Несмотря на то, что юнговские дихотомии независимы, в тесте MBTI некоторые из них значимо коррелируют (JP и SN). Подобные недостатки валидности определяют значительную вероятность ошибки в определении типа конкретного человека"
. То есть существование 4 типов достаточно сомнительно, и статистически достоверно выявляются только 12.
Что бы пояснить как это проявляется в брендовых архетипах , приведу
отрывок из диссертации Чернышова А, В РУССКИЕ АРХЕТИПЫ В БРЕНДИНГЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ в параграфе «Русские национальные архетипы и целевые группы», которой проводится анализ половозрастной структуры пространства архетипов, существующих в рамках современной русской культурной традиции.
В основе данного анализа лежит исследование, посвященное изучению эстетических предпочтений нижегородцев, проведенное в 2006-2007 годах на базе факультета социальных наук ННГУ. Опрос был осуществлен методом анкетирования. В ходе исследования было опрошено 653 нижегородца, среди которых, согласно заложенным квотам, доля женщин составила 54,4%, мужчин - 45,6%. В ходе аналитического этапа исследования были выделены три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Названия в известной степени условны. Важным является то, что выделенные
группы приблизительно равны (младшая 32,9% от выборки, средняя - 36,1%, старшая - 30,9%) и явно отличаются по своим установкам.
По степени распространенности были выделены четыре группы архетипов: доминирующие, распространенные, достаточно распространенные
и нераспространенные. Группа доминирующих архетипов включает в себя архетипы Карнавал и Верность и охватывает более 40% нижегородцев.
Группа распространенных архетипов объединяет архетипы Любовь, Магия, Мудрость и Поиск и имеет уровень распространения в пределах 20-30%. Достаточно распространены архетипы Забота, Творчество, Бунт и
Героизм (охватывают порядка 15-20% нижегородцев). Менее всего распространены архетипы Власть и Простота, уровень их распространения составляет менее 10%.
В ходе аналитического этапа исследования были описаны и систематизированы целевые группы современного российского общества, ориентированные на различные архетипы. Женщины из младшей возрастной группы ориентированы на архетипы Бунт (26,5%), Магия (30,8%), Карнавал (49,6%), Любовь (38,5%), Поиск (36,8%) и не принимают архетип Забота (9,4%).
Для женщин из средней возрастной группы характерно приятие архетипов Магия (36,9%), Карнавал (50%), Верность (45,4%), Любовь (44,6%), Простота (15,4%) и неприятие архетипа Бунт (9,2%). Женщинам из старшей возрастной группы свойственно четкое размежевание приоритетных архетипов, среди которых Творчество (28,7%), Забота (34,3%), Магия (33,3%), Власть (13%) и Верность (56,5%), и неприоритетных: Бунт (6,5%), Героизм (5,6%) и Поиск (7,4%).
Мужчины из младшей возрастной группы в большей степени ориентированы на архетипы Бунт (20,4%), Поиск (33,7%) и Мудрость (32,7%), при этом они не склонны разделять архетипы Творчество (8,2%) и Забота (9,2%).
Для мужчин из средней возрастной группы характерно приятие архетипов Героизм (20,8%) и Верность (37,7%) и неприятие архетипа Забота (9,4%). Мужчинам из старшей возрастной группы свойственна ориентация на архетипы Власть (11,7%), Верность (48,9%) и Мудрость (35,1%).
Архетипы древности в значительно большей степени принимаются как мужчинами, так и женщинами, нежели архетипы обыденности: уровень приятия практически всех архетипов древности значимо выше, чем аналогичный показатель для архетипов обыденности. Такая картина объясняется тем, что архетипы древности в большей мере, нежели архетипы обыденности, укоренены в социокультурной среде (запечатлены текстуально в пласте русских народных сказок, которые систематически транслируются из поколения в поколение), а также более персонифицированы
(вызывают отчетливую ассоциацию с тем или иным сказочным персонажем/персонажами).
Женщины из младшей возрастной группы ориентированы на архетип Кощей (40,2%), Баба-яга (53%). Для женщин из средней возрастной группы характерно приятие архетипов Мать/мачеха (69,2%), Богатырь (80,8%), Василиса Прекрасная (76,2%) и Иван Царевич (74,6%).
Женщинам из старшей возрастной группы свойственна выраженная ориентация на архетипы Мать/мачеха (72,2%), Богатырь(89,8%), Солдат(48,1%), Василиса
Прекрасная (78,7%), Дурак (64,8%), Иван Царевич (79,6%).
Мужчины из младшей возрастной группы ориентированы на архетип Кощей (36,7%). Для мужчин из средней возрастной группы характерно приятие архетипа Богатырь (80,2%). Мужчинам из старшей возрастной группы свойственна ориентация на архетипы Мать/мачеха (76,6%), Богатырь (79,8%), Солдат (52,1%), Василиса Прекрасная (70,2%) и Иван Царевич (62,8%).
Измерение степени ориентации различных социально-демографических групп на те или иные архетипы позволяет грамотно осуществлять позиционирование бренда, построенного на основе
выбранного архетипического образа.
Узнали в этих образах те архетипы с котoрыми мы взаимодействовали ранее? Если нет, то не беда, группа открыта.
Поработать с этими архетипеческими образами я предлагаю на следующей группе.
Телефон для записи: +79200564456
Ведущий: Андрей Камин, Президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи,
Стоимость 400 рублей
Зарегистрироваться
Московская группа