Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 2-го июля пришел пароход «Камчатка», принадлежащий купцу 1-й гильдии А. Филипеусу; на пароходе, в числе прочего груза для края, привезен был памятник, построенный в Петербурге в память павших в Петропавловске при отражении Англо-французского флота и десанта 20 и 24 августа 1854 г. Памятник этот, по приказанию Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала, должен был быть поставлен в Петропавловске, на конце кошки, чтобы он был виден как из города, так и с рейда, почему г. Филипеус, взявший на себя эту работу, совместно с Петропавловским Исправником выбрал место на кошке, в 100 саженях от конца ее, удовлетворяющее обоим этим условиям, и приступил, наемными людьми, к устройству на этом месте фундамента из трех рядов кирпичей, залитых цементом. Через неделю пароход ушел к устью реки Камчатки, а 16 числа, по приходе клипера, фундамент был уже почти готов.
22 июля пароход «Камчатка» вернулся обратно в Петропавловск, и тогда г. Филипеус, не видя возможности при тех средствах, какие имеются в Петропавловске, окончить установку памятника к 24-му августа, просил меня взять на себя установку памятника командою клипера, на что я охотно согласился, ибо, в противном случае, памятник не был бы вовсе окончен в нынешнем году.
В этот же день, 22 июля, по случаю высокоторжественного дня Тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, в полдень, по окончании молебствия в городском соборе, на клипере расцветились флагами и произвели салют в 31 выстрел.
Вечером на клипере иллюминовались фонарями, сожгли на ноках-рей фалшфейера и спустили несколько ракет, город также был иллюминован, и в особенности хорошо был освещен сад окружного исправника.
26 июля команда клипера приступила к установке памятника, и он был окончен сборкою в пять дней, т. е. к 30 июля. Памятник этот чугунный, состоит из 37 частей, соединяющихся между собою болтами на гайках; весь его вес 1100 пудов и высота около 4 сажен; так как памятник этот уже был собран в Петербурге, то работа по установке его, согласно чертежа, не представляла особенного затруднения; тем не менее быстроте этой работы много содействовало особенное старание команды и, главным образом, направление технической части работы, которая была мною поручена младшему механику клипера прапорщику Голубятникову, окончившему курс в Петербургском Технологическом институте и, следовательно, специалисту по этой части.
Г. Филипеус, при форменном отношении ко мне, просил уведомить его, какую сумму я нахожу нужным выдать команде клипера за ее труды по установке памятника, присовокупляя, что деньги эти он имеет в своем распоряжении из той суммы, которая ему отпущена на эту работу. Так как памятник этот установлен по распоряжению правительства, то я не находил возможным требовать какое-либо форменное вознаграждение для команды, о чем и уведомил г. Филипеуса, прося его сумму эту обратить, если возможно на устройство ограды кругом памятника, которая необходима, чтобы дать ему законченный вид.
30 июля на клипере было ученье постановки с одной стороны минного заграждения; в этой работе принимали участие четыре шлюпки, из которых барказ первоначально завез верп с кормы, а потом поставил 2 мины; шестерка завезла линь заграждения и затем поставила одну мину; катер поставил 4 мины, а двойка подавала на катер проводники от мин и убрала линь заграждения. Постановка этих 7 мин в 60-футовом расстояния между собою, от момента вызова всех наверх до первого взрыва, продолжалась 1 час. При поверке мин у одной оказался неисправным автоматический замыкатель, который давал отклонение около 20°; остальные мины были все исправны. Взорвано было 2 мины по желанию; из них одна, с неисправным замыкателем, по команде «товсь». Уборка минного заграждения продолжалась 35 минут, и все вынутые мины оказались совершенно исправными.
В эту стоянку клипера принял от г. Филипеуса с парохода «Камчатка» 60 тонн токасимского угля, из которых 50 тонн поступило в уплату долга его Владивостокскому порту, а 10 тонн в уплату взятого им угля два года тому назад из складов Петропавловска, доставленного в 1875 г. для клипера «Гайдамак». На принятие этого угля мною выдана г. Филипеусу квитанция.
1 августа, в полдень, с вверенным мне клипером снялся с якоря и пошел в море, для следования к Командорским островам; в этот же день ушел в море пароход «Камчатка» для развоза провианта по портам Охотского моря; а в половине сентября он будет в Владивостоке.
Подходя к выходу из Авачинской губы, встретили входящую с моря английскую паровую яхту Marchesa в 250 тонн, под флагом Королевского яхт-клуба и принадлежащую господину Ketlevell, который вместе с супругою находился на яхте. Пришла яхта из Хакодате, сделав переход в 9 суток, преимущественно под парами.
В 7 часов вечера, при ветре от SSW, прекратили пары и вступили под паруса; в полночь обогнули мыс Шипунский.
2 августа ветер SW, ясно, ход до 7 узлов.
3 августа ветер от SW стих, с полдня нашел туман; в 5 ч. вечера, находясь в 25 милях от острова Беринг, привели под малыми парусами в бейдевинд.
4 августа с утра туман начал рассеиваться и, вскоре затем увидели берег острова. В 7 час. утра дали ход машине и в 1/2 9 часа стали на якорь в бухте Никольской.
5-го августа в 7 ч. утра снялись с якоря и пошли в обход островов, по ночам держались в море под парусами, а днем, когда не было тумана, шли под парами вдоль берегов; на якоре стояли только в бухте Преображения, на острове Медный, куда пришли вечером 7-го августа; держась под парами и у полуденного лежбища на Беринге, где застали на якоре пароход «Александр», грузивший шкуры; отправил на берег вельбот с офицерами, не видавшими еще лежбищ. Хищнических судов никаких не видали; точно также не видали их и жители островов, только русская шкуна «Феликс» приходила вторично в Преображенскую бухту за господином Жаке, который в это время уже был в Петропавловске и оставил для шкуны письмо, получив которое она опять ушла в море. В бухте Преображения принял, при отношении от г. управляющего островами, местную двухлючную байдарку, для доставления в Петербург Его Императорскому Высочеству Великому Князю Алексию Александровичу. Байдарка эта посылается вследствие желания его Высочества иметь таковую.
В этот день видели около острова множество больших китов, между которыми особенно выделялся один своею огромною величиною и цветом. Он был весь совершенно желто-канареечного цвета, тогда как остальные все были обыкновенного, темного, и все они имели необыкновенно длинные спинные плавники.
8-го августа, в 1 час пополудни, снялись с якоря из Преображенской бухты и, обогнув северную оконечность острова Медный, прошли вдоль бобровых лежбищ; затем, пересекши пролив в 7 ч. вечера, подошли к южному мысу острова Беринг, откуда взяли курс на мыс Лопатка.
9-го августа в 8 час. утра, при дувшем легком ветре от NО, вступили под паруса; но вскоре опять заштилели.
10-го августа весь день штилевали. 11-го августа штиль; утром вступили под пары; к вечеру нашел туман.
12-го августа туман. В 4 часа утра, подойдя к мысу Лопатка, от которого по счислению находились в 20 милях, остановили машину и начали выжидать. В полдень туман несколько рассеялся; тогда пошли прямо в берег и вскоре увидели камни Три Сестры, от которых находились в 4-х милях; затем взяли курс на север, вдоль берега, видели плавающих бобров, но промышленников алеутов не видали. Туман по временам сгущался и закрывал совсем берег; тем не менее, до темноты шли вблизи его; а затем, отойдя от берега на 16 миль, взяли курс в Петропавловск.
13-го августа с полночи начал задувать ветер от NW и туман рассеялся; с рассветом, при совершенно уже ясной погоде, увидели берег Камчатки. В 10 час. утра подошли к маячному мысу, а в 11 ч. стали на якорь в Петропавловске, на внутреннем рейде. На рейде застали пароход «Александр» и яхту Marchesa хозяин которой г. Ketlewell, с разрешения исправника, отправился внутрь Камчатки на охоту, намереваясь прибыть в первых числах сентября к устью реки Камчатка, куда к тому времени должна прийти за ним и яхта. После того, яхта посетит остров Беринг, на что получила разрешение управляющего островами, и затем вернется в Японию. Утром 16-го августа пришел с моря крейсер «Африка», назначенный на смену клиперу; командир крейсера передал мне предписание вашего превосходительства сдать ему все письменные документы, относящиеся до крейсерства, а также и специальную теплую одежду для команды, принятую мною в Владивостоке; а затем следовать с клипером в Владивосток, где ожидать дальнейших распоряжений.
Получив это предписание, я приступил к принятию из складов Худчинсон и Коль Ванкуверского угля. Принятие угля я считал существенно необходимым, так как на клипере уголь был уже на исходе, и сверх того, за трехмесячным расходом провизии и запасов, трюм клипера был почти пустой; почему, для поддержания его морских качеств, и был принят этот уголь, как груз и как топливо.
В складах компании осталось еще 100 тонн угля, который будет отпущен на крейсер «Африка», если командир крейсера будет иметь в нем нужду.
В день прихода крейсера «Африка» пароход «Александр» ушел в Охотское море на остров Тюлений, для принятия оттуда груза котиковых шкур, снятия с острова рабочих и доставления туда на зиму пяти человек часовых под начальством одного казака. На пароходе отправился и управляющий островами г. Гребницкий, с которым командир крейсера «Африка» успел предварительно переговорить. Г. Гребницкий сообщил капитан-лейтенанту Алексееву, в моем присутствии, что он не находит нужды в крейсерстве у островов раньше половины сентября; поэтому было условлено, что крейсер будет ожидать в Петропавловске возвращения «Александра», который вернется около 10-го сентября; а затем г. Гребницкий отправятся на «Африке» к островам, откуда, уже по приходе туда «Александра», отправится на нем через С. Франциско в разрешенный ему 6-месячный отпуск. По прибытии крейсера «Африка» предложил Петропавловскому исправнику, исправлявшему в то время и должность почтмейстера, приготовить почту для отправления ее на клипере в Владивосток. Г. исправник просил на это неделю времени, почему я назначил день ухода клипера на 26 августа, дабы в то же время, дать команде клипера возможность присутствовать при освящении памятника, ею так успешно воздвигнутого; освящение его было назначено на 24 августа, т. е., в день Петропавловской победы. Этим временем воспользовались для окраски памятника и приведения в более приличный вид кошки, на которой он поставлен. Кошка эта имела весьма печальный вид, сообщения с городом она никакого не имела; на ней стояли полуразвалившиеся сараи, служившие для сушки рыбы, и было вырыто множество ям, в которых складывалась на зиму рыба для корма собак.
Кроме того она переполнена была врытыми в землю стойками и жердями, служившими для сушки неводов.
Приведение этой кошки в порядок представляло довольно большую работу, и было бы не по силам одной клиперской команде в такой короткий срок, какой оставался до 24 числа; поэтому командир крейсера «Африка» обязательно взялся помочь своею командою исполнить часть этой работы, и таким образом, к дню освящения памятника, удалось все работы на кошке окончить. Сараи были разобраны, за что хозяева их получила от г. Фелипеуса денежное вознаграждение; устройство для сушки неводов перенесено на другое место, ямы засыпаны, от памятника по середине всей кошки провели 8-футовую дорогу длиною около 200 сажен, и засыпали ее щебнем, кругом памятника устроили ровную площадку, также засыпанную щебнем; самый памятник обнесли оградою из деревянных столбов, соединенных цепями; внутри ограды, в каждом из четырех ее углов, положено по пудовому единорогу, из найденных в прошедшем году в озере и, вероятно принадлежавших во время Петропавловского боя батарее № 7, которая была расположена около того места; между единорогами склали четыре ядерных кучки из 36-фунтовых ядер, вырытых из земли у начала кошки, в том месте, где в 1854 г. находилась батарея князя Максутова. Памятник выкрасили черною краскою, фундамент его серою, а венки, кресты и надписи на памятнике выбронзировали, верхний же купол и крест присланы уже золочеными. Таким образом, к 24 августа как памятник, так и кошка были совершенно окончены и в настоящее время имеют весьма красивый и подобающий им вид. Остается еще по бокам новой дороги на кошке посадить деревья, к чему исправник предполагает приступить нынешнею же осенью, и тогда кошка эта обратится в место гулянья Петропавловских жителей; до сих пор по ней ходил только один скот; но теперь для недопускания его больше туда поставлена ограда.
24 августа, в день Петропавловской победы, в который должно было происходить и освящение памятника, командиры и все свободные офицеры, в парадной форме, присутствовали при литии, совершенной местным протоиереем на могиле русских воинов, убитых в этот достопамятный день в 1854 г.; затем в городском соборе была литургия, после которой направились крестным ходом к памятнику; на кошке процессия была встречена развернутым фронтом четырех взводов ружейной команды с обоих судов, с ружьями на караул; по проходе процессии, взводы выстроились вокруг памятника и затем началось молебствие, во время которого и был торжественно освящен памятник. При возглашении многолетия Государю Императору суда расцветились флагами, имея штандарт Государя Императора на грот-брам-стеньге и произвели салют в 31 выстрел.
Английская яхта также расцветилась флагами, хотя и не была приглашена к тому. По окончании молебствия взводы прошли церемониальным маршем мимо памятника и затем возвратились на суда; у памятника же до захода солнца были поставлены двое ружейных часовых. После того крестный ход переправился на шлюпках на перешеек между Никольскою и Сигнальною горами и поднялся на Никольскую гору на то место откуда неприятель был сброшен с горы - акт, которым и завершилась победа 24 августа 1854 г. - и там был отслужен благодарственный молебен; а затем процессия вернулась обратно в собор.
В этот же день на кошке был устроен общий обед как для жителей, так и для команды обоих судов; перед обедом начальствующими лицами были провозглашены тосты, за здоровье Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича и Императорской Фамилии. подхваченные дружным и многократным «ура», затем пили за здоровье присутствующих и отсутствующих ветеранов славного Петропавловского боя. В числе ветеранов было несколько человек отставных матросов, бывшего 27 экипажа и несколько казаков, между последними находился отставной казацкий урядник Карандашев, единственный георгиевский кавалер, который поэтому и был героем дня, Карандашев, которому уже 65 лет от роду, сохранил еще бодрость и здоровье и, по его собственным словам, готов хоть сейчас идти опять в бой за Царя и отечество.
(Продолжение следует)
Фотографии памятника Славы на косе, сделаные в 1882 г. (альбом Бенедикта Дыбовского, © ККОМ). На втором снимке мы видим саженцы деревьев, о чем пишет Ф.К. Авелан: "Остается еще по бокам новой дороги на кошке посадить деревья, к чему исправник предполагает приступить нынешнею же осенью, и тогда кошка эта обратится в место гулянья Петропавловских жителей".