Дай, думаю, выложу "эпохалочку". Давно написано, в докомпьютерную пору. Что пропадает добро, а вдруг кому надо.
Только заявленные "подробности" грузить не буду - их больше основного текста.
П.Л.КАЛМЫКОВ
РЕФЕРАТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 900-ЛЕТИЮ ОТЛОЖЕНИЯ ТМУТОРОКАНЯ ОТ РУСИ
Предисловие.
Однажды, сочиняя сказочную повесть, я решил произвести одного из ее персонажей родом из Тьмутаракани. Уж очень название симпатичное. Когда же захотел что-то узнать об этом городе, почти ничего не нашел. Когда же нашел, захотел обобщить в реферате для личного пользования. Увлекся. Оказалось, к истории этого города (теперь я пишу название по-другому - “Тмуторокань”, мужского рода) имеют касательство очень многие события. И реферат вышел больше ожидаемого. Некоторые ссылки, цитаты, непристроенные сведения я вынес в раздел “подробности” (цифирки в тексте не ставлю, чтобы читателю не скакать туда-сюда). Что-то интересное наверняка здесь упущено, чего-то не удалось найти, что-то еще не открыто наукой, так что полной завершенности реферата не предвидится. Ну и ладно.
Глава 1 АНТИЧНАЯ ЮНОСТЬ ГОРОДА
Таманский полуостров - из тех мест, что пусты не бывают. Здесь сливаются моря Черное и Азовское, “целуются” Крым с Кавказом, перекрещиваются пути водные и сухие. Археологи подтвердят, что люди жили здесь со времен доисторических. Кое-кто из ученых считает, что здесь прошли и наследили прапредки индоевропейской культуры - арии. И что прямыми и ближайшими потомками этих ариев были синды и меоты, которых застали древние греки, поселившиеся здесь с 7 - 6 вв. до н.э.
Полоса греческих колоний вдоль средиземноморских берегов представляла, по выражению Цицерона, “кайму, подшитую к обширной ткани варварских полей”. Платон выразился иначе: греки “расселись вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота”. Крым и Северный Кавказ стали достойным украшением этого лягушатника.
Где-то рядом обитали мифические амазонки, вокруг шастали скифы. Поражало умы греков замерзание Керченского пролива в суровые зимы. Геродот писал так: “Когда Боспор Киммерийский замерзает, таврические скифы выступают по льду в поход и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов”. Боспор Киммерийский - название пролива (еще был Боспор Фракийский, нынешний Босфор близ Стамбула). Черное море называлось Понт Эвксинский, Азовское - Меотида, Меотийское болото (еще его прозывали “Понта Мать”, поскольку Черное море как бы вытекает из Азовского. “А иди ты в болото, Понта Мать!”- могли бы ругаться древние греки). Река Дон называлась Танаис. Река Кубань - Антикит или Гипанис. Боспор Киммерийский был границей частей света, и Таврика - Крым - принадлежала Европе, а нынешний Таманский полуостров - Азии. Тогда он был не полуостровом, а целым архипелагом островов, образованных лиманами и рукавами реки Антикит. Один из островов греки называли Фанагор, и на нем располагался самый большой город - Фанагория, а на соседнем - город Гермонасса. Он-то меня и интересует, так как именно он, вероятно, и стал предшественником Тмутороканя. Возникновение его датируется VI веком до н.э.
Откуда такое название - Гермонасса - гадали еще сами древние греки. Дионисий, например, писал, что город основан ионийцами, вождь которых звался Гермон. По версии другого автора, Арриана, город основали эоляне, которых привел сюда митиленец Симандр; по смерти Симандра колонистами правила его вдова, которую и звали Гермонасса. В любом случае, греки-гермонасситы были выходцами из Малой Азии. Гермонасса и соседние с ней города - Корокондама, Фанагория, Горгиппия - стали греческими воротами туземного государства Синдика. (Вроде как Порт-Артур, Макао, Гонконг в Китае).
Конечно, бывали в истории Гермонассы вторжения скифов, набеги пиратов, бунты рабов, войны и дворцовые перевороты. С IV века до нашей эры Синдика вошла в Боспорское царство со столицей в Пантикапее (ныне Керчь). За век до новой эры его подчинил понтийский царь Митридат Эвпатор, а потом проиграл Риму. Но добрую тысячу лет Гермонасса оставалась классическим греческим городом - чистым, спланированным по сторонам света, с вымощенными улицами, крепостными стенами, с морским портом, загородными дачами и сельхозугодьями. “Прекрасно строенная Гермонасса” как ее назвал кто-то из древних авторов. Но где стояла Гермонасса? Археологами не найдено дорожного указателя “Добро пожаловать в Гермонассу”, и собственной монеты город никогда не чеканил. Лишь на одном могильном камне из Керчи есть эпитафия, высеченная примерно в 1 веке новой эры: “Полемократ, сын Калуса, гермонассита, прощай”. Пришлось ученым устанавливать местоположение Гермонассы дедуктивно, по древним указаниям, по соотношению с другими соседними городами. И соответствует оно нынешней станице Тамань.
Новая эра ознаменовалась великим переселением народов. После Иудейских войн Рима по всей империи расселились евреи, много их оказалось и в Крыму, и в Фанагории, и в Гермонассе. Но это было еще не переселение. К IV веку н.э. Крым, Приазовье, Причерноморский Кавказ заполонили готы, для которых города Боспорского царства служили поначалу бесплатными магазинами. Формально Боспорское царство было подвластно Риму, но защищать своих дальних вассалов у Рима не доходили руки.
Европейцы готы были еще ангелы в сравнении с гуннами, которые пришли на смену им с востока. Археологические свидетельства тому - руины и пожарища, непогребенные костяки, зарытые и невостребованные клады... Под руководством вождя Баламбера за период 360-370 гг. гунны победили на Сев.Кавказе готов и аланов, разрушили все аланские крепости и все греческие города. И Гермонассу разрушили, и никогда она уже не упоминалась под этим именем. (Можно продолжить сравнение городов с магазинами - кочевники их сначала громят, а потом уж начинают разбираться, зачем они нужны на самом деле.)
Еще оставалось за готами правобережье Дона и Крым. Историки тех времен (Еремей Созомен, Иордан, Прокопий Кесарийский) рассказывают вот такую легенду. Однажды - а именно в 371 году - гуннские всадники на Таманском полуострове увидели оленуху и помчались за нею. Загнали на морскую косу. И тут оленуха вошла в воду и пешочком перебрела на крымский берег. Охотники - за ней. И нащупали наносную отмель, какие появляются время от времени в Керченском проливе. Через этот брод гунны вошли в Крым, где застали готов врасплох, ринулись затем на север, в Приазовье, там и довершили разгром.
Готское население в Крыму и на Кавказе осталось, и вплоть до позднего средневековья Крым, случалось, называли “Готией”. Здесь же надо упомянуть и руссов. Это племя (а может, и не племя, а некое “казачество”, или “рыцарство”, которое могло возглавлять разные племена; но скорее, все же племя высокой воинской культуры и тем авторитетное) расселилось примерно когда и готы. Готий было много: Вестготы, Остготы, крымская Готия, балтийский Готланд... Много было и Русей (непривычно звучит это слово во множественном числе): Балтийская, Карпатская, Дунайская, Днепровская, Приазовская Русь... Только готы, которые приняли христанство, написали свою историю, история же руссов пока выглядит набором спорных и спорящих гипотез. Руссов с древности упоминали писатели разных народов и то и дело путали: путали их со славянами, со скандинавами, путали одну Русь с другой. Называли русами, россами, рузами, ругами, рогами, руянами, рутенами, росомонами... Нам сейчас не разобраться, важно, что какая-то Русь обосновалась и в Тмутороканском регионе.
Глава 2. ГОРОД ТУМАННОГО ТАРХАНА
После гуннского разгрома от прежней Гермонассы мало что осталось, но порт все-таки действовал, и жизнь какая-никакая продолжалась. То же было и в Фанагории, то же и в Пантикапее, где пришлось возводить новые стены, меньше старых, по размеру оставшегося города. К началу V века даже как будто возродилось Боспорское царство (известна пантикапейская надпись с именем царя Тиберия Юлия Диуптуна, титулованного подобно прежним боспорским царям). Но вскоре города европейского Боспора признали над собой власть Византии. А “азиатские” попали под очередную волну переселения народов.
В V веке в Приазовье и на Тамани обосновались тюркские племена, пришельцы с востока, которых греки называли мисянами, кутугурами, уграми (путая с венграми), а мы называем болгарами (или протоболгарами). Восточней болгар остановились хазары. В VI веке (567-571) и хазар, и болгар подчинил Тюркский Каганат - государствище от Желтого моря до Черного моря. Такой динозавр, естественно, в VII веке распался; хазары образовали Хазарский Каганат, болгары - Великую Болгарию, на территории которой оказалась и бывшая Гермонасса.
Византийский историк Феофан (он жил в IX веке, но честно списывал у более ранних авторов) поместил под 679/80 годами своей “Хронографии” рассказ “Из истории унногундуров, булгар и котрагов”. “В землях, примыкающих к восточным частям Меотийского озера, у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов; от самого же озера и реки, называемой Куфис, где ловится булгарская рыба ксистон, простирается древняя Великая Булгария, и живут соплеменные булгарам котраги”. От Великой Болгарии отпочковались сначала те болгары, что ушли на северо-восток и там осели в Волжско-Камском регионе. Потом, в 40-е годы VII века, ушли на Дунай болгары хана Аспаруха и там, основав Болгарское царство, сами совершенно ославянились. Оставшаяся в Приазовье орда хана Батбая признала власть Хазарского каганата. (По-видимости, именно этот народ позже упоминался в русских летописях как “черные болгары”).
И болгары, и хазары известны нам как народы тюркоязычные, у них нам и следует искать этимологию названия “Тмуторокань”. Ученые-лингвисты реконструируют что-то вроде “Тумантархан”, состоящее из двух корней. “Туман”, “тумен”, “тюмен” у тюркских народов (и у монголов, и у иранцев) означало десятитысячное войско. Так иногда называли территорию, имевшую отношение к такому войску. Недаром существовало множество городов с названьем “Тюмень”. (Нынешняя сибирская Тюмень получила свое имя, известное с ХV века, от татар). В русском языке это же слово стало звучать как “тьма”, что и поныне понимается как “несметное число”. Второй корень - “тархан” - применялся к самым разным начальникам: воеводам, сановникам, податным сборщикам, лицам, освобожденным от налогов. В древнерусском языке слово звучало “тороканъ”. Так называли татарских начальников во времена ига, так называли и насекомое. (И теперь среди многих псевдонимов этого насекомого есть и уважительное - “хозяин”). Так что “Тмуторокань” - совершенно точно переложенное тюркское название города, которое только спустя века стало казаться смешным. Писали его “Тъмуторокань”, “Тьмуторокань”, “Тмуторокань”; употреблялось оно обычно в мужском роде. Мягкий знак (“ерь”) на конце придавал смысловой оттенок притяжательности (как “Володимерь” означало “город Владимира”, “Ярославль”- город Ярослава). Но по-московски через букву “а” его стали писать только в ХVIII веке. Как и насекомое таракана.
Есть еще один город с похожим названием. По-татарски он назывался “Хаджи-Тархан” (“господин начальник”), в русских летописях с ХV века - “Хазторокань”, а ныне - Астрахань. Убедительная параллель.
Собирая сведения для этого реферата, я сделал было открытие: нашел упоминание интересующего города в “Хронографии” Феофана и в “Бревиарии” его современника и соотечественника патриарха Никифора. Под 704-705 гг. там описываются приключения императора Юстиниана II Носорубленого в Крыму и на Тамани. Юстиниана свергли с византийского престола, отрубили ему нос и сослали в Херсон под надзор. А он бежал к хазарам, в Фанагорию, и там женился на сестре хазарского кагана. Жена и предупредила Юстиниана о заговоре. Задушив струной хазарского архонта Босфора (так в те времена назывался Пантикапей) Валгица, Юстиниан тайно покинул город Фанагорию и спустился в приморское селение, именуемое Томы. Найдя там снаряженное рыбацкое суденышко галиаду, беглец погрузился на него и доплыл до Символа, недалеко от Херсона (Символ - ныне Балаклава).
Город Томы известен, но на другом берегу моря, теперешнем румынском, и конечно, Юстиниан нашел галиаду где-нибудь поближе, куда из Фанагории можно пешком дойти. В греческом оригинале название города не оканчивается на “ы”. У Никифора - “Томен”, у Феофана - “Томин”, у латинского переводчика Анастасия - просто “Мен” (первый слог “то-” принят за греческий артикль). Вот я и предположил, что Томен - и есть наш город, только без “тархана”. Однако оказалось, я не первый такой умный. Еще в 1784 г. вышел труд немецкого профессора И.Э.Тунманна “Крымское ханство”, где написано: “Впервые (Тамань) упоминается в истории Юстиниана II в 703 году под названием Томэ”.
(Да, за Юстиниана не переживайте, он спасся и снова вернулся на царский престол. А в ссылке и с отрубленным носом оказался его прежде удачливый соперник.)
Начиная с того же VIII века и по век XV в византийских списках церковных кафедр город фигурирует под названием Таматарха. (Сначала как епархия, а потом митрополия). Тюркско-хазарское название, напомню, доподлинно неизвестно, только реконструируется. Но некоторое время в Хазарии, наряду с тюрком каганом, имелся еще иудейский царь, и даже государственной религией был иудаизм. И по-еврейски Тмуторокань назывался Самкерц. Почему так - неизвестно. Пожалуй, некоторое созвучие с “Таматархой” слышится. (Трудно переврать слово до такой степени. Но можно. Мне рассказывали, как одна старая корячка, не в силах выговорить русское слово “телогрейка”, произносила вместо этого “сакраелка”. Да те же хазарские евреи передавали название “Херсон” как “Шуршун”.) А кроме того, противолежащий через пролив город по-еврейски звался Керц. (Теперь Керчь). При хазарах Тмуторокань разросся и отстроился. Правда, древние бы греки не узнали родную Гермонассу. Улицы в центре еще как-то придерживались прежней правильной ориентации, но чем дальше к окраинам, тем кривее. Домишки-мазанки, лишь иногда двухэтажные из античного камня б/у, с глиняными печками в углу. В начале IX века город обнесли кирпичной стеной. Стоял там крупный военно-таможенный пост, процветали традиционные рыбная ловля и торговля, а еще - представьте себе - нефтяная промышленность. Население было разноязыкое: и греки, и хазары-тюрки, и хазары-евреи, и армяне, и аборигены Северного Кавказа - зихи, касоги и пр., и пр.