![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/14271447.e/0_7e16a_161d3bff_S.jpg)
.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/14271447.e/0_7e171_6fa5adb1_S.jpg)
В.И.Якоби одним из первых русских художников смело поднял в живописи тему революционного движения. Под влиянием революционно-демократического подъема самого начала 60-х годов он написал «Привал арестантов» (1861 г.), произведение, встретившее горячий прием у передовой России, и почти сразу же задумал картину из истории Великой Французской революции. Но свойственное шестидесятникам понимание истории как процесса, насыщенного драматическими поворотами, и конкретные судьбы русских революционеров - например, поэта и публициста М.И.Михайлова, отправленного на каторгу после студенческих волнений осени 1861 г., - воздействовали на выбор темы будущей картины - темы поражения и гибели борцов за свободу. Из рассказа народника Л.Ф.Пантелеева известно, что вскоре после студенческой истории 1861 г. Якоби просил Н.Г.Чернышевского найти студентов, готовых позировать для полотна «Смерть Робеспьера».
(Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958, с.338-339).
С 1862 г. Якоби в качестве пенсионера Академии художеств жил за границей, сначала в Германии и Швейцарии, а с сентября 1863 г. - в Париже. Круг его чтения в эти годы по истории революции составляли «История Французской революции» Л.Блана, «История Сен-Жюста» Э.Амеля, «Луи Давид и его школа» Э.Делеклюза.
В Париже интерес Якоби к революционным идеям поддерживался и всей атмосферой французской столицы, где тогда оживленно обсуждался польский вопрос, и самым близким окружением художника. Его младший брат Павел, участвовавший в польском восстании и чудом оставшийся в живых после битвы под Крушиной, приехал в Париж закупать оружие и у Якоби встречался с М.Бакуниным. Серьезно интересовалась общественными и политическими проблемами гражданская жена художника А.Н.Тюфяева, впоследствии знаменитая русская гарибальдийка, организовавшая дерзкий побег из крепости осужденного на смерть адъютанта Д.Гарибальди. Записные книжки, которые она вела много лет, позволяют проследить подробно жизнь художника за границей и его работу над картиной (см. превосходную публикацию: Любович Н. Страницы жизни В.Якоби. - «Художник», 1974, № 3). Близким другом Тюфяевой в Париже была украинская писательница Марко Вовчок, переписывавшаяся с А.И.Герценом,
в будущем первая переводчица на русский язык романа Эркмана-Шатриана «История одного крестьянина».
Вместе с тем изменение политической и общественной обстановки в России: арест и гражданская казнь Н.Г.Чернышевского и подавление польского восстания - укрепило художника в его намерении создать произведение о гибели революционера. Якоби оставил занимавшую его некоторое время мысль о картине «Смерть Марата», поскольку судьба Друга народа, убитого женской рукой, т.е. ставшего жертвой террористического акта, не отвечала более глубокому замыслу художника: прибегнув к исторической аналогии, осудить расправу самодержавия над лучшими людьми своего времени. В конце 1863 г. Якоби приступил к работе над полотном «Последние минуты Робеспьера» и закончил его в ноябре 1864 г.
Первоначальное название картины, не совсем точное, позже было заменено на более нейтральное «Умеренные и террористы», которое искажало смысл произведения и смещало акценты в трактовке художником образов победителей и побежденных. Современное название «Девятое термидора», как бы символизируя саму идею поражения и гибели, соответствует, на наш взгляд, и замыслу художника, и содержанию полотна.
Действие происходит в ночь с 9 на 10 термидора в зале Комитета общественного спасения, где в ожидании казни заключены Робеспьер и его единомышленники.
Композиция картины построена так, чтобы подчеркнуть одиночество и обреченность горсточки революционеров. Формат картины вытянут по горизонтали, и арестованные якобинцы отодвинуты к ее краям далеко друг от друга: слева лежащий Робеспьер, справа у окна Сен-Жюст (стоит у занавеса), Пейан и Дюма (сидит на стуле, прикрыв лицо рукой). Вождь якобинцев отделен от своих друзей также пустым пространством в центре комнаты и фигурами победителей, окружающих его ложе. На втором плане солдаты, столпившиеся в дверях, образуют отдельную группу и равнодушны к происходящему.
Картина убедительна своей исторической и психологической достоверностью. Соответствует реальности поведение персонажей: наглое торжество победителей, отрешенность Робеспьера и гордое бесстрастие Сен-Жюста, в портретных чертах которых заметна близость к иконографии XVIII в. Верны исторические реалии, любопытна, например, деталь: трехцветный шарф - этот символ республиканской Франции - носят и победители и побежденные.
Комната погружена в полумрак, его разрывает свет лампы, освещающий распростертого, беспомощного Робеспьера, над которым глумятся победители. Контраст света и тени, общий темный колорит полотна, пронизанный золотисто-красноватыми отблесками, и сама обнаженность конфликта, исход которого предрешен, наполняют картину звучанием, которое, по словам В.Стасова, восхищавшегося работой Якоби, создает «самое полное впечатление грозной трагичности».
Но в картине, в сущности, нет героизма. Художник не избежал жанровости в показе критического момента истории, и революционеры предстают на его полотне не столько как герои, сколько как жертвы или страдальцы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6744/14271447.14/0_b779a_307d527c_M.jpg)
Редакционная коллегия:
акад. НАРОЧНИЦКИЙ А.Л. (ответственный редактор), АДО А.В., АФАНАСЬЕВ Ю.Н., ЗАГЛАДИН В.В., СЕДЫХ В.Н., САПЛИН А.И. (секретарь редакции), СИРОТКИН В.Г., УНАНЯНЦ Н.Т.
Под редакцией докторов исторических наук АДО Анатолия Васильевича и СИРОТКИНА Владлена Георгиевича
Подбор иллюстраций и тексты к ним кандидата исторических наук УНАНЯНЦ Натальи Тиграновны
Перевод французских текстов:
К.Ю.БАРАНОВСКОГО, Р.И.ЛИНЦЕР, М.В.МАЛЬКОВОЙ
Издательский редактор Н.В.РУДНИЦКАЯ
Художник А.К.ЕРШОВ
М.: Прогресс, 1989. 552 с., ил.
Эта книга является результатом новейших исследований ученых СССР и Франции. Альманах «Великая французская революция и Россия» освещает влияние идей и событий Французской революции на политическую, экономическую и культурную жизнь России, опираясь главным образом на обширные фонды архивов и библиотек СССР. Альманах содержит большое количество впервые публикуемых и малоизвестных иллюстраций.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5902/14271447.e/0_7e16d_4c6e154f_L.jpg)