Чтобы зарабатывать деньги (не 3 копейки, а нормальные) на ДПО, необходимо выстраивание внутренних процессов в соответствующем подразделении, как это делается в уважающих себя коммерческих учебных центрах. Нужна стратегия, применение технологий продаж, подготовленный к применению этих технологий персонал и грамотное позиционирование и продвижение услуг. Начну с начала.
Для разработки стратегии нужно, как минимум:
- проанализировать внутренние возможности вуза в части ДПО (кто в теме - SWOT-анализ);
- проанализировать особенности внешней среды региона (PEST-анализ);
- сформировать целевую "картину мира" - каким подразделение ДПО должно стать в идеале;
- составить реальный план перехода от текущего состояния к целевому (самое сложное, но самое важное).
Учитывая, что подразделение ДПО вуза существует в двойственной среде (с одной стороны - жесткий рынок, с другой - финансирование вузом и соответствующие требования к развитию) можно попытаться сформулировать - что реально может дать разработка этого документа самому подразделению:
- понимание реальной ситуации: куда можно и нужно расти, а куда не стоит;
- план действий: что, когда и как нужно делать, чтобы достичь поставленных целей;
- обоснованный бюджет: в стратегии должны содержаться все ответы на вопросы руководства о направлениях расходования средств, выделяемых на развитие подразделения. Под этот документ можно попытаться выбить и серьезные инвестиции в развитие, если вуз сам заинтересован в существенном увеличении внебюджетки.
- обоснование того, что средства тратятся не напрасно: целевые показатели развития, прописанные в стратегии, - лучший аргумент перед руководством, даже если прибыль увеличивается не сразу и не сильно.
- распределение зон ответственности: к примеру, если вуз не выделит или сократит средства на развитие ДПО, то это приведет к таким-то и таким-то конкретным (!) последствиям, за которые несет ответственность не руководитель подразделения, а руководство вуза.
Т.о. стратегия развития ДПО получается двойственным документом, что есть правильно:
- она является документом, защищающим подразделение и его руководителя от возможных нападок со стороны руководства вуза (для этого стратегия должна быть утверждена у руководства!);
- она должна быть действительно стратегическим документом для руководителя подразделения, по которому он будет выстраивать внутреннюю работу по развитию ДПО.
Разработка такого документа - задача не из простых. Особенно для тех руководителей, которые не обладают достаточным опытом эффективных продаж образовательных услуг на различных рынках и коммерческим стратегическим мышлением. Это не камень в их огород - таких большинство. Привлекать консультантов тут тоже нужно очень осторожно - те, кто умеет создавать стратегии только для коммерческих компаний, могут не учесть специфику вуза, как организации, и создать документ, который будет слишком сильно оторван от реальности.
Если же стратегия разработана с душой и желанием превратить подразделение ДПО в коммерчески успешную организацию, если она является реальным руководством к действию, а не формальным документом, то оборот ДПО в десятки миллионов рублей в год - вполне достижимая цель даже для среднего регионального вуза.