Сегодняшняя тема будет очень непростой. Она будет об воспитании мальчиков в традиционных чеченских (вайнахских) семьях. В первую очередь, я пишу эту тему для русских мужчин - у которых есть сыновья, во вторых для всех молодых парней, которые в будущем станут отцами. Я не в коем случае НЕ призываю менять наши русские и славянские традиции на вайнашьи, но к сожалению у многих русских семей, таких традиций нет как таковых. Плюс, любая замкнутая система является проигрышной и загнивающей в долгосрочном периоде, без "свежей крови". По этому я за то, что бы учиться у лучших, а лучшие сейчас без сомнений именно кавказские народы. По этому если молодые папы, прочитав этот опус, вынесут для себя что то новое - я потратил свое время не зря. Вся "статья" - это нарезка на тему из книг, статей, мыслей и отзывов самих чеченцев и тех, кто рос рядом с ними. И начну я словами Сергея Масленицы:
Чеченцы (точнее, вайнахи) - это Санитары Леса. Их задача - сожрать русский генетический брак, заставив оставшихся в живых стать мужчинами.
Один поэт как-то высказался: "новый русский меч закален в чеченском огне".
Нохчалла - чеченский характер
Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. "Нохчо" значит - чеченец.
"Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня."Нохчалла" - это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится , но по отношению к другу - никогда!"Нохчалла" - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.
"Нохчалла" - это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным!" Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее - это "нохчалла".
При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.
"Ночхалла" - не свод рекомендаций. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец.
У чеченце не воспитывают ремнем и нотациями. Чеченцев воспитывают личным примером.
Некрасиво обсуждать личную жизнь в присутствии взрослых, громко, истерично смеяться, общаться по телефону с девушкой/парнем… Нельзя перечить. Очень тесно соблюдаются родственные узы ( очень нравится этот адат:). Чеченцы знают всех своих троюродных иди даже пятиюродных братьев и сестер, часто навещают друг друга. В гости не принято ходить с пустыми руками, желательно привозить с собой гостинцы. Соседи живут очень дружно, как одна семья, во всем помогают друг другу. У нас сильно развит дух социализма, коллективизма (называйте, как хотите).
Выдержка из книги "Вся Правда о Чеченцах или Секрет..."
Глава 7
Почему Истинные Чеченцы ничего на боятся?
И еще Истинные Чеченцы не боятся смерти и потому, что на все 100% уверенны, что если его убьют, за него отомстят. Тем более, что в Коране в суре Корова Всемогущий Господь говорит :
173. (178). О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, и раб - за раба, и женщина - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то - следование по обычаю и возмещение ему во благе.
174. Это - облегчение от Господа вашего и милость; а кто преступит после этого, для него - наказание болезненное!
175. (179). Для вас в возмездии - жизнь, о обладающие разумом! - может быть, вы будете богобоязненны!
Когда же кто-то начинает спорить с ними насчет правильности толкования Корана, который ссылается на авторитет Алимов, Истинные Чеченцы говорят:
В Священном Коране в суре 3 Всемогущий Аллах говорит:
5. (7) … Не знает его (т.е. Корана) толкования никто, кроме Аллаха. …
Так что, версия толкования Корана наших Алимов имеет больше прав на существование, чем толкования Корана любого другого Алима.
Еще я думаю Истинные Чеченцы не боятся ни смерти ни ничего потому, что их с детства воспитывают в Духе Сильных и Смелых Духом.
Вот что они говорят своим детям.
Старших надо слушаться! Старших надо уважать! Кто не слушается и не уважает старших, тот не может стать Къонахом!
Истинному Чеченцу позор, если его увидят переживающим, унывающим, слабым. Если его таким увидят, то будут жалеть его.
А жалеть ведь можно только слабого, беспомощного. Не позор, но насмешку вызывает Чеченец, который в гневе. Мол ну и зацепило его.
Поэтому, у Истинных Чеченцев нельзя унывать даже если перед тобой только что убили твоего Отца. Даже в этом случае надо не унывать, а действовать.
Если есть возможность отомстить, мсти! Если нет, то лучше займись трупом Отца и похоронами! Ведь как бы ты не убивался и не унывал, мертвый уже не воскреснет! Умерший умер, а живым надо жить!
Также, чтобы ни случилось или чтобы ни происходило, ты не должен терять присутствия духа, и не должен бояться или унывать.
Что прошло то прошло! Не будь слабаком! Не будь бабой! Не будь жалким и беспомощным! Будь мужчиной! Или скройся с глаз людей!
Никогда, нигде и ничего не бойся! Не бойся темноты - это только темнота! Не бойся того, кто здоровее тебя, его тело не железное, и его возьмет нож или пуля, или железка!
Не бойся черта, его физически не существует! Не бойся смерти! Смерть только переход из мира в мир! Умерший здесь, оживает в другом мире!
Тот кто жил с Честью и умер за Честь - тот попадает в еще более Лучший Мир чем этот! Тот кто жил без Чести и умер без Чести - тот попадает в мир трусов, подлецов и подонков!
Единственное чего ты должен бояться, это сознательно поступить нечестно или несправедливо! Если ты захочешь сделать что-то нечестное или несправедливое - тогда побойся Бога сделать это!
Никогда и нигде не отступай и не сдавайся! Лучше умереть, чем жить трусом или с позором! Отступить можно только в том случае, если ты неправ!
Но если ты Прав и Справедлив, тогда не отступай и не сдавайся ни за что! Так как на твоей стороне Бог, вся вселенная, каждое живое существо и каждый атом!
Не позор, если в драке тебя одолеет противник! Позор, если ты побоишься выйти на поединок с тем, кто тебя вызывает на поединок!
Ничего и никогда не бойся! Если тебя, кто-нибудь кто сильнее тебя несправедливо обидит, мы его накажем и отомстим за нанесенную тебе обиду!
Не бойся боли! Боли не существует! Это только кажется что больно! Ведь ты же сам знаешь, что как только ты от нее отвлечешься - боль исчезает! Если бы боль существовала, ее можно было бы увидеть и потрогать руками! Больно только тому, кто боится боли!
Никогда не плачь! Плачут только женщины и девочки. А ты мужчина. Если женщины или девочки, или вообще, если кто-нибудь увидит что ты плачешь, они скажут что ты не мужчина, что ты девочка!
Будь мужчиной! Будь бесстрашным! Будь всегда Честным! Врет только тот, кто боится, а тот кто боится - тот презренный трус.
Будь Справедливым! Просто всегда и везде Будь Мужчиной!
Къонах должен поступать так! Къонах ни за что так не сделает! Къонах никогда такое не скажет! Къонах никогда так не подумает! Ты мужчина! Ты Къонах! Ты Къонах! Ты Къонах!
Ты произошел из Рода Къонахов! Ты Къонах! Ты Къонах! Ты Къонах! И все в этом роде, пока Ребенок не вырастет, и не начнет то же самое сам говорить Детям младше себя.
После такой программы, действительно невозможно чего-либо бояться, или быть нечестным!
Это только то, что говорят детям, чтобы не боялся. А так в жизни всегда где это необходимо, ребенку говорят:
Стаг чу веъча хьала г1атта веза. Г1иллакх доцуш волчух Къонах ца хуьлу.
Къонаха Оьзда хила веза. Яхь йоцуш волчух Къонах ца хуьлу.
«Давайте лучше расскажем собственные примеры, как мы сами воспитывались нашими родителями. Таким образом мы и сможем определить стереотип воспитания в чеченских семьях. Так как у всех разный подход к воспитанию, это всё зависит от многих факторов. Например, когда семья многодетная, акцент делается на старшего сына, потому что всё что в него закладывают потом даст результат и послужит примером для младших. У нас в семье не наказывали детей, как бы мы себя плохо не вели.. одной профилактической беседы с матерью или с отцом, которые доносили до тебя ту или иную ошибку так внятно и чётко, что нам самим становилось стыдно перед собой.) Детей нельзя бить, особенно пацанов, так как парень начинает развивать в себе чувство страха. У нас, у парней вообще был зелёный свет в этом плане, бей и ломай всё на пути тока вот трусость или как грицца "заднюю" не врубай ни под каким предлогом. Для хорошего и качественного воспитания, главным аргументом должен быть Ислам. Будучи в имане в нас развиваются такие чувства как благородство, сострадания, уважение, яхь итд. Так же считаю очень важным аспектом воспитания парней в нашем обществе, занятия спортом. Спорт развивает характер в молодых сердцах и чувство самоуверенности. А люди действительно обладающие силой, никогда себе не позволят насмешки и издевательство над слабыми. Правильным и доходчивым методом воспитания, является пример наших родителей. Ихнее поведение в той или инной ситуации, ихние рассуждение и мудрость перед сложившимися проблемами. Родители и родственники имеют большой эффект на воспитании подрастающего поколения. Так же слава Аллаху, у нас много исторических личностей, с которых можно брать пример и гордиться, наша нация богата своей историей и отвагой наших сыновей. Нашей целью должно быть продолжение той самой истории, не ударив в грязь лицом. Итогом всего этого является наша религия и только потом уж наши адаты. Примером как достойно прожить свою жизнь, является пророк Мухаммед (с.а.с.)»
«Моя мама выросла в Киргизии. У нее было множество соседей и друзей, высланных чеченцев. Когда я собирался в армию, мама мне сказала:
- Если захочешь найти там себе настоящего друга, то выбирай чеченца. Он тебя никогда не продаст и всегда прикроет спину. Только относись к нему так же искренне, как и он к тебе.
Я последовал ее совету и не пожалел ни разу… Всегда у меня были друзья "нохчи" и в армии и после. Хоть поначалу, бывало, я даже дрался с ними (очень хлопотно кстати), зато потом дружили "не разлей вода". Причем не имеет значения он мелкий и плюгавый, или здоровый и накаченный спортсмен, на боевые качества это никак не влияет. Представьте себе атомную бомбу: какая разница, выглядит она воинственно с нарисованными акульими зубами или маленькая невзрачная с дурацкими витыми трубками. Просто - это атомная бомба и все...Чеченцы за меня всегда "впрягались", а я за них и соотношение сил не имело никакого значения.
Еще я усвоил от мамы, что они не хорошие, не плохие, они - другие. Совсем другие. Любой эфиоп, гораздо ближе нашему менталитету, чем чеченец.
Например, если ты будешь всю жизнь с ним дружить, и у него будет принципиальный выбор между тобой и его земляком-чеченцем, которого он видит впервые - он, не задумываясь, выберет земляка. Это аксиома. Они все братья. Это нужно просто понять. Скажем, если у вас есть старый друг, не чеченец, просто друг и встанет выбор между вами и его родным братом, которого ваш друг недолюбливает, было бы странно ожидать, что он выберет вас.
Как говорила мне мама:
- Представь, что медведь много лет дружит с волком, но вдруг пришла волчья стая и друг обязательно уйдет со своими...Но выбор должен быть действительно принципиальный, например если вы кровник другого чеченца, то никакая многолетняя дружба тут не спасет, а если просто ссора, то ваш друг костьми ляжет, но разрулит эту ситуацию с другим нохчем. Проверенно неоднократно.Когда например в день дембеля у меня из под носа стырили "парадку" со значками, мой друг отдал мне свою (хотя ему самому домой через неделю) Он сказал:-«Грубас, не обижай меня, бери, я за неделю себе достану, а у тебя сегодня поезд».
Так и лежит до сих пор у меня на антресолях «парадка» с хлорной надписью на подкладке «РОМАН ХАСАНОВ».
Я - пацанчик любопытный и много беседовал с друзьями вайнахами, пытаясь их понять. Один мне сказал умную вещь: Я за своего земляка, не задумываясь, отдам жизнь, хотя при этом вполне возможно, что...на один гектар с ним бы не сел...
Согласитесь, что многие могут сказать такое же о своих родных братьях и сестрах.
У меня в институте были два друга чеченца: Тимур и Сулим. Они жили вместе и всеми воспринимались как братья, хотя познакомились только в Питере. С ними происходило много любопытных историй, подтверждающих обособленность их нации:
Ехали мы как- то утром в метро на учебу, на нас уставился светловолосый мужик лет сорока. Он протиснулся поближе и спросил:
- Нохчо ву? (Вы чеченцы?)
Мои друзья:
- Да.
-Тогда вот что, я сейчас выхожу, должен бежать по делам, вот на бумажке адрес и ключи от квартиры. Берите своего друга, езжайте втроем и ждите меня дома. Еда в холодильнике. Видик включать умеете? Кассеты найдете. Вечером вернусь, познакомимся.
Я вежливо отказался, а они поехали.
Вернулся хозяин только поздно ночью...
Я на следующий день спросил друзей:
- Но ведь он вас впервые видел, как и вы его, почему же он не побоялся, что вы тупо "обнесете его хату"? (кто помнит, один только видик в 1990 году стоил как чугунный мост...)
Они долго задавали мне наводящие вопросы, чтобы понять смысл моего.Тимур с Сулимом никак не могли взять в толк, о чем же я пытаюсь у них спросить... Все равно если бы я Вам задал вопрос: «А вот твоя жена и дети не боятся, что у тебя есть ключи от квартиры, ты же можешь их обокрасть, пока никого нет дома..?»»
«Я помню, когда нас, детей в возрасте 8-12 лет отец наказывал за то, что мы, где-то играя, не заметили старика и не уступили ему дорогу. Что удивительно папа как всегда нас видел там, где мы меньше всего его ожидали.))))»
Наречению ребенку имени придавали большое значение. Имя пытались подобрать известного человека в селе, во всей Чечне или Ингушетии. Считалось, что новорожденный должен быть таким же прославленным или храбрым, уважаемым в народе за добродетели.
Кроме того с введением мусульманской религии вайнахи ста ли нарекать своих детей именами из священнописания, то есть именами святых: Хасан, Хусейн, Мухамед, Саид, Петимат, Хава и др. О наречении детей именами у ингушей Н. Ф. Грабовский пи сал: «У ингушей нет раз и навсегда установленных имен для наречения новорожденных. Чаще всего в этих случаях даются магометанские имена, но иногда ингуш любит назвать своего ребенка каким-нибудь предметом, как например: Борз (волк), Оалхазар (птица), Наж (дуб), Тепча (пистолет) и т. д. Затем ингуши охотно дают имена в честь каких-нибудь уважаемых людей, не исключая русских...»*. Детям с раннего возраста прививали уважение к родителям. Народная мудрость гласит: «Выученное в молодости, как написанное на камне»*. Им внушали, что повышать голос на родителей и проявлять неповиновение - большой позор перед обществом, родственниками, большой грех. «Дети, как мужского пола, так и женского пола, несмотря на возраст их находятся в полной зависимости от своих родителей, как от отца, так равно и от матери. Они должны во всех отношениях им повиноваться со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять их и без сопротивления терпеть всякое наказание от своих родителей»*, - писал Ф. И. Леонтович.
Образец поведения родителей, их семейный образ жизни, характер взаимоотношений между ними оказывают большое влияние на образ жизни молодых. Поэтому родители всячески, поддерживают авторитет друг друга перед детьми. В случае расхождения мнения между собой родители выясняли его без присутствия детей. Поэтому дети высоко чтили своих родителей. Их слово для детей любого возраста было законом. Недаром в народе говорят: «Со смертью матери с груди сына и дочери падает ароматный цветок». Такое воспитание неизбежно порождало верность традициям, стремление пользоваться в своем поведении готовыми нормами и образцами. Об этом свидетельствует и устное народное творчество вайнахов: «Пусть не родит мать вероломного сына. Если родится - пусть не вырастет, чтобы топтать эту землю. Вероломства сына лучше - блудливая дочь. Пусть мать не родит сына без достоинства, а если родится - пусть не проживет, пока лепешка спечется. Если по своей судьбе он все-таки вырастет, пусть смерть его постигнет...»*.
Трудовая деятельность в вайнахской семье служила арсеналом воспитательных средств, а воспитание не являлось специальным процессом. Нормы поведения и взаимоотношений членов семьи определялись половозрастным признаком. Младшие члены семьи не должны были разговаривать со старшими сидя, если те стоят. Особенно это соблюдалось между не членами семьи, В соответствии с этим в Чечено-Ингушетии, как и вообще на Кавказе, самым большим уважением пользовались пожилые люди и, прежде всего, глава семьи. «В семейном быту вайнахов была характер ной согласованность действий старшего с мнением совершеннолетних членов семьи», - читаем мы у доктора исторических наук В. Дж. Итонишвили*.
Особое покровительство мужского пола объяснялось, как отмечалось выше, что они - кормильцы семьи, продолжатели рода, защитники страны. «Мальчик - будущий мужчина и боец, продолжатель рода», - отмечал А. Бергер*.
Народная педагогика вайнахского народа отличалась гуманностью методов воспитания. Основными методами воспитания были, как уже отмечалось, методы убеждения, внушения, личный пример.
Вайнахи стремились всесторонне воспитывать своих детей: умственно, физически, нравственно, эстетически, прививать им любовь к труду, хотя условия жизни для такого воспитания были крайне ограничены. Так, вайнахи глубоко почитали умственно развитых людей. К такому ходили советоваться. Умным считали умудренного жизненным опытом человека, старшего в роду, семье или образованного в силу своих возможностей - в городах или у аталыков.
До 9-10 лет воспитанием мальчиков занималась мать, затем - отец, дедушка. С этих пор мальчиков приучали к трудоемким работам - они ездили со старшими на мельницу, в лес за дровами, копнили сено, участвовали в уборке урожая. Им поручалось выгонять скот на пастбище, пасти его в течение дня, ухаживать за лошадьми, кормить, купать их на речке.
Карликовые земельные участки, расположенные на склонах гор и усеянные камнями, суровые условия природы требовали от горца нечеловеческих усилий, тем более, что орудия труда были несовершенными. Все это заставляло горца физически развивать своих детей, особенно детей мужского пола. Это отразилось и в народном фольклоре: «У кого летом не вскипит в голове мозг, у того зимой не будет кипеть в котле». Или: «У пастуха, рано встающего, овца родила двух ягнят»*; «У чабана, что до зари встает, отара приносит двойной приплод»; «У лисы снующей полон был живот»; «Хвост облез у волка, что в норе сидит весь год»*.
Совершеннолетие для юноши наступало в 15- 16 лет, когда ему поручалось выполнять трудоемкие работы. Он мог носить оружие и, по адату, вступать в брак. Актом совершеннолетия являлся приход (приезд) его к матрилинейному дяде с подарком, который дарил ему коня. Этот акт позволял юноше отныне обращаться с дядей как с равным, сидеть, говорить с ним как взрослый со взрослым*.
Физическому развитию и воспитанию детей и особенно мальчиков вайнахи придавали большое значение в силу указанных выше причин. Этого требовала прежде всего необходимость защиты своего отечества, села, родичей, а также существующий среди вайнахов обычай кровной мести.
К физическому воспитанию относились: верховая езда, борьба, прыжки, метание камней, дротиков, копьев и пр. Отец или старший брат рано начинали обучать сына (брата) верховой езде, с тех пор, когда он стал держаться в седле. В юношеском возрасте они могли принимать участие в конных состязаниях.
Ежегодно в весенне-летнее время на окраине села молодежь устраивала конные состязания. Об их организации гонцы извещали жителей близлежащих сел.
Юноши к ним готовились заблаговременно. «Смелые наездники приучают своих лошадей бросаться с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высот оных. Такой отчаянный навык, подвергавший всякий раз жизнь седока-джигита вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятеля при случае близкой погони»*, - пишет С. Броневский.
Такое воспитание прививало мальчикам любовь к ездовому спорту, закаляло их, воспитывало у них мужество, волю. «Западного человека прежде всего у кавказца удивляет живость его нескованной ритмики, его пластическая подвижность, его любовь к борьбе, к конским ристалищам, к метанию дротиков, его умеренность в пище, любовь к свободе, к быстроте перемещений, его кочевые склонности обожествлять солнце и коня, самое быстрое в видимом им мире светило и самое быстроногое животное»*, - пишет Л. П. Пасынков. Подростки мужского пола часто в свободное время устраивали состязания, в которых они пробовали свои силы, выносливость, храбрость и изворотливость. Старшие братья, а иногда и отцы, провоцировали подобные состязания подростков мальчиков. Они становились свидетелями таких игрищ и оскорблялись за побежденных сыновей, давали им дельные советы, необходимые в состязаниях. «У чеченцев мужчина (как и у ингушей. - Ф. К. ), наблюдая драки подростков, хвалит победителя и дразнит побежденных»*, - пишет советский этнограф Я. С. Смирнова. Народная поговорка гласит: «Кто последнее отдаст, - тот щедр, а кто чем попало ударит, - тот храбр»*.
Одним из методов народного воспитания является личный пример: выдержка старшего в любой ситуации. Отец, брат (старший) должны были быть примером для детей - вырасти как отец, брат или известный человек в семье, округе, стать дика къонах (стаг - чеч.) - хорошим мужчиной, дика сесаг - хорошей женщиной, дика йоI - хорошей девушкой - эта цель ставилась перед каждым.
В вайнахской традиционной семье цIен-да (глава семьи) и старший сын в основном осуществляли общее руководство в семье. Высоко чтилось воспитание у детей умения владеть собой, трудолюбие, уважение к старшим. Детям прививали уважение к родителям с раннего детства. Особо чтили мать. К этому призывала и религия. Им внушали, что повысить голос на родителей и проявить неповиновение им - большой позор, постыдное дело перед обществом, селом, родичами. Таких не уважали родственники, односельчане.
Неотъемлемой частью традиционного воспитания у вайнахского народа были обычаи избегания между родителями и детьми, в особенности между детьми и отцами поощрялась внешняя сдержанность между ними*. Отец при взрослых детях (подростках) не должен пить, курить, а если ему за пятьдесят, он должен отказаться от того и другого.
Одним из непременных требований отца и деда к детям мужского пола было требование сдержать данное слово, коль ты его произнес. Народная поговорка гласит: «Слово коль нарушил ты, то и клятву ты сдержать сумеешь вряд ли».
«Я родился и вырос в Чечне, точнее в станице Шелковской Шелковского района Чечено-Ингушской АССР. С раннего детства пришлось пересекаться с вайнахами. И уже тогда меня поразило, насколько они сильнее нас духом. В детском саду между русскими и вайнахскими детьми постоянно происходили драки, по итогам которых вызывали родителей. Причём с «русской» стороны всегда приходила мамочка, которая начинала выговаривать своему сыночку: «Ну что же ты, Васенька (Коленька, Петенька) дерёшься? Драться нельзя! Это нехорошо!» А с «вайнахской» стороны всегда приходил отец. Он давал сыну подзатыльник, и начинал на него орать: «Как ты, джяляб, посмел проиграть бой вонючему русскому - сыну алкоголика и проститутки?! Чтобы завтра же отлупил его так, чтобы он потом всегда от страха срался!»
В школе редкий день обходился без драк, причём драться мне практически всегда приходилось в меньшинстве. И это при том, что в моём классе на пять вайнахов было пятнадцать славян. И пока я один отмахивался от пятерых, остальные четырнадцать «гордых росичей» в это время внимательно разглядывали свои ботинки.
(В принципе, если Вы пользуетесь общественным транспортом, то подобную картину должны были наблюдать неоднократно: один дебошир к кому-нибудь пристаёт, а полсалона мужиков в этот момент всенепременно начинают интересоваться собственной обувью).
На нас постоянно производилось психологическое давление, постоянно «щупали на слабину». Чуть прогнёшься - всё, конец: опустят так, что уже не поднимешься.
Однажды меня после школы подкараулили вайнахи-старшеклассники. В драке я разбил одному из них голову водопроводной трубой. Остальные прекратили бой и утащили своего подранка. На следующий день в классе ко мне подошли незнакомые вайнахи и забили стрелку, объявив, что будем биться на ножах - насмерть. Я пришёл, а их там человек пятнадцать, и все - взрослые мужики. Думаю - всё, сейчас зарежут. Но они оценили, что я не испугался и пришёл один, поэтому выставили одного бойца. Мне дали нож, а чеченец вышел без оружия. Тогда я тоже свой бросил, и мы рубились голыми руками. По итогам этой драки я попал в больницу с переломами, но когда вышел - меня встретил отец того парня, которому я разбил трубой башку. Он мне сказал: «Я вижу, что ты воин, и не боишься смерти. Будь гостем в моём доме». После этого мы долго с ним беседовали. Он рассказывал мне про адаты (чеченские родовые обычаи), про воспитание, превращающее чеченских мальчиков в бойцов, про то, что мы, русские пи@арасы, оторвались от своих корней, перестали слушать своих стариков, спились, выродились в толпу трусливых баранов и перестали быть народом.
Вот с этого самого момента и началось моё «переобувание» или, если угодно, становление.»
От себя не сбежать: миллионы невидимых уз
Не позволят нам детство забыть, даже тем, кому похуй.
Мне сегодня, ребята, приснился Советский Союз,
И мне кажется, мы слишком быстро простились с эпохой.
Пусть по "ящику" врут, что поры не бывало мерзей,
Что от знаков масонских над нами ломились карнизы -
Я о том, что у нас во дворе было много друзей,
И о том, что мы в гости к соседям ходили без визы.
Кто-то строил и жил, кто-то тупо глядел на забор,
Кто-то тихо жирел, набивая валютой матрасы,
Но из далей заморских все слышали ангельский хор,
Хотя нам объясняли, что это поют пидарасы.
Мы не то чтоб хотели уйти - просто вышли во двор,
И во тьму повела, побежала кривая дорожка.
Я не знаю, когда появился предатель и вор -
Видно был среди нас, но до времени крал понемножку,
А оставшись один, помаячил в окошко свечой -
И, пока мы дрались, помешавшись на собственных бзыках,
Враг вразвалку вошел, поливая святыни мочой,
И уселся на трон, размовляя на недоязыках.
Накурившись кингсайзами "избранных миром эЛ эМ",
Намотав гигабайты порнухи на метры рекламы,
Мы вернулись к себе, только места хватило не всем...
Мы такую просрали Страну - извини меня, мама!
Неужели мы, взоры потупив, пройдём стороной,
Промолчим - толерантней овцы и пугливее зайца?
Может хоть напоследок привычно тряхнем стариной,
В напряженной борьбе отрывая противнику яйца?
Не рыдали доселе, авось не заплачем и впредь, -
Из-за меньших обид иногда начинаются войны.
Кто осмелился жить - не боится в бою умереть,
Баллистический путь до врага вымеряя спокойно.
Пусть в палате Конгресса сорвётся на крик неокон,
Пусть "защитники права" зайдутся в истерике, суки,
Но пока на ракетах написано "На Вашингтон",
У "партнёров по НАТО" по-прежнему коротки руки.
Украина, восстань! Белоруссия, больше не трусь!
Возвращаясь домой, отряхни свои пыльные стопы.
Мы все вместе - священная Древняя Русь,
А не выблядок твари, похитившей имя Европы.
И когда демократы Содома, калифы на час
Нам истошно вопят: "Встаньте раком - живите как люди!"
Мне смешно, потому что я помню, как было у нас,
И мне хочется верить - еще обязательно будет!
От далеких причалов уйдут в Океан корабли,
На далеких орбитах продолжат планиды движенье...
Да, закончилась книга, но в памяти нашей земли
У истории мира по-прежнему есть продолженье -
Будет ветер в листве, смех полудня и полночь утех,
Будет сладок нам грех и горька покаяния чаша -
Будет так, как всегда. Будет так, как должно быть у тех,
Для кого это дом, а не просто "дебильная Раша".
Жизнь покажет - скрепим ли мы братство столетним вином,
Наконец разобравшись, на чьей стороне мы играем,
Или всё же, Великая Русь, ты останешься сном,
Обращенным в минувшее - светлым потерянным раем,
Если нам, растворенным как соль во всемирной молве,
Ныне - жалким терпилам и жертвам предательских козней,
Не достанет ни силы в руках, ни мозгов в голове,
Ни задора в паху сотворить что-нибудь грандиозней.
Автор неизвестен