Поняла, за что не люблю все многочисленные вариации известной мудрости: "кто хочет, ищет способы, кто не хочет - причины", кухонную психологию в духе "раз не уходит, значит, ее все устраивает", анекдот про уточку и все прочее из этой же кассы. Хотя прекрасно знаю таких уточек, сама бываю и уточкой и лебедем попеременно и не могу отрицать, что на поиск причин нас действительно лучше всего вдохновляет вот это самое.
Но тут есть одна большая неправда. "Хотение" признается таковым только если ты готова отдать за это все, пожертвовать или рискнуть чем и кем угодно, идти к цели напролом, за всю жизнь не отклонившись в сторону ни на миллиметр. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой. И всяких более или менее обыкновенных житейских ништяков, да что там ништяков - хотя бы отсутствия каких-то ежедневных пакостей - достоин лишь на тех же условиях. А поскольку таких сверхцелей у человека просто физически не может быть больше одной, как-то само собой получается, что всего остального он на самом деле не хочет и сам выбрал не иметь. А то ишь какая хитрая девочка - подавай ей сразу и дудочку, и кувшинчик!
Поэтому мы живем в мире зависимых домохозяек, которые сами хотят, чтобы над ними издевались мужья (проще терпеть побои и попреки, пока тебя худо-бедно кормят, чем забрать детей и уйти, устроиться на работу и снять квартиру), толстяков, которые сами не хотят похудеть (в Освенциме толстых не было!), людей с дефектами внешности, которые сами не хотят их исправлять, а вместо этого нарциссически требуют от общества подстраиваться под них и терпеть их уродство (лень дойти до дерматолога, ортодонта и пластического хирурга), бедных, которые просто не хотят больше работать и больше зарабатывать, женщин, которые сами хотят, чтобы их насиловали (не хотели бы - соблюдали бы элементарные правила безопасности), и так далее, и так далее. Это их личный выбор, говорят люди, которым самим такой выбор делать не пришлось и которые имеют то, чего другие "на самом деле не хотят", по более или менее разумной цене - во всяком случае, им ради этого не нужно устраивать из своей жизни Освенцим. А за личный выбор полагается нести ответственность. Поэтому лишний раз пнуть бедного или толстого - только ему же на пользу: глядишь, хоть под воздействием живительных пенделей он оторвет задницу от дивана, выйдет из зоны комфорта и сделает выбор более трудный, зато и более достойный.
Между тем в жизни между "устроиться на работу" и "снять квартиру" при самом идеальном, неправдоподобно благоприятном раскладе проходит минимум месяц, а чаще больше, и весь этот месяц или больше надо где-то жить и что-то есть. Ортодонт, если до него не лень дойти, объяснит девушке с зарплатой в двадцать тысяч, во что ей обойдется исправление прикуса: от двух до четырех лет в брекетах, от трехсот тысяч по деньгам, плюс четыре здоровых зуба. В смысле минус. (В менее серьезных случаях девушка с зарплатой в двадцать тысяч до ортодонта точно дойти "поленится".) "Больше работать" далеко не всегда означает "больше зарабатывать", "элементарные правила" вроде "не ходить по опасным районам" означают пожизненный домашний арест для женщины, которая в таком районе живет, и в конечном счете ни от чего не спасают, а в Освенциме не было не только толстых, но и здоровых.
И даже самый свободный выбор, когда за то, что ты выберешь остаться собой, тебя никто не убьет, не накажет, даже ругать не будет, тебе просто нужно будет смириться с тем, что тебя молчаливо не одобряют, что ты никому не нравишься... В сорок лет это просто, в двадцать выполнимо, в тринадцать временами даже желанно - а в три-четыре? Или в шесть-семь? Когда принятие и одобрение, осознание себя "хорошим" необходимы как воздух, и никому не нравиться - самый страшный приговор, фактически крах всей жизни? А ведь почти любой выбор, который ребенок, особенно если он уже хлебнул радостей социализации в детском коллективе (пусть в самом-самом лучшем коллективе, где "не таких", по крайней мере, не бьют и не травят), делает в этом возрасте, он делает под этим давлением. А последствия выбора иногда могут остаться с ним на всю жизнь.
В общем, гораздо чаще, чем "если она это выбрала, значит, ее это устраивает", в голову приходит "если она это выбрала, то какая же у нее была альтернатива!" Да, по всей вероятности, такая, что я бы на ее месте тоже, скорее всего, этот альтернативный путь не выбрала. И это еще не значит, что оставшийся для кого-то нормален и хорош и что этим свободным выбором человека можно и нужно попрекать. (Хотя сделала бы другой - попрекали бы и им тоже, с точно тем же успехом.) Человек в каком-то смысле "сам выбрал" лишний вес, хотя это совершенно пустая фраза, потому что мы на самом деле не знаем, из чего он выбирал. Но вот большую часть неприятностей, которые этот лишний вес для него несет, за него выбрали другие. Прикрываясь словами об ответственности за свои решения и остроумными анекдотами про уточек.