Турецкая экспедиция против Египта (ч.2)

Aug 03, 2012 22:13

Два взвода новозеландцев снова оказались южнее от того места, на двух постах ближе к Серапеуму, чем к Туссуму, на небольшом удалении друг от друга. За ними, на всём протяжении этого участка канала, росла небольшая плантация сосны, за которой располагалась 19-я батарея ланкаширской полевой артиллерии. В 03:20 новозеландские часовые услышали звук, напоминавший движение повозок с той стороны канала. Они знали, что с той стороны может подойти враг, и предположили, что он подтягивает артиллерию. К майору Ч.Б. Бреретону [С. B. Brereton] {7}, командовавшему новозеландскими постами, был отправлен посыльный с сообщением, когда тишину нарушил плотный ружейный огонь. Он шёл к северу от них. Теперь помимо винтовочных выстрелов можно было различить стрёкот трёх турецких пулемётов. Майор Бреретон побежал к своему северному посту, на котором находилось где-то тридцать человек. Оттуда были видны вспышки пулемётов на другой стороне канала, примерно в 275 м севернее. Поскольку враги были трудно различимы, Бреретон приказал офицеру прекратить огонь и вернулся на свой южный пост.

Вскоре после этого слева поступило сообщение с просьбой северному посту выдвинуться в том направлении. Новозеландцы поспешили в сторону вспышек. Вскоре они заметили в воде перед ними несколько лодок. Было видно, как их пытались спустить на воду. Здесь кромка воды граничила с узким пляжем, вдоль которого имелось 30-40 больших пней, которые, судя по всему, были извлечены при строительстве канала и брошены там {8}. Новозеландцы подбежали к тем пням и открыли плотный огонь по лодкам. Было видно, как сидевшие в падали замертво, а сами лодки течением относило к восточному берегу. До рассвета вокруг них велись какие-то работы.

В это же время остальные турки двигались по травянистым участкам на противоположном берегу. Цепь солдат стояла на фоне горизонта и окапывалась. Эта цепь тянулась на юг до того места, где на противоположном берегу стоял южный пост новозеландцев. С северного поста на 137 м были видны окапывающиеся турки с согнутыми спинами, машущие лопатами. И хоть новозеландцы постоянно обстреливали их, турки работали до самого рассвета. Единственными слышными звуками были выстрелы из винтовок. Только один раз за ночь новозеландцы услышали крик.

Когда рассвело, Бреретон, теперь находившийся в северном отряде, отвёл своих людей за вершину берега, чтобы не дать их обнаружить. Теперь турки на противоположном берегу завершили окапывание, и единственным признаком турок был ряд турецких винтовок, торчавших подобно частоколу. Позади новозеландцев были деревья, в то время как турки располагались на фоне неба. Это обстоятельство и боевой дух дали им полное превосходство в огне по противнику. Они могли держать головы прямо, в то время как туркам приходилось сидеть не высовываясь. Турецкая тактика стрельбы была проста до безобразия. Винтовку медленно опускали вниз до тех пор, пока она не указывала на британский берег. Каждый индийский или новозеландский стрелок немедленно целился в то место. Затем позади опущенной винтовки показывался турецкий шлем, и турок по-быстрому пытался сделать выстрел. Поначалу новозеландцы или индийцы ничего не предпринимали в ответ. Внизу, у водной кромки канала, плавали лодки с убитыми и умиравшими. Большая часть турок отошла на вершину берега до рассвета. Но некоторые из них остались внизу и пытались спрятаться за своими лодками. В течение дня, те, кто пытался взобраться по берегу, были изрешечены пулями. Тем не менее, четыре турка, которые вырыли себе небольшие одиночные окопы у водной кромки, весь день держались под беспокоящим огнём.

На утро, на противоположном берегу канала уже занимала позиции большая группировка вражеских войск, но она была прижата плотным ружейным огнём. На поверхности канала плавало 10-11 их железных понтонов, на которых и вокруг которых лежали и плавали трупы. Турки планировали пронести свои лодки через открытые участки берега, которые позволяли легко спустить их на воду {9}. Один из них был в 65 метрах от часовых на посту под Туссумом. Турки не знали об этом посту, и отделение их солдат незаметно спустило понтон на воду на том участке {10}. Когда по ним открыли огонь с дальнего берега, они отступили в канаву, а оттуда в одну из передних траншей поста, занятого ими к тому дню. Они продолжали ружейный огонь с той позиции в течение ночи. Утром они поняли, что оказались в ловушке: с обеих сторон на них смотрели индийские пулемёты под командованием капитана У.Х. Гастингса [W. H.Hastings] {11} из 92-го пенджабского полка. Из сбившихся в том месте в кучу 200 турок, 50 было убито, ещё 60 ранено. В течение дня к ним отправили два небольших отряда индийцев, которым сдались выжившие.

Однако в 3 км с небольшим к югу от того места турки занимали позицию вдоль берега, откуда британцы могли выбить их только форсированием канала. Враг понёс тяжёлые потери, индийцы и британцы практически никого не потеряли. Однако, несомненно, позади них в пустыне укрывались остальные другие турки, а у кромки воды лежало 11 понтонов. В свою очередь, бригадный генерал С. Гайген [S. Geoghegan], командир 22-й индийской пехотной бригады и главный по старшинству офицер на этом участке, решил переправить все имеющиеся у него свободные силы и переправить на турецкую сторону паромом под Серапеумом, перерезать турецкие позиции на берегу к северу от поста и очистить побережье Суэцкого канала от сил противника. В это же время он попросил лейтенант-коммандера Палмса {12}, который командовал торпедным катером № 043 взорвать не уничтоженные пока понтоны.

Вероятно, в это время турецкий командир сам мало понимал, что происходит. Его войска ушли вперёд, их задержала песчаная буря, но больше никаких препятствий не было. Атаку производила 25-я турецкая дивизия. Три её полка, 73-й, 74-й и 75-й должны были построиться в боевые порядки к 6 часам прошлой ночью и двинуть к точке встречи в 4,5 км от канала. Здесь планировалось оставить обоз и перенести к каналу понтоны командами по 18 человек с привлечением сапёров. Половина рот должны были переправиться на понтонах и атаковать. Другая половина должна была следовать на некотором удалении и осуществлять прикрытие.

Враг не ожидал найти неприятельские посты на восточном берегу канала. Их патрули не замечали на берегу никого кроме отдельных часовых. На подходе к каналу наступающие войска снимали ботинки и бросали посуду и всё остальное, что могло греметь. Далее запрещалось курить или разговаривать. Офицеры должны были лично убедиться, что винтовки солдат не заряжены. Шанцевый инструмент должен был быть надёжно закреплён. Турецкие пулемёты заняли позиции на восточном берегу в готовности открыть огонь, как оно потом и случилось, если войска подвергнутся обстрелу. Силы прикрытия подошли близко и затаились за восточным берегом. По плану, после того, как передовые отряды пересекут канал и займут египетский берег, остальная часть 75-го полка на правом берегу повернёт на север и захватит Туссум. 74-й полк должен был идти на озеро Тимсах и захватить железную дорогу. 73-й пересекал канал и захватывал берег одновременно с передовыми отрядами. А к северу от места главного удара один из полков 23-й турецкой дивизии, 68-й, должен был наступать на Эль-Федран и Исмаилию. В тылу в качестве резерва должна была остаться большая часть 10-й дивизии. Тяжёлая батарея, которую сопровождал батальон 10-й дивизии, в течение ночи должна была занять позицию под Бир-эль-Мурра, напротив южной оконечности озера Тимсах, и, по возможности, потопить один из боевых кораблей в том месте, где канал впадает в озеро. Вспомогательные удары наносились на Кантару, Суэц и другие пункты.

Очевидно, планировалось использовать двадцать четыре понтона, помимо некоторого количества плотов, сделанных из бочек из-под керосина. Из них шестнадцать понтонов удалось донести до кромки воды. Один остался на берегу, его нос выглядывал над вершиной. Другой остался позади него. Палмс на своём торпедном катере поднялся по каналу на глазах у турок, которые не могли высунуть нос из окопов, чтобы открыть огонь. Он подорвал лодки у кромки воды пироксилином или расстрелял из небольшой пушки на носу. Увидев нос понтона на вершине восточного берега, он высадился на шлюпке с двумя-тремя своими матросами. Дойдя до вершины, он заметил, что чуть не наступил на пятерых турок, сидевших в индивидуальных окопах. Он поднял свою винтовку, когда под своим локтем увидел другого растерянного турка и ещё пятьдесят позади него. Находившиеся ближе всего к нему смотрели на него с удивлением и неуклюже доставали свои винтовки. Поняв, что они чуть не попали, он под смех новозеландцев бросился назад и вернулся на свой корабль.

Тем временем из Серапеума выдвинулось 500 индийских солдат. Они продвинулись  немного вперёд, часть из них прошла по песчаным возвышенностям, другая часть - под прикрытием берега канала. Последние столкнулись со слабым огнём с тыла, скорее всего это были турки, которые пересекли канал и всё ещё находились на британском берегу. Их продвижение было остановлено врагом, засевшим на возвышенности. Индийцы и турки залегли и продолжили перестрелки друг с другом.

На рассвете батарея территориальных войск, располагавшаяся позади новозеландцев, открыла огонь по вторым эшелонам турок на возвышенностях, а затем по тем туркам, которых удавалось заметить далее в пустыне. Значительное число солдат противника уходили в низменность в нескольких километрах к востоку от канала. Турецкий командующий, не получивший никаких новостей со своего участка фронта, за исключением известий о том, что несколько лодок пересекли канал, выдвинул часть 10-й дивизии, которая находилась в резерве. Очевидно, к ней была придана часть 28-го полка. Но территориальная артиллерия быстро определила куда надо стрелять. Многие новозеландцы радовались залпам своих орудий, пока вражеская полевая артиллерия не открыла огонь по плантации, на которой они находились. Турецкая колонна отступила под огнём ланкаширской батареи. В скопление людей попал тяжёлый снаряд, выпущенный со старого французского линкора Requin, стоявшего на якоре в озере Тимсах. Резервы отошли назад. Атака 28-го полка в направлении паромной переправы в Исмаилии также поддерживалась артиллерией. Турецкие атаки остановились 640 метров от поста и окопались.

После этого отступления резервов наступление полностью остановилось. Наступление, которое планировалось в районе Суэца, не началось вообще. В Кантаре враг подошёл к проволочным заграждениям постов к северо-востоку от города, где после рассвета было взято в плен несколько вражеских солдат, остальные отступили. Линкор Swiftsure обстрелял наступавшие со стороны пустыни войска. Гарнизон был так увлечён зрелищем обстрела, что к юго-востоку от деревни появился турецкий отряд и направился в сторону канала до того, как его заметили. Тогда его легко остановили на границе низкорослого пустынного кустарника.

Вернёмся к главному удару между Туссумом и Серапеумом. Враг весь день продолжал занимать восточный берег, хотя он был прижат огнём с западного. Турецкая тяжёлая батарея открыла огонь по кораблям в озере Тимсах. Два 5,9-дюймовых снаряда попали в переделанный торговый пароход Hardinge индийского флота, повредив одну из дымовых труб. У командира штурманской БЧ Джорджа Карью [George Carew], корнуолльца, снарядом разорвало ногу, но он пожелал остаться на мостике, чтобы помочь провести корабль в Исмаилию. Турецкая батарея, до того как прекратить огонь, накрыла Requin двумя снарядами, которые упали в озеро по обе стороны от корабля. На закате турецкая полевая артиллерия выпустила свои последние снаряды по ланкаширской батарее.

Турецкие резервы отступили, пушки замолчали, но британское высшее командование тогда было против переноса боёв в пустыню на другой стороне канала, и Гайген подошёл к границе своих полномочий, совершив свою контратаку. Эта атака была одним из самых оправданных поступков. Она положила конец всем турецким телодвижениям в районе канала и разрешила неопределённую ситуацию.

Когда индийцы отошли назад по окончанию контратаки, с врагом практически не было реального соприкосновения. Интенсивность боёв снизилась. Турки перешли к снайперским обстрелам, в которых индийцам и новозеландцам отводилась роль дичи. На закате все считали, что на канале остались только турки, а ударные части отошли назад. Как выяснилось, многие бойцы турецких вторых эшелонов, которые утром решительно подошли к берегу канала, всё ещё находились на своих позициях и отнюдь не собирались сдаваться. Когда линкор Swiftsure проходил по каналу утром 4 февраля, его вперёдсмотрящий висел мёртвым на перилах «вороньего гнезда», сражённый снайпером на берегу. А когда половина 92-го пенджабского полка была направлена в то же утро из Серапеума, хотя часть турок сдалась, остальные отказались сдаваться и продолжили стрелять. Индийский отряд пришлось удвоить в числе. В ходе второй атаки сильно уступавшие в численности частично окружённые турки сложили оружие. В плен попало 250 турок с тремя пулемётами. Ещё 59 было убито. Среди погибших оказался немец, майор фон дер Хаген.

Берег в районе Туссума был очищен за день до этого, и теперь Суэцкий канал был свободен от сил противника. Турецкие траншеи под Исмаилией и Кантарой были найдены брошенными. Турки отступили хотя бы на время. Возник вопрос - нанести по ним удар сразу или начать преследование. В погоню со стороны паромной переправы в Исмаилии было направлено некоторое количество индийской пехоты и кавалерии. Примерно через 11 км кавалерия наткнулась на группировку противника, состоявшую из трёх-четырёх бригад, и ещё одну группу дальше на севере. Кавалерия не предпринимала решительных действий.

В тот вечер половина бригады британских йоменских войск дошла до Исмаилии из Каира. В прошлую ночь половина 2-й австралийской пехотной бригады, 7-й и 8-й батальоны и штаб бригады, также прибыли в лагерь Мена под командование полковника Маккея и встали лагерем в пустыне под Исмаилией. С такими подкреплениями на следующий день генерал Уилсон запланировал масштабный выход силами пехоты и кавалерии. Однако крупная группировка турецких войск всё ещё стояла лагерем на старом месте под Хабеитой, в дюнах в нескольких километрах от Серапеума. Пленные говорили, что они ожидают подхода большого подкрепления. Британский штаб поначалу полагал, что наступление на Туссум 3 февраля, в которой непосредственно участвовало порядка 12.000 турок, могла быть всего лишь разминкой перед гораздо более масштабным наступлением основной армии, которая ещё не подошла. Из-за этого от идеи выхода отказались, и войска остались на оборонительных рубежах.

7 февраля самолёты обнаружили, что лагерь в Хабейте покинут. Турецкая армия отступила в долины, ведущие к плато. Она быстро ушла по одному из трёх маршрутов. Пока Джемаль-паша не отступил по тому же пути, по которому пришёл вместе со своими солдатами, артиллерией, гужевым транспортом и большей частью запасов, британский штаб с трудом мог поверить, что такую масштабную и громкую атаку вот так взяли и отменили. Значительное количество турецких солдат осталось на Синайском полуострове, главным образом в Эль-Арише и Некхле, откуда они периодически совершали вылазки к каналу. В конце марта несколько тысяч турок были обнаружены на одном из центральных маршрутов через Синай. Порядка тысячи на северной дороге под Кантарой и ещё 800 под Кубри. Кантарский отряд смог пронести в канал мину, но их следы обнаружили и мину нашли. Ещё одну мину бросил в пустыне отряд, который почти дошёл до канала. А на третей подорвался британский пароход Teresias в Малом Горьком озере 30 июня. По этой единственной причине водная артерия была перекрыта на несколько часов. Однако рейды не прекращались. Однажды турки даже пробрались на сваебойную машину на Малом Горьком озере, где захватили в плен итальянца. 23 ноября индийская кавалерия ликвидировала бедуина Рикзаллу Салима, возглавлявшего многие рейды. После этого нападения полностью прекратились.

Так прошла атака на Суэцкий канал в 1915. По сути, австралийские части в ней не участвовали. Её отбили, главным образом, индийцы. 7-й и 8-й австралийские пехотные батальоны, часть тех войск, которые временно занимали оборонительные позиции после боёв, вернулись в Каир 11 февраля, новозеландская пехота и британские йомены - примерно тогда же. Индийски части из зоны канала постепенно направлялись в Галлиполи, Месопотамию и Францию. Остальные вели чисто оборонительные бои, главным образом на самом канале и в радиусе 20-25 километров вглубь пустыни. Турки могли атаковать крупными силами только в сезон дождей. А свой самый сильниый удар они уже нанесли.

Очевидная неуверенность британцев, которые засев на своих оборонительных позициях на канале позволили Джемалю-паше с его тяжёлой артиллерией, снаряжением и гужевым транспортом свободно уйти в безжизненную пустыню, вызвала большую реакцию в Египте в то время. Но сам день битвы был единственным моментом, когда можно было нанести действенный контрудар. Когда враг оказался в 15 км от них на правиле, шанс был упущен. Учитывая малочисленность кавалерии генерала Уилсона, и какие требовались приготовления для похода даже на 30 км в пустыню и одного дня боёв, маловероятно, что за день боёв он мог добиться чего-то большего. Турки потерпели тяжёлое поражение, а британские потери оказались незначительными. В то время как британцы потеряли всего на всего 160 человек, турки потеряли по самым скромным подсчётам 1600. Потери и вправду напоминали те, которые получались во время малых войн с туземцами. Оценки боеспособности турецкой армии очень сильно упали. Они имели своё влияние на будущие события.
________________________________________________________________________________________________________
6. Австралийские и новозеландские войска, в числе прочих, присутствовали на параде в честь вступления султана на престол.
7. Подполковник Ч.Б. Бреретон. Из Нельсона, Новая Зеландия. Родился в Веллингтоне, Новая Зеландия, 3 марта 1879
8. См. фото в главе X.
9. См. фото в главе X.
10. См. там же.
11. Полковник У.Х. Гастингс, кавалер ордена «За выдающуюся службу». Начальник оперативно-разведывательного штаба 3-й новозеландской пехотной бригады, 1917. Офицер индийской регулярной армии. Родился на Ямайке, 17 марта 1884. Умер 26 мая 1930
12. Коммандер Дж.Б. Палмс, кавалер ордена «За выдающуюся службу», королевский ВМФ. Их Нэбёрн-Холла, Йорк, Англия. Родился в Йоркшире, 29 июля 1884

Источник:
Chapter VIII - The Turkish Expedition against Egypt

военная история, Австралия, Индия, Новая Зеландия, Первая мировая война

Previous post Next post
Up