Nov 21, 2012 08:29
В процессе "войны полов" с обеих сторон раздаются требования и обвинения. Большинство из них, произносимых в телевизионных шоу, в публичной полемике - игра на публику, рассчитанная на возбуждение страстей. Темы споров здесь бывают попроще и понелепей, их можно отнести к разряду житейских проблем или даже курьёзов. Это взаимные обвинения, которыми обмениваются подкованные представители обоих полов, типа: мужчины часто переключают телевизор с канала на канал; женщины ведут себя нагло; происходят семейные ссоры и драки и т.п.
В более серьёзных случаях требования обращены непосредственно к тому, от которого всё зависит: к государству, и апелляции относятся к дискриминационной и правозащитной тематике или, по крайней мере, используют соответствующую риторику. В чём они состоят?
Претензии со стороны женщин
Претензий, которые можно было бы отнести к разряду нарушений прав человека или дискриминации по половому признаку, обнаружить не удалось.
Вся "гендерная политика" строится на таких претензиях (они звучат в официальных выступлениях, например, в парламенте):
0. Женщины заняты в целом на более низкооплачиваемых работах, чем мужчины, в среднем их зарплаты ниже мужских.
00. Среди высшего руководства женщин меньше, чем мужчин.
000. Бизнесом в промышленности занимаются всего 2% женщин.
Вышеуказанные претензии относятся к разряду уже "гастрономических изысков", когда пресытившийся гурман ищет чего-то новенького для возбуждения своего пищеварения. Выдвигая такие требования, политики одновременно признают, что все мыслимые права в обществе у женщин уже есть, не хватает только возможности все их переварить (так их много!), и в обиде на такую свою частичную импотенцию, сторона обвиняет в ней кого-то другого (мужчин, государство) и призывает помочь. Делаются голословные утверждения, что причина неиспользования возможностей - дискриминация. Хотя любой здравомыслящий человек понимает, что причиной может быть отсутствие способностей, желания, цели у той или иной женщины осуществить те или иные возможности или права. Например, не много женщин готовы заниматься добычей угля, металлургией или иной промышленной деятельностью, и таким образом получается, что "бизнесом в промышленности занимаются всего 2% женщин".
Пункт 00 вообще к разряду нарушения прав женщин отнести нельзя. Он касается только интересов узкого круга лиц женского пола, стремящихся занять высшие посты в государстве. Большинству женщин до их амбиций дела нет. Своих представителей в органах власти они избирают путём стандартной демократической процедуры и голосуют за тех, за кого хотят. Если они доверяют представлять свои интересы мужчинам и не озабочены полом своего представителя - то это их выбор.
Когда женские политики заявляют, что женщины заняты в целом на более низкооплачиваемых работах, чем мужчины, в среднем их зарплаты ниже мужских, они основываются на искажённых данных об уровне безработицы в стране, если вообще учитывают этот фактор. Достаточно выйти на улицу во время возвращения людей с работы, чтобы увидеть, что подавляющее число работающих - женщины. Большинство мужчин вообще не имеют зарплаты, потому статистика может показать, что зарплата тех редких мужчин, которые её имеют, выше женской. Впрочем, здесь не гнушаются и передёргиваниями. Могут, например, произвольно исключить из анализируемой выборки высокооплачиваемых работниц банков и связи, так как если этого не сделать, средняя женская зарплата сразу сравняется с мужской.
Можно подсказать одно нереализованное право женщин, которое женщины всегда забывают включить в список своих претензий. А именно, право и обязанность наравне с мужчинами проходить срочную службу в рядах Вооружённых Сил. Но поскольку мы включили в список только те требования, которые они сами выдвигают сегодня, на этом и остановимся.
Претензии со стороны мужчин
В отличие от предыдущего случая, претензий с мужской стороны, которые действительно можно отнести к разряду нарушений прав человека или дискриминации по половому признаку, обнаружено много.
1. Практически отсутствуют структуры по защите прав мужчин, в то время как для женского пола такие структуры имеются в изобилии на всех уровнях. В части существующих структур, которые направлены на защиту прав мужчин (например, "комитеты солдатских матерей"), работают снова женщины. Структуры защиты прав мужчин не имеют того доступа к средствам массовой информации, которые имеют аналогичные женские структуры. У граждан страны создаётся впечатление, что женский пол имеет больше проблем в вопросе обеспечения его прав, чем мужской, что не соответствует действительности.
2. Отсутствует день защиты прав мужчин, в то время как день защиты прав женщин существует (8 марта), и он объявлен выходным днём.
3. Отсутствует государственная политика поддержки мужчин, в то время как государственная политика поддержки женщин есть. В парламенте России нет комитета по защите семьи, отцовства и детства, но есть комитет по защите семьи, материнства и детства.
4. Существуют разные стандарты по допустимым условиям труда для разных полов, для мужского пола допускаются более тяжёлые и вредные условия труда.
5. Для мужчин установлен более поздний срок выхода на пенсию (срок начала выплаты пенсии), чем для женщин.
Срок выхода на пенсию для разных полов никак не согласован с ожидаемой продолжительностью жизни на пенсии. Если средний украинский мужчина живёт на пенсии 3 года (срок выхода на пенсию 60 лет), то при равном подходе к полам срок выхода на пенсию для украинских женщин должен быть установлен в 71 год.
Трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, необъяснимо выше для мужчин, чем для женщин (25 и 20 лет соответственно).
6. Воинская повинность существует только для мужского пола. Принудительное медицинское обследование в связи с этим существует также только для мужского пола.
7. Принят разный подход к назначению наказания, освобождению от наказания по суду для разных полов, для женщин он мягче, для мужчин, соответственно, жёстче. По состоянию на 1 сентября 2007 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ содержалось 886,4 тыс. человек, из них 63,7 тыс. осужденных женщин (7%), остальные 93% - мужчины. (Источник - сайт ФСИН России).
8. Существует специальная женская подсистема в здравоохранении, аналогичной подсистемы для мужчин не существует. Охране здоровья и лечению женщин уделяется больше внимания и финансирования, чем мужчин.
9. Неравномерное, тенденциозное освещение тематики и проблем разных полов в СМИ.
10. Отсутствует мужское воспитание в школе, мальчики подвергаются женственному или нейтральному воспитанию. В школах недостаточно учителей-мужчин, в то время как учителей-женщин много. В школе мало движения и физического развития, необходимого организму мальчика.
11. Нарушаются репродуктивные права мужчин (отцовство). Законы по их защите, вносимые в парламент, не принимаются.
Воспрепятствование праву мужчин иметь потомство в браке вызвано законами, позволяющими односторонние решения жены об аборте. В случае конфликта в семье по вопросу рождения и оставления в живых совместно зачатого человека решения принимаются женой единолично, мнение мужа может быть проигнорировано.
12. Государство отдаёт предпочтение женщинам, игнорируя мужчин, при выделении сумм денег на поддержку семьи, воспитание детей. Тем самым муж отстраняется от распоряжения деньгами в семье и низводится в зависимое, ущербное положение.
Этот краткий перечень показывает, что даже в таком узком направлении, как права человека и дискриминация, у мужчин больше проблем, чем у женщин. В приведенный список невозможно включить большинство проблем, которые есть у мужчин, например, более высокий уровень смертности, чем у женщин, более высокий уровень самоубийств. Большинство явлений, делающих положение пола тем или иным, невозможно отнести к узкой сфере правозащитной деятельности или административных воздействий с целью пресечения дискриминации. Сомнительно относить к факту дискриминации высокий уровень заболеваемости туберкулёзом или создание невыносимых, безвыходных условий существования, в результате чего мужчины массово вынуждены идти на тяжёлые и опасные работы. Это само по себе следствие определённого положения пола в обществе и отношения к этому полу. Все эти явления гораздо более серьёзны, чем нарушение прав, их можно расценивать как геноцид по признаку пола. Всегда можно предусмотреть систему мер, в том числе законодательную, которая постепенно исправила бы положение. Это и называется в целом: политика в данном направлении. Но политики на благо мужчин нет и не предвидится, зато она есть и предвидится на благо женщин.
Государство продекларировало равенство прав полов, записав это положение в Конституцию. И обществу следует повторить призыв, с которым в своё время академик Сахаров в обращался к советской власти:
Выполняйте собственные законы!