Александр Матусевич о контртенорах

Jul 30, 2011 23:16

Фрагмент статьи Александра Матусевича «Прелести и странности барокко»
о российской премьере оперы Г.Ф.Генделя «Ариодант», в которой принял участие Шавье Сабата.
(размещённые в тексте ссылки скопированы из оригинала статьи)

* * *
Но более всего вопросы вызвал испанский контратенор Хавьер Сабата (Полинесс), чья манера «держаться звездой» на сцене едва ли компенсировала недостатки вокализации. Искусство контратенора вообще — это большой вопрос современного исполнительства. Уделим же несколько минут нашего внимания этой проблеме.

Что, по сути, представляет собой контратенор (и голос Сабаты в том числе)? Это абсолютно ненатуральное звучание, эксплуатирующее не основной, природный мужской голос, а фальцетную надстройку над ним, лишенную подлинной красоты, разнообразия обертонов и необходимой для оперного исполнения силы и звучности. Фальцет — это почти всегда недостаточно опертый звук, размытая интонация, неясная фокусировка, неяркая звучность, тембральная бедность, имеющая пародийный оттенок эдакого своеобразного «мяуканья». Контратенора, за исключением вокалистов с эндокринными аномалиями (что встречается крайне редко), которые действительно обладают природными сопрано и альтами, это, как правило, баритоны, в силу тех или иных обстоятельств, решившие развивать не свой натуральный диапазон, а фальцет — ставить его на дыхание, расширять диапазон (у фальцета он всегда очень ограничен в силу физиологических лимитов) и пр. Такой голос хорошо звучит только в студии, ложится на цифру, в зале — это почти всегда очень сомнительное эстетическое впечатление, такой голос неизменно проигрывает натуральным как женским, так и мужским голосам по яркости, силе и интонационной точности.

Почему сегодня так востребовано оказалось это искусственное звучание, идущее вразрез с физиологической нормой мужского организма? Конечно, в нем есть определенная изюминка — необычность, явное и существенное отличие от звучания стандартных оперных голосов. Но есть и еще один аспект, условно назовем его социальным: непохожесть на норму, инаковость саунда привлекает к нему представителей всевозможных маргинальных групп, тех, кто по каким-то (самым разным) параметрам не вписывается в мейн-стрим (но среди которых, как правило, весьма много всякого рода интеллектуалов и эстетствующих гурманов). Например, не секрет, что значительной популярностью контратенора пользуются у представителей секс-меньшинств, прежде всего у гомосексуалистов. А гей-культура сегодня в мегаполисах мира весьма востребована и модна: это факт. И также как в обычной жизни меньшинство активно (и, в общем-то, небезуспешно) пытается убедить большинство, что однополая любовь — это такая же норма, как и обычные, гетеросексуальные отношения, так и в академической музыке с определенного времени фальцетное пение пытаются выдать за полноценный оперный вокал. Ведь контраст, неполноценность контратенора, его фальцетного звучания очевидны: даже на фоне аккуратных, небольших барочных, но все-таки стандартных оперных голосов контратенор проигрывает им, звучит неярко, неточно, во многом карикатурно.

Кроме того, внедрение контратеноров в оперы барокко с точки зрения исторической реконструкции и эстетического аутентизма не выдерживает никакой критики. Гендель и прочие композиторы никогда не писали для контратеноров: они писали для кастратов. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Голос кастрата — это искусственный высокий голос, однако, тем не менее, это полноценный певческий голос, а отнюдь не фальцет. Достаточно взглянуть на репертуар контратенора, чтобы увидеть, что его востребованность — это дань моде 20 века, главным образом его второй половины: ни у одного композитора-классика (кроме Пёрселла, в некоторых произведениях которого есть партии для контратенора — но в данном случае это скорее исключение, лишь подтверждающее общее правило: ранняя английская классика опирается на традиции балладного камерного музицирования, где есть место фальцетному пению) нет в операх партий, специально написанных для этого голоса. Заменить полноценно кастрата контратенор не способен: ни сила звука не та (вспомним, что Фаринелли по силе и продолжительности звучания соревновался в свое время с медными трубами!), ни диапазон (у контратенора он весьма ограничен).

В московском «Ариоданте» (аналогичная рокировка присутствовала, кстати, и в «Роланде» в 2009 году) наблюдалась забавная метаморфоза. Партию главного героя, написанную для виртуознейшего кастрата-меццо, исполняла дама (заслужившая уже наших суперлативов Анн Халленберг), что вполне оправданно, ибо никакой контратенор полноценно справиться с ней не в состоянии, а на травестийную роль Полинесса, изначально предназначенную для обычного женского контральто, зачем-то пригласили контратенора Сабату. Этот странный и ничем не оправданный эксперимент ничем хорошим закончиться и не мог: испанец совершенно выбивался из ансамбля, его резкий, пронзительный, но в то же время слабый и интонационно небезупречный фальцет создавал впечатление не оперы, а игры в оперу, эффект некоего звукового комикования.

xavier sabata, Александр Матусевич, критика, маразмы, countertenor

Previous post Next post
Up