Сергей Мухин.
"Справа и слева мелькали серые крылья диких гусей, над самой головой Нильса, чуть не задевая его, проплывали облака, а далеко-далеко внизу темнела земля. Она была совсем не похожа на землю. Казалось, что кто-то расстелил под ними огромный клетчатый платок.
Каких только клеток тут не было! Одни клетки - черные, другие желтовато-серые, третьи светло-зеленые.
Черные клетки - это только что вспаханная земля, зеленые клетки - осенние всходы, перезимовавшие под снегом, а желтовато-серые квадратики - это прошлогоднее жниво, по которому еще не прошел плуг крестьянина ..."
Сельма Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Люблю летать на самолетах.. В детстве ненавидел. Еще бы...трястись на Ил-18 двенадцать часов в одну сторону и тринадцать в другую…
да еще с посадкой, где-нибудь в Красноярске или Хабаровске... да еще, не дай бог, если случится задержка рейса на пол-пути.
Сейчас, перелеты стали комфортнее, чем много лет назад.
Еще люблю сидеть у иллюминатора. И смотреть, как тень бежит по летному полю, вслед за самолетом … потом скачет по домам… по серому лесу… уменьшаясь как шагреневая кожа… пока не зацепится в лесу за дерево и... отстанет… потеряется ... Потом появится снова, но лишь над Хельсинки… тенью на облаке, которых тут собралось видимо-невидимо, для того, чтобы спрятать город от солнца..
*****
Хельсинки- самый большой город Финляндии, с населением, чуть более полумиллиона человек, это если считать без пригородов.
С пригородами получится больше миллиона.
Однажды, Эрик Ван Эгерат, известный голландский архитектор, назвал Хельсинки самой удобной и перспективной, с точки зрения урбанистики, европейской столицей. Улицы, парки, дома, транспорт. Город, удобный для жизни людей.
Впрочем, только ли людей? В парке можно встретить лису или увидеть из окна белку - явление, отнюдь, не экстраординарное.
Из крана течет чистая, питьевая вода, что в стране тысячи озер не удивительно.
Хельсинки, в международных статистических таблицах, среди лучших и безопасных городов Земли, занимает верхние строчки.
****
В отеле, на столе лежит толстый буклет "Discover Helsinki". Из более, чем 120 страниц, 4 страницы написаны по-русски, что совсем неплохо. Две из них, с общей информацией - время работы магазинов, валюта, дьюти фри, электрическая сеть…
И две страницы - топ 5, достопримечательности Хельсинки, рекомендуемые для просмотра:
- Кирха на храмовой площади, с трудновыговариваемым словом- Темппеллиаукио (Temppeliaukio),
- кварталы исторического центра города,
- морская крепость Суоменлинна,
- парк аттракционов в Линнанмяки ... и наконец...
- зоопарк на острове Коркеасаари.
Внизу, под картинками с текстом, красуется крупная зеленая надпись, размером с достопримечательность :
«ПОСМОТРИТЕ ХОТЯ БЫ ЭТО !».
Надо сказать, что хоть и обидно, но подмечено скрупулезно. Посмотреть все, мне не успеть, тем более, что Хельсинки, это начальная точка путешествия, путь предстоит на север, за полярный круг, на самый север Лапландии, известной по сказке Ханса Кристиана Андерсена, в Ивало, дальше которого, не летают самолеты, потому как Ивало - самый северный финский аэропорт.
Любопытно, что финский пограничник в аэропорту, услышав, что лечу в Ивало, поинтересовался, не один ли я туда собрался?
Конечно, нет. Один буду только в Хельсинки и то, только в первый день, а завтра присоединюсь к международной группе.
В списке полярников международной группы оказалось 8 человек… Трое ребят и Гонконга - Чан, с девушками Ли и И,
Тележурналист Шинсаку из Токио, девушка из Пекина, по имени Йи, а еще Джина из Лондона и Карлотта из Милана - журналистка Карера Де ла Сера …
и один русский - это я. И мы летим на север.
А ведь подозревал что, в слове "международный трип" кроется какой-то подвох.
Низкое зимнее солнце. Короткий световой день. В три часа уже начинает темнеть. Не то, чтобы это сильно расстраивает, но заставляет быть расторопнее.
Хельсинки - скалистый полуостров, окруженный со всех сторон водой. Море. Бухты, которые живописно и глубоко врезались в тело столицы, превратив город на карте, в кленовый лист, да так, что не сразу можно сообразить, море это или озеро … И путаная система улиц.
Вернее ... даже не так. На первый взгляд, городская сетка улиц не кажется сложной.
Улицы, пересекаясь друг с другом под прямым углом, образуют решетку. Но решеток этих много и они самостоятельные, то есть, каждая решетка расположена под углом к решетке соседнего квартала или района.
Поэтому, однажды встретившись, улицы образуют острые углы и треугольники, иногда скверы, парки и площади. Весь этот городской лабиринт, безусловно, живописный и даже романтичный... но заставляет держать ухо востро и быть внимательным, чтобы не заблудиться, вращая перед глазами карту. К тому же, финские названия кажутся невероятно сложными, с непривычки… для идентификации тех букв, что написаны на бумажной карте и адресных табличках на старых домах.
Приятный сюрприз кроется в том, что стоит остановиться где-то и развернуть карту, как к вам непременно подойдет местный житель и предложит свою помощь. Финны необыкновенно предупредительны, причем, вам постараются помочь и мужчины, и женщины...
Равенство полов в вопросах доброжелательности и гостеприимства... в финской столице … полное.
Хельсинки интересен архитектурой эпохи ар-нуво и модерна, этот стиль, конца 19-начала 20 века, называется в Финляндии национальным романтизмом или стилем Югенд.
Эффектно величественное здание железнодорожного вокзала, Элиэля Сааринена (1914), облицованное светлым камнем, с медной кровлей, позеленевшей от времени и охраняемое грубоватыми, как каменные идолы с острова Пасхи, скульптурами - первое, что наверняка вы увидите.
Финский национальный театр, в отражении ледового катка, который стали традиционным, в предверии рождества, как во всех европейских столицах, на главных городских площадях.
Самый высокий и заметный в городском силуэте, лютеранский кафедральный собор или Николаевский, построенный в середине XIX века, в стиле классицизм, архитектором Карлом Людвигом Энгелем.
Жилые здания чем-то напоминают Санкт-Петербург, что неудивительно, потому как в это период Финляндия входила в состав Российской империи. Дома облицованы натуральным гранитом, что придает им основательность и грубоватый шик, в темно-серой цветовой гамме.
От европейского арт-нуво, архитектура отличается другими пропорциями, в отношениях массы стен и окон. Проемы меньше, чем в Европе, все-таки страна северная и холодная, простенки больше
Скульптуры, которыми украшены здания, просты и лапидарны. Могут показаться грубыми, да, они не всегда изящны, но красивы и даже современны и даже вполне соответствуют идее скандинавского минимализма.
Входные порталы, входы в дома, дворы и подъезды роскошны и затейливы, и часто представляют из себя сложные монументальные композиции, являясь настоящим украшением. По крайней мере, они привлекают внимание, заметны, как и труд, затраченный архитектором.
И современной архитектурой не обделена финская столица, которую с легкостью можно причислить к стильным мегаполисам.
Кирха на площади Temppeliaukio - достопримечательность Хельсинки №1, по версии гостиничного путеводителя.
Любопытно, что эта кирха (Temppeliaukio Church), буквально... вырублена из скалы... аж в 1969 году ... а выглядит современно.
Архитекторы братья Тимо и Тумо Суомалайнен.
Казалось бы давно , тем не менее, эта церковь удивительно современна - вырубленная в скале, ставшей и фасадом, и интерьером, перекрытая огромным медным куполом, со световым фонарем, представляющим из себя стеклянную ленту, по кругу, освещающую внутреннее пространство. Рваная фактура скалы выглядит естественно и натурально. Акустика здания так хороша, что в кирхе проводят концерты классической музыки.
В самом центре города - библиотека университета Кайса-Тало (Kaisa-Talo, 2012 год, Anttinen Oiva Architects)
Здание из темно-красного клинкерного кирпича органично, в окружении старых домов. Фасад перфорирован квадратными проемами, а сквозь здание будто прошла и застыла стеклянная волна, сквозь которую виден с улицы высокий и светлый атриум библиотеки.
В районе между железнодорожным вокзалом и знаменитым дворцом «Финляндия", Алвара Аалто (1971-1975),
целый квартал современной архитектуры. Здесь расположен музей современного искусства Kiasma, который проектировал очень известный американский архитектор Стивен Холл (1998).
Рядом находится Дом музыки ( архитектурное бюро LPR, 2011 год), в стеклянном фасаде которого теряется граница между внутренним пространством здания, его интерьером и городом. И со стороны кажется, что интерьер превратился в фасад, а в интерьере появляется ощущение, что вы находитесь на городской площади.
Напротив Дома музыки и музея , в здании Sanomatalo (1999), словно в огромном аквариуме, в стиле хай-тек, тоже стеклянные фасады которые растворяются и превращают интерьер - огромный, высокий, многоэтажный атриум - в городское пространство - площадь за стеклом.
продолжение: Чудесное путешествие в Лапландию... с рассерженными птицами...