Якоря и золотые пуговицы, матросские штаны и синие береты-прежде чем войти в арсенал современной моды, все это принадлежало детям, беззаботно игравшим на фоне стальных дредноутов.Обычно с матросской надевали широкополую соломенную шляпу либо уменьшенную копию бескозырки военно-морского флота своей страны. На рисунке редкий головной убор-детские зюйдвестки из коричневого бархата.
Само слово "матрос" (matroos) появилось у нас в эпоху Петра Великого, известного своей привязанностью ко всему голландскому и морскому.
Французская портретистка Элизабет Виже-Лебрен еще в 1790-х годах написала портрет дофина,сына Людовика 16 и Марии Антуанетты, переодетого маленьким матросом.
Именно ей было суждено стать пропагандистом идеи новой одежды для детей в России. За шесть лет пребывания при русском Дворе (1795 - 1801 гг.) она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные русские дворяне уже щеголяли в матроске. В 1795 г. художница прибыла в Петербург, где нашла много своих друзей, бежавших от революции. Ее встретили с почетом, приняли в члены Императорской Академии художеств. В Петербурге она провела шесть плодотворных лет, здесь выдала, правда, против своей воли, дочь замуж за русского господина Нигриса, а потом вернулась в Париж.
Автопортрет Элизабет Виже-Лебрен
Мода на матроски берет начало в середине 19 века, когда королева Виктория и принц Альберт одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.
К 1860-м годам эта английская мода пришла на континент и в течение следующих двадцати лет стала массовой. В матроске соединились удобство, функциональность и элемент романтики. На рубеже XIX и XX веков костюмчики-матроски носили мальчики с трехлетнего и до юношеского возраста. Помимо синих и белых для матросок употребляли и темно-красные ткани в сочетании с белым. Обязательными были галстук и изображение якоря.
Цесаревич Алексей остался в истории самым знаменитым мальчиком, когда-либо носившим матроску.
Сейчас уже невозможно установить, кому впервые пришла идея нарядить ребенка в матросский костюм.
На рубеже веков матросский стиль был самым популярным направлением в детской одежде по обе стороны Атлантики. Мальчики от 5 до 13 лет(а порой даже старше)носили матроски с шортами или длинными штанами. Для девочек и детей младшего возраста были предназначены комплекты в виде блузы с юбкой и платьица с матросским воротником.Иные вариации из тканей самого неожиданного цвета с отделкой кружевом и бантами лишь отдаленно напоминали матросскую одежду,но по большей части матроски шили из синей и белой фланели,подражая морским формам своей родной страны или дружественных держав. Бушлатики и фуражки-бескозырки в те годы одинаково носили и мальчики, и девочки, для них предпочтительнее был белый цвет. Одежда с морской символикой перекочевала и во взрослую моду. Не редкостью было увидеть девушку в белой с синей отделкой матроске. Такая одежда олицетворяла юность, отдых, была очень демократичной.
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «Другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн в «золотые ворота» или « палочку - воровочку » на дорожка Летнего сада, но его судьба сложилась по-другому. Матросы Балтийского флота- «краса и гордость революции» заняли почётное место в официальной мифологии СССР. Хотя в сталинское время Советский Союз не был сильной морской державой, доблесть советского флота превозносилась в пропагандистских фильмах и песнях. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуя» он превратился в «маленького краснофлотца» , что сделало подобный костюм очень популярным. В эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, но легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. К тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.
После то как Сара и Джеральд Мерфи, богатая и рафинированная пара из США, задававшая тон на Лазурном берегу в обществе Хемингуэя, Стравинского и Пикассо, появилась на публике в одежде французских матросов, морская тема привлекла внимание современных дизайнеров моды. Эльза Скиапарелли создала коллекцию свитеров-обманок с вязаным рисунком, изображающим матроску в натуральную величину, а её соперница Коко Шанель- брючные ансамбли с заломленными набок синими беретами, как у экипажа яхты «Cutty Sark», принадлежавшей её любовнику герцогу Вестминстерскому. Коко осмеливается появиться на пляжах в "матроске" и обтягивающей юбке, именуемые в то время просто: трико.
С тех пор модельеры, от Марселя Роша в 1940-е годы до Ральфа Лорена в наши дни, продолжая традицию элегантного спортивного стиля, навеянного костюмом моряков, включают в свои коллекции полосатые фланелевые рубашки с вырезом лодочкой, широкие брюки, белые шорты и такой аксессуар, как берет.
Америка, 1894-96
Костюм с матросским воротником для девочки и мальчика
Костюмы с матросскими воротниками являются одной из наиболее распространенных и любимых форм одежды для маленьких детишек.
Построение блузы такого костюма как для мальчика, так и для девочки строится на основе чертежа блузы.
ВОРОТНИК
Обычный матросский воротник для детского костюма состоит из трех деталей: воротника, вставки в горловину и галстука.
Прежде всего на чертеже переда (рис. 33) необходимо наметить линию горловины для втачивания воротника. С этой целью нужно отложить вниз от точки Д 2 отрезок длиной 10 см. (точка X):
Д2Х -10 см.
Рис. 33. Выкройка воротника
Соединив прямой точкой Д 1 и X, получают линию горловины для втачивания воротника.
Глубину выреза горловины до верха вставки также надо отметить, т.е. вниз от точки Д 2 по середине переда откладывают 2 см (точка Xi ):
отрезок Д 2 X1 - 2 см.
Затем от точки Х 1 влево под прямым углом к линии середины переда провести прямую до пересечения с линией втачивания воротника в горловину Д1Х. Полученную точку обозначить Х5. Контур выкройки вставки под воротник обозначится точками Х 1 , Х5 и X.
Далее для построения воротника следует приложить к чертежу переда блузы выкройку спинки так, чтобы совместились плечевые срезы, и точка А 2 совпала с точкой Д1.
Высота стойки. Точки А и Д2 соединить прямой линией. Влево от точки А под прямым углом к линии АД1 отложить 1 см. Конец отрезка обозначить В. Высота стойки равна:
отрезок АВ = 1 см.
Линия втачивания воротника. Точки В и Д1 соединить прямой линией. Вверх от точки Д1, по линии Д1В отложить величину, равную расстоянию между точками А и Д1. Конец отрезка обозначить В 1 .
Отрезок Д1В1 = Д1А.
Точки Д1 и B1 соединить плавной кривой подобной линии Д , А. Затем от точки X влево по горизонтали отложить 1 см и поставить точку В6.
Отрезок ХВ6: = 1 см.
Точки В 6 и Д2 соединить прямой линией. Линия B1-Д1-В6 является линией втачивания воротника.
Линия середины воротника. Влево от точки В 1 под прямым углом к линии Д1В1 провести прямую, на которой отмерить 6 см (постоянная величина для любой выбранной длины воротника сзади) и поставить точку В2:
отрезок B1B2 = 6 см.
От точки В 6 вверх под прямым углом к линии B1B2 отмерить 1 см (точка В3):
отрезок В 2 В3 - 1 см.
Точки В 2 и В3 соединить прямой линией, которую продолжить затем влево за точку В3, и от точки В1 отложить по линии длину воротника сзади (в данном случае - 14 см). Концом отрезка будет точка В 4 . Отрезок BXB4 = 14 см. Линия В 1 , В4 представляет собой линию середины воротника.
Ширина воротника сзади. От точки В 4 вниз под прямым углом к линии В2В4 провести прямую, на которой отложить ширину воротника на спинке, равную ширине спинки, плюс 0,75 см. Полученную точку обозначить Вб. Линия отлета. Для обрисовки линии отлета надо найти точку ширины воротника по плечу. Ширина воротника равна длине плеча, плюс 1 см (запас на стойку воротника у плеча). Поэтому линию плеча Д1К удлинить на 1 см влево; полученную точку обозначить В 7 и затем по точкам В5, В 7 и В6 обрисовать линию отлета воротника плавной, слегка изогнутой линией, как показано на рисунке.
Галстук для матросского воротника (рис. 34) делается
от него и представляет собой две трапециевидные полоски, соединенные вместе поперечной перекладиной.
Длина галстука равна в данном случае 9 см:
отрезок ХХ 2 = 9 см.
От точки Х 2 вправо и влево поровну отмерить ширину низа галстука, равную 4,5 см. На чертеже она обозначена точками X3 и Х4. Ширина галстука вверху определяется Шириной перекладины, которая в данном случае равна 3 см,
Рис. 34. Выкройка галстука: а - воротник; б - вставка; в - галстук; г - подкладка под галстук.
а высота - 2 см. По этим размерам строят перекладину, расположив ее ниже точки X.
Выкройка воротника переводится с чертежа по контуру В1В4В6В7В6А2В1 на другой лист бумаги. При раскрое линия середины воротника совмещается со сгибом ткани. При изготовлении двойного воротника верхний и нижний воротники выкраиваются отдельно, причем первый делается по всему контуру на 2 мм больше.
Юбка в комплект
Для девочки в комплект к матросской кофточке обычно выполняется юбка с односторонними складками.
Для построения чертежа юбки необходимы следующие мерки, в см :
Обхват талии - 52.
Обхват бедер - 58.
Длина юбки - 21.
Для построения юбки (рис. 35) необходимо предварительно произвести некоторые расчеты.
Количество складок. Чтобы определить количество складок, надо знать:
а) полную ширину юбки по бедрам, плюс 2 см на свободное облегание, т.е. 58 + 2 = 60 см;
б) ширину складки по бедрам в данном случае 3 см.
Отсюда количество складок определяется делением
ширины юбки по бедрам на принятую ширину складок, т.е. 60:3 = 20 складок.
Затем в левой части чертежа перпендикулярно к этим трем линиям провести прямую, соответствующую краю ткани. Точки пересечения ее с линиями талии, бедер и низа обозначить соответственно точками Т 1 , Б и Н. Вправо отточки Б по линии бедер отложить ширину шва и поставить точку б.
Отрезок Бб - 1,5 см и через полученную точку б параллельно краю ткани (линия Т-Б-Н) провести прямую, т.е. линию шва.
Поскольку шов должен быть расположен во внутреннем сгибе складки, от нее вправо по линии бедер необходимо отложить расстояние, равное половине глубины складки, и поставить точку б 1 :
Бб = глубина складки/2=6/2=3см
Через точку б 1 провести параллельно линии шва пунктирную линию. Точки пересечения ее с линиями талии и низа обозначить Т и Н. Затем от точки б! вправо отложить и ну складки по линии бедер (точка б2):
Отрезок б 1 ,б2 = 3 см.
Ширина складки по линии низа берется на 0,5 см больше чем по линии бедер.
Многому от точки Н вправо отложить отрезок, равный складки по бедрам, плюс 0,5 см (точка H1):
отрезок НН 1 = 3 + 0,5 = 3,5 см.
Точки H1 и б 2 соединить прямой линией, которую затем продолжить вверх до пересечения с линией талии в точке T1.
Линия Т 1 ,б2,H1 является линией сгиба складки. От точки Т 1 влево по линии талии отложить ширину складки по талии и поставить точку Т2:
отрезок Т1Т2 = 2,6 см.
Точку Т 2 соединить прямой линией с точкой б1. Линия Т 2 Г1, Н является линией места складки, с которой впоследствии, при закладывании складок в изделие, совместится пиния сгиба складки, расположенная слева от нее.
Для построения глубины складок от точки б 2 вправо по 1киии бедер отмерить б см. Конец отрезка обозначить б3:
отрезок б2б3 = 6см.
Через точку б3 параллельно линии края ткани провести пунктирную прямую Т3 б3 Н 2 , от которой вправо построить вторую складку аналогично первой. Линия Т5б3 Н 2 , под об нал линии T2б1,H, будет линией места складки, с которой поместится линия сгиба складки T1 б2 Н1
Заштрихованные места между линиями сгиба и места кладок представляют собой глубину складок, т.е , как бы невидимую их часть.
Не заштрихованные участки чертежа после закладывания складок составят всю видимую часть юбки. Количество таких участков при разметке ткани должно быть равно числу складок, т.е. 20.
Разметку складок делают мелом непосредственно на ткани. Требуемую ширину ткани находят, как сумму трех полных окружностей бедер, плюс 2 см на свободное облегание на каждую окружность бедер. В данном случае для юбки потребуется:
(58 + 2) х 3=180 см.
Перед разметкой складок полотнище ткани подгибается по низу и подшивается.
Верх юбки обычно обрабатывается поясом.
Ширина складки по линии талии. Поскольку ширина юбки в талии меньше, чем по бедрам, ширина складок по линии талии соответственно уменьшается. Для этого нужно знать полный обхват талии, который равен 52 см.
Рис. 35. Чертеж юбки в складку
Ширина складки по талии равна полному обхвату талии, деленному на число складок.
Глубина складки по линии бедер принимается равной двойной ее ширине.
Для построения чертежа юбки, прежде всего следует в верхней части листа бумаги провести горизонтальную линию талии и параллельно ей линии бедер и низа, первую ниши талии на 10 см, вторую - на расстоянии мерки длины
Раскрой и пошив матроски
При раскладке выкройки на ткани середина спинки и П рикладывается к сгибу ткани. Воротник кроится на двух деталей (каждая отдельно), причем верхняя делается по всему контуру больше. Долевая нить в юбке должна проходить по длине юбки.
После раскроя, прежде всего, необходимо стачать боковые и плечевые швы. Низ матроски подогнуть на изначальную сторону и прострочить подрубочным швом шириной 1-1,5 см.
Воротник, вставку и галстук кроят двойными .
Воротник следует вначале стачать, а затем сверху настрочить несколько рядов сутажа (тесьма), чтобы нижний воротник не отставал от верхнего. Сутаж настрочить по отлету воротника на расстоянии 1,-2 см от края и 0,5 -1 см Ми жду полосками.
На вставку и галстук сначала следует настрочить сутаж, а затем соединить с нижними деталями. Готовый воротник П риметать к горловине матроски вместе с косой полоской и Пристрочить. По лоску отвернуть наизнанку, обрезной срез подогнуть и пришить к матроске.
Готовую вставку пришить к горловине, прокладывая Строчку под воротником.
Готовые карманы настрочить на перед матроски.
Низ рукавов подшить, а затем отстрочить сутажем - так же, как и воротник. Рукава втачать в проймы.
Количество отдельных полотнищ для юбки определяете, в зависимости от ширины ткани. Соединять полотнища следует так, чтобы швы располагались во внутренних сгибах глубины складок. Расположение швов на видимой поверхности юбки или даже внутри складок, но не во внутреннем сгибе - ни в коем случае недопустимо. Подшить низ юбки. Складки заметать, заутюжить, притачать молнию, втачать пояс.
Источники-
http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post111625532/http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post94819642/http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=213416446&journalid=4705523&go=prev&categ=1