Огромный мир ткани

Mar 02, 2012 15:24





Разнообразие тканей.

Нас окружает огромный мир ткани, всё реже натуральной, всё чаще ненатуральной. С каждым годом в обиход входят названия, с которыми раньше не сталкивались, но отживают прежние.

Интересные сведения об истории возникновения и распространения той или иной ткани, её особенности и отличия от других, примеры использования, а также правильный уход за тканью, чтобы она сохраняла свой вид длительное время.


Начнём с общего обзора. Практически энциклопедического.




Рис.1 Основная (1) и уточная (2)  нити

Ткань - текстильное изделие, измеряемое соответствующей мерой (длина, ширина, площадь), образованное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утк ом. Соответствующие нити называют основными и уточными.

Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей - раппорта, - необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Ткацкие переплетения простые (гладкие или главные) бывают полотняные, саржевые, сатиновые (атласные) или комбинированные.

Следует отличать собственно ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен (вырабатываемых путём вязания) и нетканых (например, валяльно-войлочные). Об этих материях речь будет идти отдельно.

Ткани различают по многим признакам:

§         По типу сырья: натуральные (классические); искусственные (из природных органических и неорганических веществ) и синтетические (из полимеров).




Рис. 2 Однотонные и многоцветные ткани

§         По цвету: гладкокрашенные (однотонные) и мнооцветные.

§         На ощупь (грубые, мягкие, тяжёлые, лёгкие и т.д.).

§         По фактуре обработки ткани: сукно (прессованное, гладкое, ворсованное); байка (вальцованная, ворсованная); вальцованные двухсторонние; велюровая ткань (вальцованная, с выровненным ворсом).

§         По назначению: блузочные, костюмные, пальтовые, подкладочные, портьерные и пр.

§         По особым требованиям: ткани могут быть очень прочны, не требовать особого ухода (утюжки, например), многоразового использования и т. д. По особым свойствам: воздухопроницаемость, гигроскопичность, сминаемость, паропроницаемость, водоупорность, капиллярность, теплозащита, пылеёмкость, электризуемость и т. д.

§         По способу переплетения нитей: с простым (гладким или главным) переплетением; со специальным переплетением; с составным (комбинированным) переплетением; типа жаккардовых; с двухслойным переплетением - образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитью, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка; с ворсовыми переплетениями.

Названия тканей по фактуре

Эстергаз - это рисунок ткани в крупные двухцветные или многоцветные квадраты, расположенные в шахматном порядке, с поперечными и продольными полосами. Такой рисунок получают путём использования цветной нити в основе и в утке.




Рис. 3 Гипюр, ажур и кружева

Филь-а-филь (Ш-а-Ш - гуськом, шеренгой, ступенчато) - это рисунок ткани с косыми, чётко выступающими ступенчатыми диагоналями или полосами. Подоб­ный рисунок образуется путём комбинации в саржевом переплетении двух контрастных по цвету нитей в основе и в утке. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 1:1.

Ткань в крапинку, точками - рисунок с характерными светлыми точками на темном фоне. Такой рисунок образуется при сложном саржевом переплетении (8 нитей) с использованием нитей контрастного цвета. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 2:2.

Ткань в клетку - рисунок квадратами, прямоугольниками, ромбиками, распо­ложенными в шахматном порядке, образуется путём использования нитей не менее двух цветов в основе и в утке.

«Гусиные лапки» - такой рисунок на ткани образуется путём переплетения нитей различного цвета, иногда и с помощью набивки.




Рис. 4 Роспись по ткани.

Ткань «омбре» (растушеванная, с наложенными тенями) - одноцветная или многоцветная, в долевую полоску, которая образуется путём переплетения нитей способом сложной саржи (основное, уточное или равностороннее переплетение).

«Пепита» - ткань в мелкую клетку (квадраты, ромбы, прямоугольники), расположенную в шахматном порядке; обычно двухцветная или пестротканая, причём одна нить всегда белого цвета.

«Райе» - ткань с хорошо заметными долевыми полосами одинаковой или различной ширины. Такая ткань изготовляется путём использования нитей контрастных цветов и соответствующим переплетением. Рисунок создается основным переплетением.

«Ёлочка» - рельефный рисунок на ткани в виде косых ломаных линий различной ширины. Образуется в результате переплетения нитей по типу ломаной саржи при изменении диагоналей саржи под прямым углом. Благодаря различному отражению света диагоналями, идущими в разных направлениях, на поверхности ткани видны продольные полоски из чередующихся основных и уточных перекрытий. Часто используются цветные контрастные нити в основе и в утке.

«Шине» - ткань с характерным контуром рисунка (в клетку, Филь-А-Филь и др.), который получают путём печатания - нанесения на ткань различных печатных красок по заданному рисунку.

Травер - это рисунок на ткани с поперечными полосами одинаковой или различной ширины. Такой рисунок создается путём использования нитей контрастных цветов или соответствующим способом переплетения нитей. Рисунок образует уточное переплетение.

Также необходимо отметить, что натуральные ткани, как правило, подлежат декатировке (горячей водной обработке) перед раскроем, поскольку склонны «садиться». Если, к примеру, Вы сшили брюки из натурального льна, но забыли его декатировать предварительно, скорее всего после первой же стирки Вы получите привлекательные бриджи. Это следует учитывать при покупке новой ткани д ля пошива.

Итак, с которой ткани начнем?

о ткани

Previous post Next post
Up