В дискуссиях на транспортные темы часто встречается мнение, что если мы, мол, хотим иметь общественный транспорт, работающий также регулярно и качественно, как в европейских городах, то надо бы быть готовым и платить за него также дорого как в Европе. Недавно и руководитель Департамента Транспорта Москвы Максим Ликсутов в программе «Верхний пост» заявил, что
общественный транспорт в нашей столице якобы «один из самых дешевых в мире». И если рядовым обывателям позволительно заблуждаться в этом вопросе, то от главного московского транспортного чиновника слышать подобное было крайне удивительно. Уж не знаю, действительно ли он настолько некомпетентен или же сознательно вводит других в заблуждение.
На самом деле дороговизна ОТ в Европе - это миф. Во-первых, многие люди, бывавшие в Европе в качестве туристов, подсознательно сравнивают стоимость 1 поездки на метро или автобусе в Москве с интегрированным билетом, который в европейских городах, как правило, позволяет проехать от точки А до точки Б на всех видах транспорта с любым количеством пересадок. Если же учесть, что 1 поездка в Москве чаще всего включает в себя и автобус за 25 р., и метро за 28 р., то получается, что аналогичная поездка у нас до недавних пор обходилась в 53 р. или около 1.33€. Т.е. вполне сопоставимые с некоторыми европейскими столицами деньги.
Сейчас же, когда и в Москве, наконец, появился пересадочный билет на 90 минут за 50 рублей, стало сравнивать намного проще. Например, в Праге
аналогичный билет стоит 32 кроны. Т.е. примерно те же самые 1.25€, что и в Москве. В Афинах можно кататься 1.5 часа за 1.4€, а в Риме - за 1.5€.
Во-вторых, на однопоездочные билеты во многих европейских городах действуют заградительные тарифы, стимулирующие людей покупать билеты на несколько поездок сразу. Например, 1 поездка в Париже стоит 1.7€, в Брюсселе - 1.9€, а в Барселоне - 2€. А если взять в этих городах билеты на 10 поездок, то 1 поездка обойдётся в 1.5-2 раза дешевле. В Париже такой билет стоит 12.7€, в Брюсселе -12€, а в Барселоне всего 9.8€.
Но самое главное, что билеты на 1 или несколько поездок в любом случае рассчитаны в основном на туристов и других гостей города. А чтобы оценить, во сколько обходится пользование системой общественного транспорта постоянным резидентам европейских городов, надо сравнивать не цены разовых поездок, а стоимости месячных проездных. И тут нас ждёт самое интересное.
В Москве единый проездной на календарный месяц стоит 2380 рублей или 59.5€. Недавно ещё появилась безлимитная смарт-карта на метро и наземный транспорт на 30 дней за 2200 рублей или 55€.
Для сравнения я составил таблицу стоимости проездных на месяц или 30 дней в крупных европейских городах, где мне доводилось бывать. Во всех этих городах довольно разнообразная система общественного транспорта, включающая как минимум метро, автобусы и трамваи.
Прага
21.4€
Барселона
52.7€
Киев
21.7€
Брюссель (с электричкой)
54€
Рим
35€
Москва (без электрички)
55€
Будапешт
35€
Москва (единый)
59.5€
Афины
45€
Париж
65.1€
Вена
45€
Берлин
77€
Брюссель (без электрички)
47.5€
Москва (с электричкой)
81€
Как вы видите, общественный транспорт в Москве не только не дешевле, чем в Европе, но и даже в разы дороже, чем в ряде европейских столиц. Например, жители Праги могут
кататься месяц на ОТ всего за 550 крон или около 21.4€. В Будапеште
месячный проездной стоит 10500 форинтов или примерно 35€. В
Риме также 35€. В
Афинах и
Вене месячный тариф - 45€. Надо ли говорить, что практически во всех этих городах регулярность, удобство и качество работы городского транспорта не сравнимы с московским?
Более того, почти во всех перечисленных в таблице городах в стоимость проездного входит, как правило, и электричка в пределах города. В Москве же, чтобы пользоваться пригородными поездами на всех направлениях, необходимо приобрести отдельный проездной на электричку за 1040 рублей или 26€. Т.е. сопоставимый с европейскими городами объём услуг в столице России стоит 2200+1040=3240 рублей или 81 евро! А ещё недавно он стоил вообще 85.5 евро.
В то время как даже в столице Германии, где действуют одни из самых высоких в Европе тарифов на проезд, проездной в пределах города на месяц стоит 77 евро. А, например, в Брюсселе действуют два вида тарифов. За 47.5€ можно ездить месяц на метро, трамваях и автобусах брюссельской городской транспортной компании. А по проездному за 54€ можно вдобавок к этому также пользоваться электричкой, а также пригородными автобусами в пределах Брюсселя.
Если же говорить о действительно одном из самых дешёвых в мире транспорте, то в первую очередь вспоминается Киев. В столице Украины одна поездка на наземном транспорте стоит всего 1.5 гривны или менее 6 наших рублей, а на метрополитене - 2 гривны, т.е. менее 8 рублей. А единый проездной на месяц обходится киевлянам в 230 гривен или примерно в 21.7€.
Вобщем, возникает вопрос к «начальнику транспортного цеха», почему жители Москвы платят за «один из самых дешёвых ОТ в мире» как в Берлине, а получают услуги, сопоставимые по качеству разве что с Киевом. Может это, потому что в Европе занимаются реальным развитием общественного транспорта, а не тратят
почти полмиллиарда рублей из бюджета метрополитена на пиар новых билетов. Как уже подробно говорилось в
одном из прошлых постов, реальная деятельность нынешнего руководства ДепТранса сильно расходится с декларируемым на словах властями Москвы приоритетом развития ОТ и ограничением личного автопользования. И так кажется
далеко не только мне.