Площадки металлургического производства древних культур на территории Свердловской об. Петрогром

Jul 02, 2012 20:53



Каменные чаши -  плавильные горны на плато горы Петрогром.

РАН Уральское отделение Института Истории и Археологии.

ПЕТРОГРОМ ГОРА, ПЕТРОГРОМСКИЙ ТИП ПАМЯТНИКОВ

Археологический  памятник, площадка металлургического  производства. Свердловская  облсть, г. Верхняя Пышма, пос. Сагра, р. Полдневая приток р. Исети. Исследовано Е.М.Берс. Петрогром Гора занимает плато трех из восьми каменных палаток, вытянувшихся цепочкой с З. на В. по хребту  горы Петрогром. Высота каменных палаток 8-14 м.

Основной материал составляют находки двух культур: Иткульской ( V - III вв. до н.э.) и Петрогромской (вт. пол. I тыс. н.э.). Из сооружений на площадках зафиксировано 18 оснований металлоплавильных  горнов.

Остатки горнов фиксируются под зольником в серо-коричневом гумусе с большим содержанием золы и крупинок жженых костей. В культурном слое обнаружена керамика, шлак (медный и железный), фрагменты глиняных воздуходувных сопел, тиглей, обмазка горнов, каменные песты и точильные бруски, тальковая форма для отливки трехгранных наконечников стрел, глиняные сердечники для отливки наконечников копий и кельтов, заготовки для матриц. Найдены изделия из цветного металла: трехгранный наконечник стрелы, подвеска в форме плоского конька (V-VI вв. н.э.), ручка от котла; из железа - однолезвийные ножи. Площадки на вершине горы Петрогром служили местом производства металла (меди, железа) и металлоизделий.

Основная  масса керамики с памятника представлена двумя большими коллекциями: сосудами Иткульского и Петрогромского типов. В состав находок входят также фрагменты Бакальского, Прыговского, Батырского, Молчановского и Юдинского облика. Такое разнообразие керамического материала может свидетельствовать, как о вероятной преемственности в производстве металла на горе Петрогром от V в. до н.э. до XII-XIII вв. н.э., во-вторых, и  о постоянных связях горноуральского населения с племенами лесостепной и лесной зоны Зауралья.

Памятники Петрогромского типа второй пол. I тыс. н.э. расположены в горно -лесной черте ср. Зауралья на высоких плато и останцах в верховьях р. Тагил, Нейва, Реж, Исеть. До сих пор окончательно не установлено, что собой представляют места постоянного жительства населения, поскольку все известные памятники Петрогромского типа были временными стоянками, либо местами металлургического  производства (гора Петрогром , Большие и Малые Шарташские каменные палатки), либо жертвенными местами (Адуйское жертвенное место, Камень Балабан).

Для сосудов Петрогромского Типа  характерна высокая вертикальная или слегка наклонная наружу шейка, четко переходящая в округлое тулово. Способы орнаментации посуды неодинаковы, в чем можно усмотреть разл. слагающие компоненты. Первый - шнуровой, продолжающий традиции более ранних пам. типа могильника Калмацкий брод. Второй компонент - местный, гребенчатый, среди узоров к-рого преобладают горизонтальный зигзаг, поясок из наклонных линий, наклонные столбики гребенчатых оттисков. Эти элементы, характерные для Иткульских сосудов, традиционно сохраняются на посуде Кашинского и Прыговского типов. В конце I тыс. н.э. при сложении Юдинской культуры Прото - Манси Зауралья, население с памятников Петрогромского типа, видимо, вошло в ее состав.  ( Лит.: Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. Свердловск, 1963.) .  Автор:  Бельтикова Г.В., Викторова В.Д., Морозов В.М.

http://www.ihist.uran.ru/_ency-show-1578

.


У скал Петрогрома. Свердловская область.

.

Камень с чашей на горе Петрогром. Урал.



Площадки  металлургического  производства  древних  культур на территории Свердловской области. Урал.

Основной материал  на площадках металлургического  производства Петрогромского типа составляют находки двух культур: Иткульской (V-III вв. до н.э.) и  Петрогромской (вторая пол. I тыс. н.э.).  Т.к. в данном  регионе Урала  древнее металлургическое производство - памятники, существовали весьма длительный отрезок времени.

Много подобных памятники остались и от Исетских племен, вокруг Свердловска - Екатеринбурга.  У которых  с середины первого тысячелетия до нашей эры плавка руд проводилась не только на селищах этой культуры или около них, но и в специальных местах металлургического производства, которые располагались обычно на вершинах гор.

Весь район местоположения горы Петрогром - Геологически эти скалы относятся к Верх - Исетскому гранитному массиву, охватывающему огромную территорию. Вершины практически всех окрестных гор и увалов венчают причудливые каменные палатки. Но самые величественные из сотен каменных останцев, бесспорно, - Чертово Городище и скалы Петрогром .

Возраст гранитов, слагающих скалы, достигает 300 млн лет. За это солидное время гранитные массивы подверглись сильному разрушению. Горизонтальные и вертикальные трещины, образовавшиеся еще в период остывания магмы, из-за разрушающего действия эрозии расширялись и углублялись. Итог налицо - образовались причудливые вертикальные столбы, сложенные матрацевидными округлыми плитами. Скалы вытянулись с востока на запад, наиболее высоки в восточной части. Наибольшая высота скал достигает 15 м..

Скалы Петрогрома - Свердловская область.

.

Камень с чашей на Петрогроме

.

Скалы Петра Гронского или Петрогром- камень с чашей.

.

Свердловская область. камень с чашей - горны горы Петрогром.

.

Камень на скалах Петрогрома.

.

Чаши на горе Петрогром.

.

Макет горна. Свердловский краеведческий музей.

.

ИТКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - ( VII - III в. до н.э,) археол. культура РЖВ, горно-лесного и лесостепного Зауралья, имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в Межовскую , Гамаюнскую , Бархатовскую культуры. Выделена К.В.Сальниковым на материалах Юж. Зауралья. Северный ее аналог - Исетская культура, выделенная Е.М.Берс в Ср. Зауралье. В.Е.Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название Иткульской.

И.К. представлена городищами, неукрепленными пос. и святилищами. Городища имели замкнутую и разомкнутую системы обороны из 3-4 элементов (бревенчатая стена, вал или завалинка, ров или канава). Они одноплощадочные, редко - двухплощадочные, одно - четырехплощадочное. Пл. - от 432 до 3900 кв.м.Из сооружений на иткульских пам. изв. помещения, горны, специально оборудованные площадки. По назначению помещения делятся на жил., произв. и произв.-жил. В помещениях последних двух типов осуществлялась выплавка и обработка металла (Зауральский (иткульский) очаг металлургии).

Традиционные формы керамики: горшки и низкие широкогорлые чаши с раздутым туловом. Гребенчатым или гладким штампом орнаментировалась верхняя треть сосудов. Композиции однообразны, составлены из горизонтальных, вертикальных, наклонных параллельных оттисков, реже - взаимопроникающих заштрихованных углов, разнозаштрихованных полей. Др. категории мат. культуры представлены медными, редко желез. вещами, а также матрицами для отливки медных изделий. Орудия труда - пластинчатые ножи, плоские и втульчатые долота, стамески, иглы, шилья, топоры-кельты.

Оружие имеет Скифо-Савроматский облик - втульчатые и черешковые двух-трехлопастные медные наконечники стрел; наконечники копий со сплошным и прорезным пером; жел. мечи-акинаки. Украшения, предметы  убора и культа - круглые бляхи и зеркала с ушком на обороте, перстни с плоским щитком, проволочные серьги, подвески, браслеты, плоское литье: антропоморфные, зооморфные птицевидные фигурки, жел. булавки. Осн. формами произв. деятельности были металлургия меди, горное дело,  углежжение.

На базе И.К. функционировал очаг медной металлургии. Есть осн. предполагать большесемейную и клановую специализацию Иткульского нас. в этом произв. По костным остаткам на пос. реконструируется смешанный охотничье-рыболовческий тип х -ва. В Иткульском стаде присутствуют лошадь, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Промысловые виды - косуля, лось, сев. Олень. Мощный стимул становлению и развитию металлургии производства у  Иткульцев давало соседство с кочевым миром Южного Урала, -заключает профессор ЮУрГУ, заведующий кафедрой Древней истории и этнологии Евразии Александр Таиров.

Иткульские металлурги являлись основными поставщиками меди и изделий из нее Сарматам Южного Урала, племенам лесостепи Зауралья и Западной Сибири. Часть металла поступала к племенам Ананьинской культуры лесного Приуралья, к Скифам Северного Причерноморья. "Империя" металлургов .

ИТКУЛЬСКАЯ  КУЛЬТУРА (VII - III в. до н. э.)- происхождение:  археол. культура РЖВ  горно-лесного и лесостепного Зауралья, имеет автохтонное происхождение, корнями уходит в *Межовскую , *Гамаюнскую и *Бархатовскую археологические культуры...

МЕЖОВСКАЯ КУЛЬТУРА  - (XIII - IX, VIII - VII века до н.э.). Межовская - археологическая культура бронзового века, сформировалась на базе Черкаскульской культуры при участии традиций населения таежного Притоболья и культур круга Валиковой керамики степной зоны Урала и Казахстана, прежде всего Саргаринско-Алексеевской.

В рамках Межовской культуры выделяют два этапа развития: Межовский (XIII-IX вв. до н.э.) и Березовский (VIII -нач. VII в. до н.э.). Исследователи связывают население  Межовской культуры с древними Уграми. Население  МЕЖОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ характеризовало заключительный этап развития бронзового века лесного Урала, и оказало существенное влияние на формирование Уральских  арх. культур переходного этапа от бронзы к РЖВ : Иткульской, Маклашеевской, Гороховской и Курмантау.

Памятники гафурийского типа, Межовской культуры отражают дальнейшие этапы развития Угорской общности в период активных контактов с Индоиранским населением Уральских степей. (Шорин А.Ф.)

ГАМАЮНСКАЯ КУЛЬТУРА - (ок. X - IV вв. до н. э.)  археологическая культура переходного периода от бронзового века к РЖВ горно-лесных и лесостепных терр. Зауралья (ок. 10-4 вв. до н. э.). Была выделена в кон. 1950-х - нач. 1960-х гг. Е. М. Берс и К. В. Сальниковым, получила назв. по стоянке на мысу Гамаюн Верх - Исетского пруда в окрестностях Екатеринбурга.

Памятники культуры, представлены городищами, неукрепл. поселениями и стоянками, располагаются узкой прерывистой полосой вдоль восточного склона Урал. хребта от р. Вагиль до оз.Чебаркуль. Экономика Гамаюнской к - ры имела присваивающий характер с элементами производящего х-ва (скотоводство). Основой х-ва являлась охота, вспомогат. -рыболовство.

Существовало камнеобрабатывающее, гончарное, меднолитейное и косторезное пр-ва (возможно, кож. пр-во, ткачество и собирательство). Истоки данной культуры следует искать к северу от ее основных терр. Сформировалась в 10-9 вв. до н. э. в бассейне р. Лозьвы и верховьях Тавды в результате смешения мигрировавших с севера охотников и рыболовов таежной зоны Н. Приобья.

В Среднем Зауралье первые Гамаюнские памятники появились ок. 9 в. до н. э., в Южном Зауралье - ок. 8 в. до н. э., массовое - в 7 в. до н. э., И в период окончательного оформления Иткульской культуры, ок.  4 в. до н. э., Гамаюнское население слилось с Иткульским .

Этнолингвистическая принадлежность носителей Гамаюновской  археологической культуры большинством исследователей определяется как Угорская. (А. Д. Таиров .Лит.: Б о р з у н о в В. А. Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (Гамаюнская культура). Екатеринбург, 1992.)

БАРХАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА -  (кон. II - нач. I тыс. до н.э.) - Зауральская Бархатовская  культуры Поздней бронзы, занимала территорию, расположенную в пограничной зоне южной тайги и севера  лесостепи Притоболья , включая  нижнее течение р. Исети, Пышмы и Туры. Большинство известных Бархатовских поселений располагалось на невысоких речных или озерных террасах недалеко от воды, оборонительные сооружения зафиксированы только на Красногорском городище на р. Исеть.

Керамика Бархатовского типа - плоскодонная с раздутым туловом, орнаментирована в верхней трети сосуда простыми узорами (пояски наклонных оттисков или горизонтальной елочки, зигзагами, решетками, рядами ямок, каплевидных вдавлений, лентами с поперечной  штриховкой), набор технических приемов нанесения орнамента невелик. Металлические изделия представлены бронз. кельтом с ложными ушками и валиком у края втулки, черешковым наконечником стрелы, шильями, обломком однолезвийного пластинчатого ножа с оттянутым назад концом, массивной ажурной подвеской, круглой бляшкой с петелькой на обороте.

Время существования памятников Бархатовского типа определяется в рамках XI(X)-VIII(VII) вв. до н.э. Сложение Бархатовских комплексов происходило на местной Андроновской основе в условиях широких контактов с населением сопредельных территорий: Межовской, Алексеевской, Саргаринской, Сузгунской и, отчасти, Ирменской культур.   ( Корочкова О.Н.    Лит.: Стефанов В.И., Корочкова О.Н. Поселения заключительного этапа бронзового века на р. Тобол // Древние поселения Урала и Западной Сибири. Свердловск, 1984 ).

В эпоху поздней  бронзы в пограничье лесостепи и тайги в Нижнем  Притоболье  шло расселение носителей  Сузгунской  и Бархатовской культур. Южно - таежное Притоболье являлось западной окраиной ареала Сузгунской к-ры, оставив. комплексы с гребенчато-ямочной керамикой, а лесостепную территорию занимала Бархатовская культура, унаследовавшая Андроновские (Федоровские) традиции.

ИСЕТСКАЯ КУЛЬТУРА -( VII  в. до н. э. -  I-II в. н. э. ) - археологическая культура РЖВ  в окрестностях Свердловска, впервые были обнаружены и раскопаны на Исетском озере и в верховьях реки Исети, выделена Е.М.Берс в Среднем Зауралье Но распространены эти памятники значительно шире,  встречаются на всей территории лесного Зауралья, Каслинского Урала и доходят к востоку до  современной границы лесостепи.

Среди археологических памятников Исетской культуры - неукрепленные селища, древние металлургические производства, копи. Материальная культура характеризует Исетских людей как искусных  металлургов среднего этапа развития Зауральской древней металлургии меди.

Весь период эпохи РЖВ определяется как период расцвета именно металлургии меди, но не железа, железные изделия еще не вытесняют  бронзовых и медных орудий, это происходит значительно позднее. Такое явление типично не только для Зауралья: на западном склоне Урала бытует в  это время Ананьинская культура, а в Сибири - Тагарская, в которых расцвет металлургии меди также падает на эпоху раннего железного века. Материальная культура Исетских племен отличается рядов признаков, в  частности и орнаментом на посуде, от материальной культуры Гамаюнских племен.

В середине первого тысячелетия памятники Гамаюнской культуры исчезает с территории Свердловска и его окрестностей: возможно, что Гамаюнцы были частично вытеснены Исетскими племенами, или поглощены. Исетская считается северным  аналогом  Иткульской  культуры, В.Е.Стоянов объединил обе культуры в одну, сохранив название Иткульской.

ПЕТРОГРОМСКАЯ  КУЛЬТУРА -  (вт. пол. I тыс. н.э.) -  сложилась в эпоху Великого переселения народов, в которое были вовлечены и Уральские земли,  когда на территорию лесной  полосы восточного склона Урала пришли кочевые  Угры - коневоды. В  VI - IX вв.  с их участием складываются  три археологические культуры - Петрогромская культура, Молчановская и Тынская , на основе которых, в свою очередь сложилась Юдинская культура в  X-XIII вв. Юдинскую культуру исследователи относят к предкам  народа Манси. (С. Н. Панина,  зав. отделом археологии Свердловского областного краеведческого музея.)

ИТКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА РЖВ  горно-лесного и лесостепного Зауралья.

.

Иткульские литейные формы.

.

Предметы металлургического производства Иткульцев

.

Сосуды Петрогромского типа.

.

Литейная форма для отливки 5 серпов, Бронзовый век.

.

"Древние металлургические производства в окрестностях Свердловска"

Древние металлургические производства - памятники, существовавшие длительный отрезок времени,- восстанавливают навыки людей по добыче руды и получению все большего количества металла из нее, показывают разнообразные способы изготовления вещей из добытого металла.

В настоящее время таких мест сохранилось немного: часть памятников этого типа была вскрыта во второй половине XIX века и не была понята исследователями; другие уничтожены временем. За последние годы  экспедицией вскрыто несколько памятников этого типа, дающих представление о первобытной плавке меди и железа и отливке вещей.

В большинстве случаев эти памятники остались от Исетских племен. Уже с середины первого тысячелетия до нашей эры плавка руд проводилась не только на селищах этой культуры или около них, но и в специальных местах металлургического производства, которые располагались обычно на вершинах гор.

Зарождению их предшествовало приобретение человеком ряда эмпирических знаний, благодаря которым был освоен и процесс сыродутной плавки металлов, и ряд других технологических приемов, без которых нельзя получить из руды  металл, точно так же, как нельзя вскипятить воду, не имея сосуда - от доисторического горшка до алюминиевой кастрюли - и источника тепла - от кострища до электроэнергии.

При раскопках мест древних металлургических производств исследователь сталкивается лишь с остатками, к тому же разрушенными уже самым процессом древней плавки. Все производство в целом можно восстановить лишь по ряду одинаковых, повторяющихся деталей в разной степени их сохранности.

Древние места плавки можно разделить на примитивные и более сложные. Примитивный способ - плавка меди в горшках .

Более совершенная плавка металлов проводилась в печах, сложенных из камня. Остатки такого древнего металлургического производства меди обнаружены близ города Полевского - на горах Думной и Караульной. Остатки металлургического производства меди, железа и других металлов сохранились на горе Петрогром, расположенной на восточной границе Первоуральском района, Свердловской области.

Металлургическое производство на горе Петрогром.

Между поселками Палкино и Исетское, от правого берега реки Исети на несколько километров тянутся цепи покрытых лесом гор с долинами между ними. Между станцией Исеть и поселком Сорга в лесу, на хребте одной из гор высотою до 300 метров, у подножия которой протекает пересыхающая летом речка Полдневая, возвыша­ются восемь каменных палаток высотою от восьми до пятнадцати метров. Часть скал, до раскопок, тоже поросших лесом, оканчивается плоскими площадками на вершинах.

Весь район местоположения горы Петрогром ранее назывался Шайтанской горной дачей и входил в Невьянский горный округ. Район богат рудами, в частности, медной рудой с большим содержанием в ней серебра. Есть здесь и железные руды. Сохранились сведения о «чудских» рудниках, открытых в начале XVIII века в этом районе. Таким образом, древнее металлургическое производство на Петрогроме находилось в центре рудных месторождений.

В толще культурного слоя сохранились части плавильных печей, предметы, связанные с плавкой металлов, варкой железа и изготовлением вещей из полученного металла. Наиболее древние следы плавки относятся ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Они остались здесь от людей Исетской культуры. Часть памятников на основании находок, оставленных здесь потомками Исетских племен, определяется временем трех первых веков нашей эры. Более поздние предметы и плавильные печи сохранились здесь от Калмацких людей, плавивших металл в IV-V веках нашей эры… Здесь плавились разные руды, и методы, применявшиеся при плавке, несколько сложнее, чем на Думной горе.

Принципы самой плавки на горе Петрогром за все время существования здесь металлургического производства не изменились. Это - сыродутная плавка с применением сопел и ручной подачей воздуха в печь, с прибавлением в шихту в качестве флюса мелких дробленых костей животных. Основания вскрытых раскопками восемнадцати плавильных печей залегают над глубокими узкими щелями, прорезающими массив горы и служившими воздуходувными ходами. В диаметре печи достигали 80-120 сантиметров.

Стены печей делались из каменных плит, ставившихся «на попа», и имели высоту до полутора метров. Одна из стен печи выкладывалась из грубых натуральных камней, и в ней делались отверстия для выпуска металла и для сопел. При варке железа часть такой стенки после каждой плавки разбирали для выема крицы. Как и на горе Думной, метало - приемниками были горшки.

Изнутри поды и горны печей были сделаны не из глины, а из так называемой «пепельной массы» - специально сделанной обмазки, сохранившей свое значение до XVIII века. Приготовлялась она из трех четвертей золы, промытой до удаления из нее щелочей, и одной четверти мелких пережженных костей животных; к этой смеси добавлялось небольшое количество глины (1/40 часть) для связывания всей массы.

В старинных рецептах есть указания, что эта масса замеши­вается или на «полупиве» или на моче. При плавке металлов поды из специальной обмазки дополнительно посыпался толченой костью. Такие поды впитывали в себя расплавленные окислы металлов и применялись для отделения одних металлов от других, в частности - меди от серебра. В раскопках найдены поды печей, пропитанные окислами металлов, а также вещи из железа, меди, серебра и сплавов цветных металлов.

На местах плавки проводились и отливка вещей, и ковка. Большое значение имело изготовление листовой меди. Листы меди скреплялись между собой путем холодной ковки; их края надрезались, входили один в другой и проковывались. Часть листов соединялась между собой клепкой. Все изделия из железа тоже были коваными. В формах отливались лишь стрелы и многочисленные украшения на одежду.

Раскопки на горе Петрогром помогли более точно опреде­лить и датировать многие памятники, вскрытые раскопками в конце XIX столетия. Это такие всем известные места в Свердловске и его окрестностях, как Чертово Городище или Шарташские Каменные Палатки. Исследователями XIX века они были неправильно определены как жертвенные места, тогда как это такие же, как и Петрогром, древние металлур­гические производства калмацких людей IV-V веков нашей эры.

От Калмацких людей, живших на территории Свердловска и его окрестностей в III-V веках нашей эры, сохранились древние металлургические производства и, вместо поселений, лишь временные стойбища, что указывает на кочевой образ жизни. В последнее время открыты могильники, не имеющие внешних опознавательных признаков. Оказалось, что некоторые предметы, встреченные на древних металлургических производствах, погребались, как установлено при раскопках, вместе с умершими и сохранились полностью. Эти находки расширяют знания о тех предметах из металла, которые умели делать калмацкие люди из местных руд в первой половине первого тысячелетия нашей эры, а также и о их связях с другими народами.

Полностью тут: http://uraltourist.ru/

Шарташские каменные палатки. Гранитные скалы останцы. в I тыс. н.э. также были местом металлургического производства.



Также интересны Шарташские каменные палатки, гранитные скалы - останцы, в Свердловской области, расположенные вблизи озера Шарташ, ныне в черте города Екатеринбурга.  По современным археологическим данным на берегах Шарташского озера располагались много поселений и стоянок древнего человека, которые относятся к 3 тысячелетию до нашей эры и более ранним периодам.

Причем, поселения эти обладали элементами древнего религиозного культа и товарного производства. Племенным центром, жертвенным местом и «металлургической базой» этих древних поселений служила гряда огромных гранитных валунов, которая сегодня носит название Шарташских каменных палаток. Значительное количество древних поселений находилось на берегах озёр Шарташ и Малый Шарташ (территория Кировского района города), к настоящему времени в этом районе зарегистрировано свыше двухсот археологических памятников. (С.Н. Панина. Археологические памятники озера Шарташ.)

Первые поселения охотников и рыболовов возникли в эпоху медного века в конце III тыс. до н.э. - здесь найдены кремневые отщепы, скребки, керамика Аятского типа. Позднее на берегах Шарташа возникали стоянки в бронзовом (II тыс. до н.э.) и в раннем железном веке (I тыс. до н.э.). Об этом свидетельствуют фрагменты керамики Черкаскульского, Межовского и Иткульского типов.

На берегу Малого Шарташа была найдена глиняная фигурка птички - одна из самых ранних скульптур на территории Зауралья (VI - VI тыс. до н.э.). Шарташские каменные палатки в I тыс. н.э. были местом металлургического производства, их вершины также использовались как жертвенное место древне религиозного культа, здесь в большом количестве были найдены кости животных, фрагменты листовой меди, литая скульптурка лошади, развалы сосудов Петрогромского типа. (С.Н. Панина. Археологические памятники озера Шарташ).

---

Схема. Урал, Скалы Петрогрома, Свердловская область.

.

ссылки:
Продолжение темы: Петрогром. http://byslaikyr.livejournal.com/14113.html
Видео:  Площадки металлургического производства. Каменные горны на горе Петрогром. Урал. http://video.yandex.ru/users/byslaikyr/view/40/#
РАН Уральское отделение Института Истории и Археологии. ПЕТРОГРОМ ГОРА, ПЕТРОГРОМСКИЙ ТИП ПАМЯТНИКОВ
http://www.ihist.uran.ru/_ency-show-1578
«Древние металлургические производства в окрестностях Свердловска» http://uraltourist.ru/
«СКАЛЫ ПЕТРА ГРОНСКОГО  (ПЕТРОГРОМ)» © "Наш Урал" http://nashural.ru/index.htm
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=39330
http://www.history-ural.ru/epoha-rannego-zheleza/19-lesnie-plemena-v-rennem-zheleznim-veke.html
http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-9-838.html
http://www.ihist.uran.ru/_ency-show-152
http://www.archaeology.nsc.ru/Portals/1/disser/Anoshko.doc
http://archaeology.asu.ru/portal/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Raesc_XLI_3_24.pdf
http://www.ipdn.ru/rics/doc0/DA/a6/1-zim-zskga.htm
http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-12-1255.html
http://net.eurekanet.ru/prog/sledopit/kr_bib/ozero_iset_4.htm
http://urbibl.ru/Knigi/po_okrestnostyam/5.htm
http://ekoray.ru/skaly-petra-gronskogo

---

скалы Петра Гронского, чаши на камнях, Петрогром, Урал, каменные - плавильные горны на горе Петр, Свердловская область, культовые места, металлургия древних племен Урала

Previous post Next post
Up