Добрый день. Я хочу написать несколько слов о замечательном спектакле, который я смотрел довольно давно - это
«Горе от ума» в постановке Олега Меньшикова. Недавно мне удалось достать
фильм, снятый по этому спектаклю, вот я по свежим впечатлениям и пишу. Давайте сразу представим себе сцену бала с красной подсветкой и включим
вальс Гаврилина.
Воротишься на родину. Ну что ж.
Гляди вокруг, кому еще ты нужен,
кому теперь в друзья ты попадешь?
Воротишься, купи себе на ужин
какого-нибудь сладкого вина,
смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу...
Интересно все-таки, что в спектакле Меньшикова - Чацкому сочувствуешь. Конечно, он совершенно невозможен, и нахальный, и бестактный... Но сопереживаешь! Представьте себе, он давно не был в Москве, возвращается в родной для себя дом, где он помнит каждый угол, где он провел детство - а его не ждут! Как же так а? Ведь это неправильно! Софья - хороша, умна, а к нему холодна, неужели все прошло? У него же больше ничего нет кроме этих детских воспоминаний! Тут уж поневоле взовьешься, соколом запоешь! Говорят, такую трактовку подсказал Михалков, который даже собирался снимать фильм по "Горю от ума". Ему самому эта идея ДОМА очень близка (например, "Утомленные солнцем").
А спектакль - изумительный. Хотя был встречен критикой
довольно враждебно.
Пожалуй, феномен зрительской неподготовленности может объяснить разительное несоответствие между прохладным приемом критики и восторженным - публики. Критикам есть с чем сравнивать - с другими постановками, с самой пьесой, наконец. Публика не сравнивает - она с удовольствием потребляет то, что ей дают, и не только из-за огромного личного обаяния Олега Меньшикова, но и оттого, что жанр спектакля вполне отвечает тому, чего ждут от посещения театра уставшие от будничных проблем люди - легкого зрелища, водевиля. По этой же причине спектакль не устраивает критиков и ту часть публики, которая “Горе от ума” и читала, и на сцене видела и которой хотелось бы понять, ради чего и как сегодня, в конце 90-х годов двадцатого столетия, можно создать еще одну сценическую версию пьесы. Ее водевильный вариант устроить никак не мог.
И это еще далеко не самая ругательная рецензия, я их тут прочитал штук 10. Гиены пера, шакалы ротационных машин. Ну да ладно. Наверное, все привыкли, что основное в пьесе - это гневные разоблачения Чацкого. А тут эта тема отходит на второй план. Спектакль - о любви, о неудавшемся возвращении домой. И "карету мне, карету" - Меньшиков произносит не громогласно и обличительно, а шепотом, безнадежно махнув рукой.
А как вы относитесь к Чацкому? А к Софье? А как вам кажется, она по-прежнему к нему неравнодушна? В спектакле это именно так.
P.S. - кросс-пост в
ru_teatr