Древнее искусство провинции Шаньси

Feb 27, 2017 22:08

Оригинал взят у photo_grafo в Древнее искусство провинции Шаньси


С китайского языка название "Шаньси" переводится как "запад гор", историческое же название на русский можно перевести как "К востоку от Реки" ( имеется ввиду река Хуанхэ). История провинции Шаньси насчитывает несколько тысячелетий. На территории провинции найдены остатки неолитической культуры Яншао и памятники материальной культуры XVI-XI вв. до н.э. Благодаря своему географическому положению провинция Шаньси стала связующими звеном между земледельческой культурой центра Китая и кочевой культурой севера. С землями провинции Шаньси еще в легендах связаны первые китайские правители - императоры Яо, Шунь, Юй. После завоевания провинций Древнего Китая царством Цинь и создания первого централизованного государства провинция Шаньси во все времена играла значимую роль в государственном устройстве и экономике страны.



(картика из Википедии)



Точками на карте обозначены места нахождения различных древних артефактов, представленных на выставке

Выставка "Древнее искусство провинции Шаньси" расположилась в 8 залах Исторического музея. Отдельного внимания заслуживает цветовое оформление выставки, каждый зал имеет своей цветовое решение, являющееся логичным дополнением тематики зала.

В основном, артефакты древних цивилизаций лучше всего сохраняются в захоронениях богатых и уважаемых людей. Считалось, что в загробной жизни человеку будут нужны вещи, которыми он пользовался в жизни, поэтому в захоронение отправлялись вещи повседневного обихода, предметы роскоши, подчеркивающие социальный статус, а в самых древних общества - жены, слуги и любимые животные.

Китайские захоронения строились по принципу перевернутой пирамиды, каждый слой которой тщательно закапывался. Таким образом, захоронение было обезопасено от расхитителей, ведь раскопать его полностью - титанический труд, например, терракотовую армию императора Цинь Шихуанди раскапывают до сих пор. Еще стоит принять во внимание уважительное отношение потомков к могилам предков.

Но вернемся к выставке. В первом зале представлены предметы обихода, домашнего быта, а также предметы роскоши, которые могли бы понадобиться усопшему в загробном мире.





Светильник в виде журавля и шляпные стойки



Шкатулка с девятью вставками (На дне каждой вставке изображен какой-либо предмет, являющийся волшебным предметом в даосизме)



В загробной жизни человека должны были сопровождать слуги, чтобы жизнь его была беззаботной.



Модель башни с прудом (ведь у знатного человека должно быть соответствующее его статусу жилье, а по углам террасы можно рассмотреть охранников)



Зеркало на подставке в виде единорога

Китайцы вообще любят зеркала, и поскольку ранее зеркала были предметами роскоши, то у них украшались также обратные стороны.








Украшенный резьбой столик


Несмотря на свою закрытость, Китай торговал с остальным миром, сохраняя свои секреты внутри страны. Неспроста на весь мир известен Великий шелковый путь. Из за границы в Китай попадали предметы роскоши, выполненные арабскими и византийскими мастерами.










Сосуд в виде черепахи, украшенный триграммами (триграмма - особый знак, состоящий из трех яо (знак в виде горизонтальной черты или прерванной по середине горизонтальной черты), все возможные комбинации яо составляют 8 триграмм, имеющих значения: небо, почва, дерево, вода, гора, ветер, огонь, металл).



Кубок со сценами охоты



Трубка для хранения благовоний



Коробочка для косметики

Следующий зал посвящен древнекитайскому театру. Во все времена люди любили культурные развлечения.





Фреска с изображением поэтической драмы



Классическими персонажами древнекитайских драм были простой недалекий человек, аналогичный русскому Ивану, умный помощник главного героя, чиновник-бюрократ. Проблема беспредела чиновников в Китае стояла довольно остро.



На фресках изображены сцены танцев



Праздник урожая был главным праздником года. Угадайте, какой из изображенных на фреске овощей является символом богатого урожая и плодородия?



Наш замечательный экскурсовод Евгений Азаров



Изразцы с изображением танцующих детей



Изразец с изображением танца с оружием



Фигурки китайских циркачей

В следующем зале собраны наиболее древние и ценные экспонаты, бронзовые сосуды возрастом более 2-3 тысяч лет! Они экспонируются не под стеклом, так что вы можете очень близко и со всех сторон рассмотреть работу древних мастеров.





Сосуд с ножками, выполненными в виде головы буйвола


Когда я вижу подобную вещь, то задаюсь вопросом, мог ли подумать мастер, живший в 1000 году до н.э., о том, что через 3000 лет его работой будут восхищаться в далекой Москве, о существовании которой он и не подозревал, люди, живущие в многоэтажных муравейниках и ездящие на подземных поездах...



Сосуд для вина "ху". Вообще древние китайцы вино любили, изготовляли для него многолитровые сосуды. Я всегда считала, что винограда в Китае не было, как и традиций виноделия, но я ошибалась. Вино в Китае готовили из винограда, а в тех провинциях, где он не рос делали плодовое вино из доступных фруктов и ягод.



Сосуд для вина "цзунь"



Сосуд для вина "хэ"



Сосуды для еды "дуй"

На изразцах изображались поучительные истории


В том числе сцены почтительного отношения к старшим.




Погребальная маска



Следующий зал рассказывает о процессиях, сопровождавших знатных граждан


Эскорт богатого и знатного человека должен был состоять из:
вооруженной охраны


музыкантов




носильщиков паланкина


Ранее у всех фигурок в руках были деревянные музыкальные инструменты, оружие, жерди паланкина, но время не пощадило дерево, оставив нам только глиняные статуэтки, которые изначально были ярко раскрашены

Гуань-гун - почетный титул Гуань Юя, военачальника царства Шу эпохи Троецарствия, один из главных героев средневекового романа "Троецарствие", в котором он представлен идеалом благородства, китайским Робин Гудом. Уже после смерти жизнь Гуань Юя обрастала многочисленными легендами. Традиционно изображается в одежде зеленого цвета с изобретенными им оружием (гуань дао) в руках и красным цветом лица. Есть несколько легенд объясняющих необычный цвет лица Гуань-гуна, по одной из них он родился из крови дракона, по другой - убив нечистого на руку чиновника, Гуань Юй умылся водой из источника, которая изменила цвет его лица на красный, чтобы Гуань Юй незаметно прошел мимо стражи убитого. В XVII веке почитание Гуань Юя распространилось на Корею, где считалось, что именно Гуань Юй в древности спас корейцев от японского нашествия. А в 1594 году в Китае Гуань Юй был официально обожествлен как бог войны Гуань-ди, по всей стране появляются тысячи посвященных ему храмов, в каждом из которых хранится меч, которым казнили преступников.





В китайской культуре особе место занимают колокола. В отличие от привычных нам, китайские колокола не имеют языков, в них нужно бить снаружи.




Колокол "бочжэн" с изображениями змей.


Как вы думаете, каким образом создавались детали узора колокола?


Если вы думаете, что это чеканка или наплавление, паяние, то вы ошибаетесь. Все узоры колокола, даже тончайшие, выполнены при литье. Еще при изготовлении формы для литья на ней вырезаются узоры со всеми-всеми мельчайшими деталями, и из формы колокол выходит сразу произведением искусства. Именно этот экспонат больше всего поразил меня на выставке



Захоронение министра Чжао
В V веке до н.э. в городе Цзиньян (ныне Тайюань, столица провинции Шаньси) располагалась резиденция Чжао Цзяньцы - высокопоставленного чиновника эпохи поздней Цзинь. В его захоронении, открытом в 1988 году, был обнаружен 3421 предмет, среди который 1402 бронзовых изделия. Рядом с могилой Чжао были погребены запряженные лошадьми колесницы. На сегодняшний день это одно из наиболее полно сохранившихся захоронений высокопоставленных лиц эпохи Вёсен и Осени.

12 бронзовых сосудов для еды полагались в захоронение самым высокопоставленным лицам государства. В захоронении министра Чжао были обнаружены 11


Предметы повседневного обихода






Сосуд для вина


Сосуды для еды "фу" с изображениями змей


Древнекитайская пароварка


В нижний сосуд заливалась вода, в верхнюю чашу закладывалась еда, и через отверстие между сосудами проходил пар

Эти предметы изготавливались специально для захоронения и никогда не использовались в повседневной жизни по прямому назначению


Это можно рассмотреть на примере нескольких ручек сосудов для еды. В проушинах ручек видны глиняные пробки, оставшиеся после отливки сосуда


Два следующих зала посвящены главным религиям Китая - буддизму и даосизму. Несмотря на гонения на религию со стороны государства, многие жители Поднебесной до сих пор следуют религиозным традициям, отмечают религиозные праздники и возносят молитвы божествам



Фигуры стоящих бодхисаттв (тех, кто сознательно отказался от нирваны с целью спасения всех живых существ)




Скульптура сидящего Будды


Голова защитника буддизма




Сидящий архат (человек, достигший полного освобождения от чувств, омрачающих сознание - страсти, агрессии, неведения, гордости, зависти - и вышедший из "колеса перерождений")


Фигуры даосских божеств






Статуэтка бога долголетия






Хочу поблагодарить за прекрасную и очень интересную экскурсию на выставку "Древнее искусство провинции Шаньси" Государственный исторический музей, сообщество moscultura и tushinec

Выставка проходит в здании Музея войны 1812 года и продлится до 27 февраля

Москва, Китай, выставки

Previous post Next post
Up