Дворец султанов Топкапы и гарем

Aug 17, 2016 21:24

Оригинал взят у sasha_lotus в Дворец султанов Топкапы и гарем

Дворец султанов Топкапы являлся административным, образовательным и культурным центром Османской империи на протяжении почти четырёх столетий. С установлением в Турции республики он превращён в музей, хранящий уникальные реликвии мусульманского мира, большая часть которых не показывается увеличивающемуся год от года потоку туристов. Топкапы - одна из главных достопримечательностей Стамбула, поэтому несмотря на длиннющую очередь в кассы и толпы народа отказать себе в посещении дворца и прилегающего к нему гарема я не смог.



После взятия Константинополя войсками Османской империи в 1453м году султан Мехмед II Завоеватель поселился во временном дворце на месте нынешней площади Баязид. Когда ребром стал вопрос о строительстве подобающей роскошной резиденции, султан приказал строить прямо на развалинах дворца византийских императоров на живописном мысе Сарайбурну, омываемом водами Босфора и Мраморного моря. Топкапы служил домом для 25 султанов, каждый из которых достраивал к масштабному комплексу новые здания и сооружения. Дворец разделён на четыре двора (авлу), Первый внешний двор ныне не входит в музей - там располагаются кассы. На модели на переднем плане - гарем, на заднем - дворы со Второго по Четвёртый (справа налево). Весь комплекс обнесён стеной длиной в 1400 метров, а площадь дворца достигает аж 700000 квадратных метров.

2.  

Миновав столпотворение во Втором дворе, я отправился в дальний конец Дворца поближе к морскому бризу, ибо стоять на жаре в очереди в кассу больше часа оказалось весьма утомительно. Четвёртый двор носит название "Софа-и Хумаюн", Султанская Софа, и он служил местом отдыха султанов. Здесь располагается несколько летних дворцов и павильонов, в том числе наиболее часто посещаемые Ереванский и Багдадский, сад с фонтаном, мечеть Софы, зал обрезания и некоторые другие постройки.

3.  

Рядом с Багдадским павильоном на мраморной террасе в беседке с позолоченной крышей Ифтарийе султаны ужинали с видом на Босфор.

4.  

Павильон Реван (Ереванский) построен в 1635м году в ознаменование захвата Еревана султаном Муратом IV. Согласно некоторым источникам здесь периодически хранилось собрание тюрбанов.

5.  

Павильон с потолком, линии и формы которого напоминают собой сундук со скошенными углами, заставит вздрогнуть мужчин - в данном зале проводилось ритуальное обрезание, сюннет, потенциальных наследников трона Османской империи.

6.  

Как и в мечетях, в Топкапы я бы рекомендовал почаще задирать вверх голову и фотокамеру заодно - купола, своды и потолки покрыты изумительными росписями и резьбой.

7.  

Я не планировал задерживаться в Топкапы надолго, поэтому отправился обратно в Третий двор, "Эндерун", где располагаются зал аудиенций (он же тронный зал), библиотеки, палата пажей, павильон Священной мантии и святых реликвий.

8.  

В ростом номера двора растёт приватность, если можно так сказать. Чем выше звание и статус у человека, тем дальше ему позволялось пройти в Топкапы. В Первом дворе располагались служебные помещения, во Втором - казна, зал для заседаний министров и вход в гарем, в Третий двор допускались иностранные делегации и послы, а вот Четвёртый двор являлся личными покоями султана и местом его отдыха. После перевода дворца в статус музея все классовые границы стёрлись.

9.  

В павильоне Фатиха (сокровищнице Эндерун) выставлены реликвии и артефакты Османской империи. Турки ходят по кругу и восторженно рассматривают золото и драгоценности. Между тем выставлено всего около 10% коллекции музея, а это на секундочку, 65000 экспонатов. Но в Топкапы меня больше привлекали интерьеры, расписные изразцы и яркое внутреннее убранство, чем ювелирные изделия. Тем более фотографировать золотишко запрещено, за чем строго следят.

10.

От толп туристов снова потянуло поближе к морю, и я вернулся в Четвёртый двор посмотреть через Босфор на восточную часть Стамбула и осознать, что времени на её осмотр у меня не хватит, разве что на полдня максимум удастся вырваться.

11.

Главным зданием Второго двора являлся "Диван-и Хумаюн" - зал для заседаний визирей или зал справедливости. Диван состоял из трёх отделов: в первом происходило непосредственно обсуждение, во втором вынесенные Диваном решения записывались и в третьем располагался архив.

12.

Сами султаны не участвовали в заседаниях и полагались на своих визирей. Но встречается информация о потайной комнате, где мог укрыться султан и послушать, что обсуждают его подданные на Диване.

13.

Что приковывает к себе взгляды в Топкапы, так это росписи потолков, золочёные ворота, узоры изразцов и каллиграфия на стенах. Дальше фотографий интерьеров будет ещё больше.

14.

Потому что мы отправляемся в красочный гарем, иногда называемый изразцовым павильоном. Вход в гарем осуществляется по отдельному билету, отчасти поэтому посетителей внутри поменьше, чем в остальной части дворца.

15.

Арабское слово "гарем" можно перевести как "запретное место, куда не каждый может попасть". Гарем охранялся евнухами, а проникнувшему на территорию женской части дворца грозила смертная казнь.

16.

В гареме проживали не только жены и наложницы султана и его мать валиде-султан, но также дети и родственницы со своими рабынями. Одновременно в гареме могло находиться до 1200 женщин.

17.

Изначально гарем не являлся частью дворца Топкапы и находился за его пределами, а первые годы султан Мехмед II Завоеватель предпочитал жить во временном дворце у площади Баязид, как говорилось выше.

18.

Спустя примерно 50 лет после строительства Топкапы во времена правления султана Сулеймана I Великолепного, построившего мечеть Сулеймание, гарем подвергся масштабной перестройке и стал частью Топкапы, а всё благодаря жене султана Хюррем Роксолане.

19.

Сейчас для посетителей открыты только часть помещений первого этажа, где располагались покои привилегированных особ, наиболее близких султану. Комнаты служанок и другие помещения до сих пор находятся на реставрации.

20.

Особенно роскошно и красочно смотрятся покои Хюррем Роксоланы, проделавшей путь из наложниц султана в фаворитки и жены и родившей Сулейману I шестерых сыновей. Разные источники говорят о её русском или украинском происхождении, известно, что она была подарена султану в возрасте примерно 15 лет.

21.

Иерархия внутри гарема была довольно строгая и главенствовала, естественно, мать султана, носившая звание валиде-султан. В случае зачатия наложница получала статус фаворитки и переезжала в более просторные и роскошные покои, получала прислугу и многие другие радости жизни.

22.

Изникские изразцы на стенах очень хорошо сохранились.

23.

Одна комната другой краше - какие-то послужили декорациями к популярному сериалу "Великолепный век".

24.

25.

Надо сказать, что из всего комплекса дворца Топкапы наибольшее впечатление произвёл именно гарем: эти узкие дворы, где прогуливались наложницы, где стояли на посту евнухи, фантастические узоры на плитке и многие другие колоритные детали, дающие ощущение восточной сказки.

26.

Комната наследника престола (шехзаде), если я не путаю.

27.

28.

На полноценный и вдумчивый осмотр дворца Топкапы стоит смело выделить полдня.

29.

Мне же была важна визуальная составляющая, да и не фанат я подобных музеев и чересчур туристических мест, поэтому и рассказ вышел довольно сумбурным.

30.

В тот день я одну за другой посетил три главные достопримечательности старого города - дворец Топкапы, собор Айя София и Голубую мечеть, так что продолжу показывать их, а потом снова посетим менее людные места Стамбула. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле:

Сулеймание: самая большая мечеть Стамбула


Вкусности Египетского рынка


Богатства Гранд Базара



Добавить журнал в друзья

гарем, Турция, дворцы

Previous post Next post
Up