Бебенхаузен. По следам цистерцианских монахов. Часть 1.

Jul 16, 2016 19:48

Оригинал взят у olga_news_1 в Бебенхаузен. По следам цистерцианских монахов. Часть 1.



Заимствовать материалы статьи или фотографии разрешено только при ссылке на источник.

[Прогуляемся в стенах старого монастыря]С тех пор, как я побывала в Маульбронне, моей следующей мечтой сразу стал еще один цистерцианский монастырь с очень непростой историей - Бебенхаузен. И я не стала откладывать её в долгий ящик. На самом деле от Маульбронна до Бебенхаузена чуть больше часа езды на машине и всего 72,6 км, оба находятся неподалеку от Штутгарта, так что, если кто умеет все делать быстро, можно оба монастыря посмотреть за один день. И, конечно, главное - наличие авто, так как если живете не близко, придется ехать долго и с большим количеством пересадок. Еще одна проблема, с которой мы столкнулись приехав в Бебенхаузен рано поутру, позавтракать там совершенно негде. Поэтому мы купили билетики на осмотр монастыря и замка, традиционно заплатили три евро за разрешение фотографировать и отправились в соседний Тюбинген (5 км от Бебенхаузена) завтракать. Надо сказать, экскурсии в монастыре в зимний период не проводятся, так как в нем нет отопления, но его все равно можно осмотреть самостоятельно. В замок попасть без экскурсовода нельзя, поэтому мы заказали экскурсию и поехали искать уютный ресторанчик для завтрака. Нашли не сразу - в оличие от Гейдельберга, где кафе и рестораны ну просто через каждые 5 метров, здесь складывалось впечатление, что тюбингцы едят исключительно дома. Также было и с плавно переходящим в ужин обедом - долго бродили по старому городу, пока что-то подыскали. Однако для меня долгие поиски ресторана были скорее плюсом, так как в Тюбингене я прежде не была, а мы в итоге посмотрели почти весь старый город, правда, ни одной фотографии я не сделала, но это станет лишним поводом вернуться сюда.

Завтрак мы в итоге нашли, классический немецкий с булочками-сыром-овощами-фруктами и огромными пиалами с кофе.










Монастырь Бебенхаузен был основан в 1183/84 годах пфальцграфом Рудольфом фон Тюбинген в качестве семейного склепа и вначале он был отдан ордену Премонстрантов, правила которого разрешали хоронить в церквях не только монахов. Первые монахи-цистерцианцы, которые пришли из города Шенау, поселились в нем только в 1190 году. Рудольф и его супруга также похоронены в капитульном зале монастыря, хотя цистерцианцы и не поддерживали эту традицию. Возможно, поэтому надгробная плита не содержит никаких украшений и надписей, что для человека такого статуса было крайне нетипично. После Реформации 1560 года в монастыре открылась монастырская школа, которая проработала до 1806 года. В 1807 г. здание было отдано под охотничий домик короля Фридриха I Вюртембергского, а после Второй мировой войны там разместился парламент Вюртемберга-Гогенцоллерна ( бывшая земля в ФРГ, созданная в 1945 году из южной части Вюртемберга и прусской провинции Гогенцоллерн. Столица - город Тюбинген. В 1952 году земля Вюртемберг-Гогенцоллерн вместе с двумя другими землями была объединена в землю Баден-Вюртемберг).

Входим в аббатство. Даже зимой все утопает в зелени. Здесь, у арки с фонариком, начинается экскурсия в замок.




За аркой - вход в помещение, где прежде извозчики оставляли свои транспортные средства. В центре - дверь, ведущая в замок.




Проходим по бывшей "извозчицкой". В ней - две статуи. Про статую слева информации у меня нет, а статуя справа - это граф Эберхард Бородатый, получивший своё прозвище благодаря паломничеству, в котором он дал обет никогда не сбривать бороду.






Арка слева ведет во дворик аббатства.




Сверху -часы.




А арка за ней - к дому Капфа.




Дом Капфа назван по имени прежнего владельца канцелярского советника Капфа (c 1859). Построен же он был в 1424 году как больница, в 1607/8 году перестроен для монастырских наставников, а в 1873 выкуплен королем Карлом. С 1914 по 1918 снова перестроен королем Вильгельмом II, о чем гласит висящая на здании табличка.







Еще на одной табличке - слова философа Фридриха Вильгельма Шеллинга, который провел в семинарии Бебенхаузена своё детство и юность: "Я насладился здесь многими радостными часами".







Входим в традиционную для цистерцианских монастырей крытую галерею вокруг монастырского двора. Она всегда является основной частью строения и объединяет 4 крыла здания. В повседневной жизни галерея служила местом основной деятельности в течение дня: здесь распределялись обязанности, выполнялись некоторые работы, здесь проходила процессия монахов, направлявшихся из церкви в зал капитулов, здесь шествовали процессии в большие праздники; здесь же совершались омовения перед принятием пищи (в каждом монастыре была умывальная комната, где мыли руки перед трапезой); здесь читали, молились, размышляли... По галереям каждый шествовал вдоль стен. Никто не занимал середину прохода. Здесь в святые вечера монахи ставили на окна зажженные свечи.

У каждой части галереи было своё предназначение. Это - восточное крыло. Здесь члены ордена цистерцианцев, не являющиеся духовными лицами, слушали собравшихся в капитульном зале монахов. Капитульный зал находится в этом же крыле.




В северном крыле проходили ежевечерние чтения. Прежде здесь стояли скамьи. В Зеленый четверг (в русском варианте - Чистый или Великий четверг) аббат проводил здесь ритуальное омовение ног членам ордена, не являвшимся монахами и избранным беднякам.




Крытая галерея была сымым желанным местом захоронения окрестной аристократии, о чем свидетельствуют средневековые надгробные плиты в полу. Интересно, что в отличие от Маульбронна, они здесь ничем не огорожены.







Название "Зеленый четверг" появилось из обычая дарить зеленые ветви тем, кто исповедался в грехах в Пепельную среду, демонстрируя тем самым, что они выполнили наложенную на них епитимью. Возможно, оно происходит от средневерхненемецкого корня, который еще встречается в словах "greinen" (хныкать) и "grienen" (ухмыляться). А возможно, что Gründonnerstag, действительно, происходит от "Grün” (зеленый), поскольку в средневековье в этот день облачались в зеленые одежды.

На верхнем этаже восточного и западного крыла расположился дормиторий - спальное помещение монахов. Поднимаемся к нему по такой вот лесенке.




В восточном крыле спали монахи, а в западном - другие члены ордена.




Сначала дормиторий представлял собой общую комнату с постелями братьев. Постели были жесткими, монахи спали в одежде, дабы быть готовыми в любой момент встать и отправиться на богослужение. Весь древний мир верил в демонов. Их относили скорее к естественному, нежели к сверхъестественному миру. Некий Рихальм, настоятель Шёнталя, около 1270 г. написал о демонах трактат, основываясь на личном опыте: он видел множество злобных демонов, подобных частицам пыли. Рихальм удрученно замечает, что ночью во время сна демоны вынуждают монахов громко храпеть, чтобы остальные просыпались и оттого были сонными на службе и в течение дня. С 1513 по 1516 дормиторий был перестроен и у монахов появились собственные кельи в стиле фахверковой архитектуры.




А вот и такой пример кельи. Точной информации нет, но, думаю, именно эта комната дает возможность представить быт первых цистерцианских монахов. Сверху - скорее всего, обновленная в более позднее время комната.




Цистерцианский Орден возник во Франции. Цистерцианцы − это ветвь Ордена Св. Бенедикта, они создали собственное братство с центром в местечке Сито (юг Франции), и в 1098 году Папа признал их обьединение, как отдельный орден. Спустя примерно лет пятнадцать к ним примкнул монах Бернар из Клерво.Его выступления перед народом неизменно вызывали восторженный ажиотаж, в результате чего численность желающих вступить в цистерцианский орден превысила реальные возможности монастырей принять их. Это вынудило Ватикан санкционировать строительство новых монастырских комплексов.Вдохновлённые идеями Бернара, люди готовы были оставлять семьи и бежать из деревень и городов с их мирскими проблемами и соблазнами. Деятельность Бернара Клервосского принесла цистерцианцам невиданную популярность и к 1150 году орден включал в себя уже более 350-ти монастырей! К концу 13-го века их стало уже более пятисот, а к концу 15-го века 738 − мужских и 650 женских обителей.

Входим в традиционно трехнефную церковь. Одна часть отводилась для монахов, вторая для членов ордена цистерцианцев, не являющихся духовными лицами, их называли "Laienbrüder". Её строительство было начато в 1190 г. с пришествием в монастырь ордена Цистерцианцев и в 1228 она была освещена.




В первой половине 14 века церковь была слегка перестроена в готическом стиле. В период реформации неф был полностью изменён Ульрихом Вюртембергским, которому церковь показалась слишком большой, и с 1567 г. церковь приобрела современный размер. Орган (его мы видим на фото сверху) появился гораздо позднее. Сегодняшний инструмент находится в церкви с 1970 г, а все сегодняшнее оформление церкви относится к 1883-1885 г.




Здесь представлена картина неизвестного художника, изображающая случай из жизни Бернарда Клервоского: однажды во время молитвы Христос наклонился к нему с распятия и обнял его.




Распятие и эпитафии также датируются 17-18 веком.










Очень впечатляет созданная в 1575-1580 гг. церковная кафедра.




Цистерцианцы были обязаны хранить обет молчания. Разговаривать разрешалось только в парлатории. Здесь же приор распределял между монахами повседневные обязанности.




По традиции мы бросили монетку.




Внутренний дворик монастыря красив в любое время года.







А теперь - скорее на солнышко из холодных монастырских стен, греться, холодно ведь!










Пройдем к зелёной башне.





И смотрим на невероятный пейзаж, открывающийся отсюда.




Что ж, не буду вам мешать наслаждаться пейзажем. А я тем временем отправляюсь с экскурсией в замок. Там и встретимся. До скорого!

Читать продолжение.

монастыри, германия

Previous post Next post
Up