Оригинал взят у
iwtkl в
Кинта да Регалейра - мистические символы, скрытые туннели и секретные двериМогу сказать так - я был во многих замках долины Луары, в замках Германии и Англии, но именно эта Кинта (имение, поместье или как говорят дворцово-парковый комплекс) имени Регалейра (Quinta da Regaleira) доставила мне невероятное количество эмоции и впечатлений. Это крайне небольшое имение, но при этом превосходит все ожидания. Чем оно так уникально? Мистикой, витающей в воздухе, архитектурными капризами, смешением стилей, символизмом, скрытыми туннелями, невероятной флорой и вниманием к деталям. На фото колодец инициации (Initiation Well) - самое посещаемое и таинственное место Кинты.
Кинта да Регалейра находится в Синтре, в Португалии. Доехать сюда можно как машине, так и на общественном транспорте. Но помните, что на машине - могут быть пробки в Синтре, в час пик - об этом я писал в своем большом
обзоре автомобильного путешествия по Португалии. Карту этого комплекса можно посмотреть
здесь. Синтра по своей уникальности, возможности восхищать и концентрацией различного рода архитектурных памятников - место номер один в Португалии, если не во всей Европе. Вот, например, открывается с Кинты вид на другую достопримечательность Синтры - Крепость Мавров.
Если у вас только один день в Португалии - стоит поехать в Синтру, если всего час - в Кинту да Регалейра. Это одно из самых загадочных, таинственных и удивительных мест в Португалии. Здесь есть все - маленький дворец (который, между прочим, тяжело сфотографировать из-за бурно растущих деревьев и растительности вокруг), часовня, сад, гроты, фонтаны, скульптуры, башни, озера и, конечно, же, сеть скрытых подземных лабиринтов.
Внутри дворца я не фотографировал, там есть выход на панорамную крышу и библитиотека, проход к которой идет через скрытую дверь. Так вот в этой библитиотеке стеклянный, прозрачный пол. Когда я туда заходил, там было темно - поэтому, уже зайдя, я включил фонарик от телефона и представьте, какую дозу адреналина вкусил, посмотрев вниз. Можете точно так же повеселить своего спутника :)) Комплекс построен в основном в стиле неомануэлино и неоготики.
История у этой усадьбы начинается в 1892 года, когда ее купил бразильский миллионер Карвальо Монтейру у баронов Регалейра, чья фамилия так и осталась в название. Но в том виде, в котором мы видим эту усадьбу сейчас с её разнообразными мистическими символами, подземными ходами и туннелями, интересной архитектурой и потрясающим садом, мы обязаны именно Монтейру. На фото - эскиз, который предшествовал всему этому великолепию.
Много нетривиальных идей воплотились в этом проекте. Очень много использовалось образов животных в оформлении.
Тут есть, некоторая путаница с архитектурными стилями для меня. В вики написано, что Луиджи Манини, архитектор и друг Монтейру ещё со времен учебы, совместил в проекте стилевые элементы архитектуры романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино. Но мануэлино, все по той же вики, - это и есть национальный вариант ренессанса, в котором в том числе есть и элементы готики, мавританского стиля и экзотические мотивы. А неомануэлино - это фактически тот же мануэлино, только вновь вошедший в моду в Португалии с середины 19 века по начало 20, когда как мануэлино был на пике в 15-16 век. Поэтому, на мой взгляд, корректнее говорить, что весь этот комплекс, как и часовня на фото, выполнены в стиле неомануэлино.
Стиль этот не перепутать. Он сочный и динамичный, с большим количеством деталей, насыщен различными образами и декоративными элементами. В Вики пишут: «Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны» Именно так, есть что-то неуловимое во всем этом, как будто ты не в Европе, а где-то в Индии, но все же это Европа. Посмотрите сколько деталей и элементов, символов. Просто рай для тех, кто все это знает.
Особенно мне понравился это маленький и щекастый «Исаак Ньютон» с выражением лица «Смотри у меня, я слежу за тобой!».
Многие считают, что здесь только «ангельские» создания, но есть и горгульи в необычной интерпретации.
Вообще, здесь очень много архитекрутных и скульптурных капризов. Вот такие статуи просто обескураживают восприятие, дразнят и заинтриговывают. Поза говорит одно, выражение лица другое, а зверь за пазухой - третье. И суммарно все это вводит в эстетическое замешательство, что только ещё больше наполняет атмосферу таинственностью и загадочностью. Ещё мне эта статуя напоминает произведения Моцарта. Его игривость и настороженность в одном флаконе.
Но особенно обостряются эти чувства в гротах и подземных тоннелях. Внутри влажно и все цветет, что на свету и придает камням различные оттенки.
Часть лабиринта подсвечивается лентой, часть - полностью темная.
Не все отмечены на карте и не по всем можно ходить, вот, например, один из таких нерассекреченных входов. Мы попробовали зайти туда, но там просто было очень много воды.
В конечном счете можно прийти к тому самому колодцу инициации, о котором обязательно пишут во всех отчетах и с которого я начал. Вход снаружи скрытый и прикрыт отодвигающейся дверью-камнем. При этом все пишут, что доподлинно неизвестно был ли Монтейру масоном и проводились ли тут ритуалы? Но простите, стал бы кто-то так заморачиваться с системой гротов и тоннелей, с символизмом и таким вниманием к деталям ради того, чтобы поиграть в прятки?
Другое дело, конечно, вопрос в том - были ли эти ритуалы посвящения просто играми взрослых с деньгами, наподобие тому, как играют дети, либо же тут действительно проводились серьезные ритуалы инициации, путем моментальной передачи знаний и навыков. То, что в индуистской традиции называют шактипат (шактипа). Интересный момент - это цвет стен внутри колодца, есть фиолетовые оттенки и зеленые. Это не краска, а естественная игра света на цветущих камнях.
Я могу сказать так: каждый, кто хоть раз что-то проектировал, создавал - подспорье, задел для ответа на все эти вопросы найдет. Любая мелочь здесь подчинена цели - походите, понаблюдайте. Это не заурядное псевдотуристическое место, не египетские пирамиды - здесь все в мелочах. Конечно, куда больше найдет здесь тот, кто знает об этих символах, сможет понять структуру, замысел и закономерность расположения. На фотографии - нища, расположенная вдоль спирали этого колодца, судя по всему, под источник света, а возможно тут стояли люди.
Колодец ведет к свету.
Где нас ждет райский сад.
Как я уже писал, эклектика здесь во всем. И не только в архитектуре (готика, ренессанс, экзотические мотивы) и в символах (есть отсылки как к древним культам, так и к греческой мифологии, христианству), но в том числе и во флоре: многие растения были привезены из Бразилии.
Если вам обычно скучно на экскурсиях в больших замках и дворцах Франции/Англии, и от всего этого былого величия вы устаете быстрее, чем от походов в магазин, то - это место вас точно не оставит равнодушным, а дня будет мало. Да, лучше всего путешествовать внутри поместья без экскурсии, свободно. И, конечно, желаю насладиться этим местом по максимуму, а на прощание ловите чирик от ещё одного необычного жителя этого имения.
P.S. Совсем забыл упомянуть стандартный текст про колодец посвящения: Этот колодец уходит вглубь на 27 метров и состоит из 9 уровней (9 кругов ада, рая и чистилища). Одновременно он похож на башню между небом и землей. На дне его выложен тамплиерский крест, вписанный в восьмиконечную звезду - герб Монтйеру. Этот Колодец - символ трансформации. В некоторых психологических направлениях есть метафора с использованием колодца, когда человека ведут по уголкам своего бессознательного, глубинам своей души.