Прочитал Воспоминания о Харьковском концлагере в 1920 г.

Apr 10, 2017 21:13



В настоящем издании впервые публикуются воспоминания писателя, педагога и просветителя Александры Алексеевны Ершовой (урожд. Штевен) о ее заключении в тюрьме во время Гражданской войны. В июне 1920 г. она отправилась из Полтавы через фронт для розыска двух своих сыновей.

В прифронтовой полосе (фронт в это время проходил недалеко от Полтавы) Ершова была арестована советской властью по обвинению в шпионаже и заключена в концлагерь в Харькове, где восемь месяцев пробыла под угрозой расстрела. Во время заключения Александра Алексеевна вела дневник, в котором записывала свои наблюдения и переживания. Эти дневниковые записи являются подлинным свидетельством о страшных и трагических событиях того времени и представляют несомненный интерес для всех, кому небезразлична недавняя история нашей страны.


Воспоминания А.А. Ершовой наполнены размышлениями об истории России, которая потеряна и разрушена. Взгляд на советскую действительность, которую А.А.Ершова не может принять, побуждает ее задаваться вопросами о возможных путях возрождения народа, страны. В этой связи особое значение приобретает та живая христианская вера, которая проявлялась Александрой Алексеевной в отношении к окружавшим ее людям и ко всему происходящему. Проблемы, которые поднимает автор, не утратили своей актуальности и в наше время.

http://predanie.org/ershova-a-a-e80-v-tyurme-v-1920-godu-vospominaniya

http://adam-a-nt.livejournal.com/3133703.html

________________________________

...Нам дают ежедневно по 1  фунту хлеба, по ложке сахара и по кружке жидкого кулеша, да и то не очень регулярно с опозданием и нехватками. Мужчины в соседних камерах и в нижних этажах, кажется заняты только одним своим пропитанием. Почти все ходят в одном белье и покрыты вшами. В женской камере сравнительно читсто, женщины моют пол и стирают себе белье. Многие не только умываются и причесываются, но даже пудрятся и притираются по утрам, усердно разглядывая себя в какой-нибудь осколок зеркала. Это не тюрьма, а лагерь. Можно ходить по корридорам и даже по двору. Люди встречаются и знакомятся. Происходит усиленное и крайне бесцеремонное ухаживание....

Про расстрелы женщины говорят так же равнодушно, как и про свои блузы и шарфы. Иногда жалеют тех, кого расстреляли. Но негодования нет...
Многие люди, вспоминая недавнее прошлое, повторяют, точно по привычке, что их тогда угнетали и притесняли. И в странной какой-то слепоте не видят, до чего ничтожны были эти прежние "угнетения" и "стеснения" по сравнению с теперешней гибельной тиранией!

Барышни-польки, сестер которых недавно расстреляли (за принадлежность их, кажется, к польской военной организации в Киеве), не смеют даже и говорить об этом и вероятно едва об этом вспоминают, но очень недовольны и очень негодуют, что в гимназии классная дама не позволяла   им носить какие-то польские шапочки!

99 из 100 заключенных здесь - пролетарии и пролетарки. Они сидят здесь по разным случайным ничтожным поводам ... голдают, переносят грубое обращение, трепещут ежеминутно за свою жизнь - все же громко распевают революционные песни:

Долго в цепях нас держали
Долго нас голод томил,
Черные дни миновали,
Час избавленья пробил!

Да, много странного на свете.

____________________

Ценное свидетельство. Их очень мало сохранилось. В основном сталинский Гулаг известен  - Солженицын  и прочие. А эти сюжеты "ленинских" лагерей - почти полная неизвестность.

революция, социальная история, большевизм, исторические параллели, историческая память

Previous post Next post
Up