С Днем еврейского погрома!

Nov 04, 2022 16:16

Сегодня День народного единства - архиверный праздник, введенный Путиным на втором сроке в 2005 г. вместо 7 ноября. который по инерции оставался выходным в новой России.

До революции это было 22 октября и тоже в основном выходной день - праздник Казанской иконы Б.М. с которой связывали освобождение Москвы от поляков.

Именно в эти дни в конце октября 1905 г. во время первой революции произошли основные еврейские погромы в России.

События развивались так - в октябре началась всероссийская стачка, страна была парализована забастовками. В этих услових царь издает знаменитый Манифест 17 октября - первую россйскую конституцию. В крупные города известия о Манифесте приходят из-за забастовок телеграфа 18-19 октября. 21 октября был один из царских дней, тогда же была объявлена амнистия политзаключенным, попадавшим под действие указанного манифеста.

В общем и целом на революционные митинги и шествия наложились митинги стронников старого режима, приветствоваших манифест. Начались драки, столкновения, переросшие затем в погромы еврейских магазинов на центральных улицах городов. Впрочем, доставалось всем. Парализованная полиция часто разбегалась, губернаторы боялись пускать в ход армию и казаков.

Тогда же и в дальнейшем в организации этих погромов обвиняли правительство и черносотенные партии. Но, какая штука - правительство-то само боролось с выступлениями улицы, а партии черносотенцев смогли образоваться не ДО, а ПОСЛЕ манифеста.

Кстати, левая пресса потом обвиняла Союз русского народа в организации погрома, но факт состоит в том, что первые собрания этой партии прошли через месяц ПОСЛЕ погромов, причем союз эти погромы как противоправные действия сразу осудил. А где местные черносотенные партии успели образоваться ДО манифеста - погромов не было. Такой вот парадокс.

К тому же собственно еврейские погромы были на территориях украинских губерний, где местное крестьянское населеение восприняло манифест и революцию как призыв к безнаказанному грабежу. В великорусских губерниях собственно еврейских погромов почти не было. Были массовые уличные столкновения с жертвами, переросшие в погромы центральныхз улиц и погромщики уже не разбирали кто еврей, а кто нет.

Один дореволюционный писатель назвал эти события "погромы в дни свободы". Действительно, в недоразвитых обществах погром и свобода идут, так сказать, рядом...

революция, Манифест 17 октября, Россия

Previous post Next post
Up