Кладбище в деревне Ужанка Несвижского района.

Sep 05, 2016 14:51

Деревня Ужанка - бывшее владение ордена иезуитов на Несвижчине. Только в 19 - начале 20 вв. здешний усадебный двор стал находиться в светском владении. Кроме того, многие жители деревни считались потомками шляхты, которая потеряла свой статус в начале 19 столетия, однако же, сохранила родовую гордость и традиции. Поэтому кладбище, во-первых, практически полностью католическое, а во-вторых, здесь много основательных каменных старых памятников, характерных, скорее, для захоронений землевладельцев-дворян, нежели для обычных крестьян.



Общий вид кладбища



Крест с импровизированным алтариком для литий и панихид



На ужанковском кладбище находится большое - более полусотни могил - захоронение солдат польской армии, погибших во время войны с большевиками в 1920-21 годах. Они умерли в госпитале, который находился в то время в соседнем местечке Городея.



За ними присматривает специальная польская служба охраны могил, так что это захоронение содержится в порядке.



Что интересно, в одном ряду с польскими солдатами лежит погибший ещё в 1916 году на фронте Первой мировой русский солдат Семён Бабкин, а также два большевика! Всё-таки удивительного благородства польская нация. Представить такой же подход со стороны большевиков просто невозможно. Эти варвары могли только уничтожать и осквернять хоть трупы, хоть могилы кого угодно, кто не вписывался в их идеологическую канву.



Несколько типичных памятников на ужанковском кладбище. Мощный каменный постамент с табличкой, большой крест - могилы потомков бывшей шляхты: Козеллов, Грынкевичей, Дашкевичей. Кстати, всегда грустно видеть такие таблички, которых довольно много в западной Беларуси. Люди уже приготовили место на кладбище для своей могилы рядом со своими родными, но быть похороненными там не смогли. Либо их насильно выселяли из родных мест большевики, либо они сами уезжали от большевиков в Польшу, потому что жизнь в СССР не сулила им ничего хорошего.





Старый памятник на могиле женщины с необычным средневековым именем.



Перед этим красивым и добротным гранитным памятником на могиле семьи Михала и Розалии Лиходзиевских вросло уже большое дерево, из-за чего подступиться и прочитать надпись на памятнике очень сложно.





Этот памятник выделяется даже на ужанковском кладбище. Видно, что была это не бывшая деревенская шляхта, а вполне себе действующая.

И наконец, самая интересная историческая находка кладбища в Ужанке! Сделанная, как водится, в самом густом, заросшем и неухоженном его месте. Из зарослей молодых клёнов выглядывал изящный стройный крест из добротного красного гранита. При расчистке обнаружилась столь же красивая кованая ограда и прекрасный памятник, на котором аккуратной каллиграфической надписью было начертано:



S. P.
Tu spoczywaja zwloki
Aniola dobroci
I newinnosci
Cezaryi
z Newiarowskich
MIJOTYJSKIEJ
zony kolezskiego asessora
Zyla lat 47 Um.
d. 12 Wieres. 1910 r.
Pokoj jej duszy
Pamiatka od kochajaciego meza

Миотийские - это российский дворянский род греческого происхождения из Рязанской губернии. Из этого рода происходила мать Леонида Карума - мужа сестры знаменитого писателя Михаила Булгакова Варвары Булгаковой. Мать Леонида Карума в девичестве звали Мария Фёдоровна Миотийская и она была одной из 13 детей дворянина Касимовского уезда Рязанской губернии Фёдора Петровича Миотийского. Одним из её многочисленных братьев (и, соответственно, дядей Леонида Карума) был Николай Фёдорович Миотийский. И вот, что писал о нём Леонид Карум в своих мемуарах:

В Вязьме на вокзале нас встретил мамин брат, Николай Фёдорович, и мы гостили у него и его жены Цезарии Адамовны, три дня.
Николай Фёдорович был самый неудачный из всех маминых братьев, недоучка. В детстве он был отдан, как и его старший брат, Сергей, в рязанскую дворянскую гимназию. Но присмотра за ним не было, он жил в дворянском пансионе, а родители его жили в Касимове. Он много раз бегал из гимназии, пока его из IV класса не исключили, а так как его отец, мой дед, к тому времени умер, и средств у бабушки не было, ему пришлось поступать на службу. Кто-то из старых друзей моего деда, смоленский помещик, устроил его писцом в Смоленскую уездную полицию. Через несколько лет он получил место станового пристава и служил в разных уездах смоленской губернии, в городах Белом и Красном. Где-то он встретился с простой мещанкой Минской губернии, полькой Цезарией Адамовной, и женился на ней. В Вязьме он был уже помощником исправника и жил материально довольно прилично. Детей у них не было.

Вот так страницы старосветских мемуаров оживают, как ни парадоксально это звучит, на ужанковском кладбище! И делают этот памятник ещё более загадочным! Николай Миотийский и Цезария Невяровская познакомились и поженились в Смоленской губернии, затем они переехали аж в Вязьму, а могила Цезарии оказалась в Минской губернии. Да не в Минске или в Несвиже, а в Ужанке! Может быть, Николай Миотийский получил какое-то служебное назначение в эти края? А может быть, окрестности Ужанки были исторической родиной Цезарии?
Леонид Карум называет Цезарию «простой мещанкой», хотя Невяровские - известная шляхетская фамилия в Новогрудском воеводстве. Невяровские в конце 17- начале 18 веков служили у князей Радзивиллов, имели военные и гражданские судебные должности, за что получили владения в Несвижской ординации. Может быть, Цезария происходила из одной из обедневших ветвей этого рода?
Хоть Леонид Карум называет Николая Миотийского «самым неудачным из маминых братьев», здесь мы видим, что он в итоге дослужился до титула коллежского асессора. И самое главное, что он очень любил своего Ангела доброты и невинности и поставил ей такой замечательный памятник, который чудом сохранился до сегодняшнего дня.

Кстати, Леонид Карум провёл свои детство и юность на землях бывшей Речи Посполитой - в Миттаве, Варшаве, Житомире. Его мемуары содержат колоритные описания жизни этих городов в конце 19 - начале 20 веков. Почитать их полностью можно здесь.

Надмагіллі выбітных людзей, Каталіцкія могілкі

Previous post Next post
Up