Это кладбище когда-то являлось элитным дворянским некрополем Несвижа и окрестностей. Уже сам этот факт, думаю, говорит вам о том, что здесь были упокоены люди, являвшиеся цветом даже не просто одного региона, но и всей нашей страны. Здесь были похоронены те, кто строил на нашей земле прекрасные дворцы и храмы, владел землёй и (в эпоху крепостного права) людьми. Но быстро проходит слава земная…
Для начала процитирую уже упоминавшееся в моей
основной статье про монастырь Святого Креста описание этого кладбища, сделанное в середине 19 столетия Владиславом Сырокомлей:
«З другога боку горада відаць пахмурны хвойнік, над якім маляўніча высоўвае галаву невялічкая вежа ксяндзоў-бенедыктынцаў і бялеюць муры іх кляштара. Гэта - Святы Крыж, прывілеяваны могільнік усяго горада. На высокай гары стаіць мураваны касцёл, побач з ім кляштар. Чароўны, эфектны від. Навокал святыняў - лес, а ў лесе - горад мёртвых, прах некалькіх пакаленняў, магіла на магіле, помнік пры помніку. Нібы спрачаючыся са змрочнымі думкамі, што апаноўваюць тут кожнага, у цёмнай гушчыні бяроз ліп і ляшчын весела, на розныя галасы выспеўваюць свае шчаслівыя песні салаўі і іншае птаства. Толькі дзякуючы вышэйшай веры можна зразумець такі дзівосны кантраст - у хрысціянстве няма смерці, у агульнай гармоніі сусвету бясконца доўжыцца вечнае жыццё, а жыццё гэта з магіл, са смерці бярэ свій пачатак».
Скорее всего, этот некрополь возник вскоре после основания монастыря в первой половине 18 века. Последние захоронения относятся к 1860-м годам - времени закрытия монастыря властями Российской империи. Ни одного памятника, установленного позже указанного времени не обнаружено.
Относительно современных объектов, можно сказать, что кладбище находится приблизительно в 1 км. ровно напротив деревни Фербовщина и перекрёстка дороги на Клецк с объездной дорогой.
Его нынешнее состояние является, пожалуй, одним из худших, мною виденных вообще в Беларуси. Здесь мудрый и богатый на выдумку белорусский народ действительно «потрудился» на славу - так разрушить и загадить место поистине надо уметь...
Собственно, кладбища как такового уже нет. Есть могильные камни и кости, во множестве разбросанные в зарослях на большом холме, где некогда стоял костёл Святого Креста. Этот холм весь изрыт неизвестными, к сожалению, ублюдками, наверное, думавшими, что у каждого мёртвого шляхтича на шее есть мешочек золота, а в кармане - россыпи бриллиантов. Под каждым сохранившимся надгробным камнем находится прямоугольная яма, словно здесь не кого-то похоронили, а ещё только собираются хоронить. Все раскопы были сделаны в наше с вами время - после 2000 года. Их место ещё не успело даже зарасти травой. Сделано всё очень грубо. Эти дебилы даже не подумали, что за много лет надгробия явно оползали по крутому неухоженному склону и тупо копали прямоугольник точно под памятником. Сами памятники при этом либо отшвыривались в сторону, либо сбрасывались в выкопанную яму. Причём количество и размеры ям, а также размеры и невероятный вес отброшенных надгробных плит говорит о том, что здесь работала либо бригада в несколько десятков (недо)человек, либо спецтехника. Попадаются даже гранитные памятники, разломанные пополам! Как там было у классика - «Пилите, Шура, пилите, они золотые!»… Судя по топорности и, одновременно, тотальности проделанной «работы», это всё на совести местных потомков «угнетаемого крестьянства». Можно сказать, отомстили проклятым панам за годы крепостничества…
Многие из находящихся на этом кладбище памятников мне прочитать не удалось, поскольку, к сожалению, по известному закону, памятник всегда падает надписью вниз. Из того же, что поддавалось прочтению, хотелось бы отметить целую серию нарочито простых и очень скромных надгробий из обычных полевых валунов.
Юзеф Земацкий.
1861 год.
Анеля с непонятной фамилией.
1858 год.
И ещё некая женщина. Буквы на памятнике обвёл, но что-то странное получилось.
186… год.
Судя по стилю надгробий и характерному изображению черепа, это были могилы монахов. Поскольку монастырь Святого Креста был мужской, а памятники есть и женщинам, я предполагаю, что здесь были похоронены не только местные бенедиктинцы, но и бенедиктинки из несвижского женского монастыря этого ордена.
Ну и сохранившиеся шляхетские памятники:
Юзеф Рымашевский.
1795 - 1861 гг.
Схоластика Тельшевская.
1863 год.
Эдвард Войнилович в своих мемуарах упоминает древний и знатный род Тельшевских, владевший обширными имениями на Случчине со времён князей Олельковичей.
Под этой плитой похоронен мальчик Зигмунд . К сожалению, не обвёл фамилию, и теперь забыл её.
1843 г.
Текля Андроновская (Конопацкая).
1858 г.
Великолепный дворянский памятник с родовым гербом!
Также было ещё надгробие Игнатия Шумборского, умершего в 1860-х годах, но я не смог его сфотографировать, потому что в фотоаппарате банально сели батарейки.
Вот так, люди, наверное, надеялись, что близость к славному Божьему храму сохранит их могилы на долгие годы. Не получилось. Нет уже ни храма, ни могил, а большинство камней ушли под землю. И как ни печально, для нашей страны такое в порядке вещей.