КАРЛ ЯСПЕРС (1)

Oct 17, 2014 03:58

http://hpsy.ru/authors/x115.htm
Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер,… она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции)… Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет.

Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ (с.22-81)

Из коммуникации возникают самые светлые мгновения, вследствие ее - весомость жизни. Мое философствование всем своим содержанием обязано тем, кто был ко мне близок. Оно считает себя истинным в той мере, в какой содействует коммуникации.

Сознание - интенциональное сознание… Оно не состоит с предметами ни в каком каузальном отношении, и вообще ни в каком взаимоотношении… Безразлично, каким именно образом я имею его: в восприятии ли (биологическое основание которого составляют отношения между физическими процессами) или в представлении (которое может иметь вид фантазии или воспоминания), или в мышлении (которое может быть наглядным или абстрактным, может быть направлено на реальные или на воображаемые предметы), - неизменным всегда остается одно: сущность сознания, как мнящей направленности (meinende Gerichtetheit).

Сознание обращается на себя самое. Оно не просто есть в направлении на предметы, но в обратном преломлении, оно рефлектирует на себя; т.е. оно есть не только сознание, но самосознание. Рефлексия сознания на себя есть нечто столь же самоочевидное и удивительное, как и интенциональность. Я направлен на себя, я один и двойствен.

Сознание - это граница. Оно еще есть предмет рассмотрения и все же уже нечто ускользающее от всякого предметного рассмотрения. Положение, гласящее, что в философствовании мы исходим из сознания, не истинно, если оно, как кажется, удостоверяет опыты всеобщего логического, психологического и исторического анализа того сознания, которое во всякое время имеется к услугам всякого человека.

Как сознание вообще я есмь субъективность, для которой существуют объекты как действительность предметов и как нечто общезначимое… Я есмь эмпирическая индивидуальность как ставшая объектом субъективность (я есмь особенный, лишь один раз встречающийся таким индивид)… Наконец, как возможная экзистенция я есмь некоторое бытие, относящееся к своей возможности и как таковое не наличествующее ни для какого сознания вообще. Постижение смысла возможной экзистенции прорывает замкнутый круг всех способов объективного и субъективного бытия.

Экзистенция - это то, что никогда не становится объектом, исток, из которого я мыслю и действую, о котором я говорю в не познающих ничего последовательностях мыслей; экзистенция есть то, что относится к себе самому… При всей зависимости и определенности моего существования, мне делается ясно, что нечто в конечном счете зависит только от меня.

«Экзистенция» есть не понятие, но стрелка (Zeiger), указывающая на нечто «по ту сторону всякой предметности». Философствование из возможной экзистенции есть усилие средствами мышления прийти к более ясному представлению (Vergegenwartigung), выводящему за пределы простого указания в некоторую пустую глубину. Там, где мы не перестаем углубляться в экзистенцию, даже если не можем познать, там совершается подлинное философствование.

Продолжение http://ecce-homo-ru.livejournal.com/9763.html

Ясперс, разум

Previous post Next post
Up