Навеяно этим:
http://hettie-lz.livejournal.com/1961023.html В 1973 году меня не приняли в ленинградский Технологический. И спасибо, что не приняли! Кто знает, как сложилась бы моя жизнь, если бы я его окончила и сделалась химиком. А так - получилось достаточно неплохо.
Первые два экзамена - сочинение и химию - помню смутно. Но вступительный экзамен по математике (устный) я не забуду никогда…
В огромном зале стояли доски. Каждая была поделена между 4-мя абитуриентами - по паре с каждой стороны. Т.е., все было совершенно открыто. Я видела, что писали на досках мои соседи. А один даже спросил у меня, что такое логарифм… Я рассказала, мне не жалко было.
Экзаменаторов было двое - пожилой и молодой, добрый и злой. Пожилой добрый сидел за столом, а молодой злой бегал между нами и заглядывал - наверное, шпаргалки искал, не знаю. Половины доски мне оказалось мало. Дописав ответ на третий вопрос, я поняла, что решение задачи (4-й вопрос билета) не поместится. Поэтому я (наивная!) в очередной пробег экзаменатора мимо меня позвала его и спросила, можно ли мне сначала ответить на три вопроса, а потом стереть и написать решение задачи. Он согласился.
Я оттарабанила ответы - он не перебивал. Потом сказал: "Но вы же не ответили на последний вопрос!" Я напомнила, что мне не хватило места на доске, и попросила пару минут на то, чтобы стереть все и написать недостающий ответ. Он не возражал. Я написала решение, он и против него ничего не имел. Потом он сказал: "Вы неправильно ответили на первый вопрос. Вы написали то-то и то-то". Я возразила: "Я не могла так написать! Вот смотрите…"
А смотреть-то уже и не на что, стерто все. Тогда я ему устно повторила, что там было. Он сказал: "Да, теперь правильно, а раньше было не так. Вы нетвердо знаете материал". Подвел меня к столу и говорит пожилому коллеге: "Она все время путается, неуверенно знает".
"Добрый" коллега задал мне несколько вопросов, я на все ответила. Тогда он вызвал председателя комиссии. Тот попросил меня начертить график функции, кажется, sin x = sin y. Произведя в уме несложные действия, я начертила сетку.
"Ну это вы вызубрили! - обрадовался предкомиссии. - Вам надо было преобразовать выражение, чтобы было y=функция(x)".
Я попыталась объяснить ход своих рассуждений, но он уже не слушал.
"Тройка!" - бросил он, уходя.
Мой сосед по доске, не знавший, что такое логарифм, тоже получил трояк…
С тройкой можно было уже ехать домой. Но я все-таки сдала оставшийся экзамен по физике. На четверку. Видимо, экзаменатор тоже понимал, что мне ничего не светит, и не прилагал особых усилий…
Экзамен по математике, о котором я пишу, длился два с половиной часа! Напоминаю: их было трое против меня одной - 17-летней девчонки из провинции, да еще и нетитульной национальности.
Выжатая, как лимон, я добрела до общаги. Мои соседки по комнате уже разъехались. Одна - медалистка - успешно сдала единственный экзамен, вторая провалилась на первом же.
Мне было не весело, не грустно - никак. От скуки открыла тумбочку одной из отъехавших. Там лежала забытая кем-то книга. Это был Козьма Прутков. Я зачиталась. Никогда раньше так не хохотала. И знаете, какую фразу я запомнила с тех пор?
"Огорошенный судьбою, ты все ж не отчаивайся!"
Так с тех пор и живу.