К итогам первых в России государственных интернет-выборов

May 31, 2014 19:34


30 мая закончились исторические по своему значению онлайн-выборы в Общественную Палату России. Их значение трудно переоценить, поскольку это был первый случай интернет-голосования в государственные институты. Несомненно, что это будут далеко не последние онлайн-выборы, а в среднесрочной перспективе нескольких десятилетий все процедуры плебисцита переместятся в интернет-пространство, что позволит сэкономить огромные средства на выборах и сделать нашу политическую систему многократно легитимней и демократичней, а значит и долговечней.

Чтобы этот процесс ускорить, кроме победных реляций, важно провести серьёзную работу над ошибками и оперативно исправить выявленные недостатки. Ключевым из них были сомнения в честности процедуры этих выборов. Оправданы эти опасения или нет - уже не важно. Важно, что для этих сомнений остаются основания, настолько серьёзные, что, например, ряд в последний момент снятых кандидатов с Северного Кавказа даже говорят об угрозе массовых акций протестов. Вряд ли в подобном развитии событий заинтересованы ответственные участники общественного процесса, поэтому давайте рассмотрим механизмы совершенствования данной процедуры.

Сама процедура голосования проходила на портале «Российская Общественная Инициатива», для участия в ней необходимо было зарегистрироваться на сайте электронного правительства «Госуслуги», что в свою очередь требует получить «код активации» в офисе «Ростелекома» или по почте.


Сама система авторизации на «Госуслугах» через пароли и коды активации крайне рискованная, поскольку открывает упрощенную возможность собирать логины и пароли третьих лиц, голосовать от их имени, открывая огромное пространство для злоупотреблений. Решение этой проблемы уже есть и широко реализовано в российском интернет-банкинге. В соседней Эстонии это широчайшим образом внедрено для государственных услуг в интернете. Речь идёт об электронном ключе/подписи в форме флешки, с помещением которой в любой компьютер, человек может получить доступ в свой личный кабинет в электронном правительстве и совершать необходимые операции. Представляется целесообразным форсировать переход к этой системе в России, уже через пару лет полностью заменив существующую процедуру авторизации на «Госулсугах» электронными ключами-флешками. Их себестоимость ничтожна, заплатить несколько сотен рублей за их получение мог бы себе позволить любой гражданин, что не потребует дополнительных бюджетных расходов, но позволит радикально повысить безопасность и надёжность систем электронного правительства и демократии.


Другим предложением, которое уже здесь и сейчас можно внедрить, было бы введение возможности открытого голосования. В этих условиях аномально высокие показатели голосования анонимных избирателей, позволяли бы обоснованно усомниться в результатах того или иного кандидата или требования, заподозрив накрутки. Исторический опыт наглядно показывает, что тайна голосования, существовавшая во многих тоталитарных режимах, не спасает от давления на избирателей, а демократия не совместима с трусостью и малодушием. С другой стороны, тайна голосования открывает огромные возможности для фальсификаций и подозрений в них, особенно в интернете, поэтому для развития демократии, особенно электронной, от этого принципа необходимо постепенно отказываться.

Третье, очевидное требование, реализация которого обязательна для развития электронной демократии в России - распространение уголовной и административной ответственности за нарушения на выборах на государственные интернет-выборы.

Чтобы ускорить эти жизненно необходимые для страны изменения, представляется необходимым уже к выборам в Государственную думу 2016 года предусмотреть распределение определённого количества мандатов нижней палаты парламента через процедуры электронной демократии.

Новый состав ОПРФ может аннулировать всякие подозрения в легитимности своего избрания, инициировав скорейшую реализацию в России вышеописанных предложений, о чём я, и, вероятно, многие другие пользователи рунета, настойчиво просим. Реализация этих предложений позволит существенно повысить достоверность электронных выборов и позволит форсировать наступление в России эпохи информационного общества, повысив эффективность, конкурентоспособность и устойчивость наших государственных институтов.

ОПРФ, электронная демократия, электронное правительство, выборы, правопорядок

Previous post Next post
Up