Африканский Че Гевара

Aug 10, 2012 13:59


Только сегодня обнаружила такого интересного исторического персонажа - Томаса Санкару - человека из военной среды, который в 33 года от роду в 1983 году пришел к власти в результате военного переворота в Верхней Вольте и переименовал её в Буркина Фасо ("страну достойных людей"). На посту председателя революционного совета он отметился как действительно идейная и харизматичная личность. Жил на жалование армейского офицера в 450 $ в месяц. Президентский оклад в 2000$ отправлял на благотворительность, публично ездил на велосипеде на работу в правительство. 

Санкара запретил устанавливать в своем кабинете кондиционер, поскольку ему «стыдно перед людьми, которым недоступна такая роскошь», и отказался санкционировать развешивание своих портретов в публичных местах и офисах в связи с тем, что «у нас в стране таких, как я, семь миллионов». Был продан весь правительственный автопарк, состоявший из «Мерседесов», вместо которых для нужд министров были приобретены «Рено 5» - самые дешёвые на тот момент автомобили в стране. Санкара урезал зарплаты чиновников, а также запретил им пользоваться личными шоферами и летать по авиабилетам первого класса. От чиновников требовалось сменить дорогие западные костюмы на традиционную хлопковую тунику, сшитую местными жителями. Под новый год администраторов обязывали сдать по месячному окладу в пользу социальных фондов. Уволив однажды половину кабинета, Санкара отправил их на коллективные фермы - трудиться на земле, «где от них будет больше пользы». Уже через три года после прихода Санкары к власти (в 1986 году) Всемирный Банк констатирует, что в Буркина-Фасо искоренена коррупция (источник не достоверен, коррупция нигде полностью не искореняется, где-то её можно только уменьшить)

Широко занимался лесовосстановлением, вакцинацией населения, продвижением равноправия полов.

В заслугу Санкаре также ставят программы по строительству жилья, списание долгов мелким арендаторам, отмена подушного налога, «кампанию Альфа» по обучению грамоте на девяти местных языках, программу развития дорожной инфраструктуры, борьбу с «речной слепотой» и прочими местными болезнями.
Одним из первых решений революционной власти стало лишение племенных вождей привилегий и имущества, отмена выплаты им дани и обязательных отработок для крестьян. В ходе аграрной реформы наделы, принадлежавшие феодальным землевладельцам, были перераспределены в пользу обрабатывающих их крестьян. В результате, за три года урожайность пшеницы возросла с 1700 до 3800 кг на гектар, что позволило стране выйти на самообеспечение продовольствием. Вместо архаичной структуры племенной власти по кубинскому примеру были созданы Комитеты защиты революции - массовые организации, в рамках которых производилось вооружение народа.

Санкара был крупным деятелем движения неприсоединения, не влезавшего в противостояние НАТО и СССР и борцом с неоимпериализмом, считая "гуманитарную помощь" западных стран проявлением неоколониализма.

Уже в 1987 году, в 37 лет от роду, харизматичный правитель был свергнут и убит военным деятелем Блэзом Компароне который до сих пор находится у власти в этой стране.

Первым решением очередного узурпатора в качестве нового президента стала покупка персонального «Боинга», на которую пошли средства, предназначенные Санкарой для благоустройства предместий столицы страны. Затем Компаоре отменил произведённые Санкарой процессы национализации, восстановил значительные жалования чиновникам и упразднил налог на медицину, введенный на их доходы в ходе революции. После выборов 1991 года, в которых приняло участие всего 7 % избирателей (100 % из которых отдали голоса за действующего президента [при Санкаре выборов вообще не проводилось]) Буркина Фасо приняла под гарантии Франции кредит от МВФ на $67 миллионов.

Такова поверхность этой истории, истории левого героя-идеалиста который погиб за свои идеалы, но остался на вечность в сердцах своих единомышленников. Именно ему кстати приписывается фраза "революционеров можно убить, идеи - никогда" и вроде бы на этом красивом, но трагическом месте следовало бы закончить эту историю, однако давайте присмотримся к деталям, в них самый сок.

Убивший Санкару военный деятель был не только его личным  другом и деятелем его правительства, но и тем начальником столичного гарнизона в результате военного переворота которого Санкара, находившийся до этого под арестом, пришёл к власти. А ещё раньше Санкара был премьер-министром этой страны при так же пришедшем в результате военного переворота прошлом президенте - бывшем военном враче Батисте Уэдраого.

Последний кстати отстранил от премьерства и посадил крайне популярного (в том числе видимо потому что он ездил в правительство на велосипеде) премьер-министра Санкару после настойчивой рекомендации устранить этого левого радикала со стороны официального представителя Франции (бывшей метрополии), который был по совместительству сыном президента Миттерана. В этом есть очень много иронии судьбы, ведь Франсуа Миттеран и его политика были социалистическими,  сам Миттеран является крупнейшим французским соцалистическим политиком. И именно в результате его фактического курса ещё больший левый радикал Санкара был отстранён от власти, а потом его убил его бывший друг который помог придти ему к власти. Т.е. социалисты душили и убивали друг друга, а в левой пропаганде "Африканский Че Гевара" преподносится как борец и мученник сражённый гидрой капитализма и империализма. Это всё равно, что убийство Троцкого или Бухарина преподносить как акт мученичества в борьбе с проклятым капитализмом, хотя и то и это были чисто внутренними разборками этих групп.

Дальше больше. Бывший президент Верхней Вольты при котором премьерствовал Санкара сам, за два месяца до переворота своего "преемника" распустил военную хунту которая привела его к власти годом ранее в результате очередного военного переворота против очередного узурпатора. Сам же он назначил через три месяца выборы, но не дождавшись их Санкара сначала подвергся опале, а потом узурпировал власть за месяц до выборов которые могли положить в стране хорошую традицию демократической смены власти. На фоне многочисленных авторитарных военных диктаторов Верхней Вольты выдающимся выглядит именно свергнутый Санкарой правитель Уэдраого, который до того как возглавить военный переворот (исполняя там видимо прежде всего декоративную функцию) лишь меньше года работал начальником военного госпиталя в столице, а до этого был сугубо гражданским лицом - педиатором. Более того, после своего отстранения от власти Уэдраого вернулся к медицинской практике у себя на родине, где основал клинику, где по ныне кажется и работает. Практически святой человек короче. Вряд ли он бы противился развитию вакцинации которая приписывается профессиональному вояке Санкаре, однако кроме этого и тех популистских трюков которыми занимался Санкара, предшествовавший ему гражданский правитель злосчастного африканского государства готовивший демократические выборы, скорее всего действительно бы установил в стране нормальную гражданскую демократию, однако Санкара оказался тем популярным воякой, что очередным военным переворотом продолжил цепь насилия продолжающуюся там и по ныне, в стране которая со времён своей формальной независимости от Франции так и не стала сколько-то приличным правовым и демократическим государством не без усилий Санкары. В продолжении этой традиции политического насилия есть его значительная роль.

При этом безусловно, его действия направленные на отмену примитивных феодальных пережитков и ограничению расходов на бюрократию - достойны всяческих похвал, однако при Гитлере например строили отличные дороги, что не помешало просуществовать его режиму ничтожный исторический срок, за который он затащил нацию в величайшую катастрофу за всю её историю. С Санкарой таких больших проблем не было, однако приоритетная задача политика не в том, чтобы минимизировать издержки общества на себя, отказавшись от кондиционера в кабинете, а прежде всего создать условия для динамичного роста комфорта и благополучия населения. Задача тут скорее не в том чтобы самому стать беднее, а в том, чтобы общество сделать богаче. И вот с этой методикой у левых радикалов проблемы, ведь их прекраснодушные действия по посадке деревьев например, не способствуют росту деловой активности, открытию новых производств и рабочих мест, что их значение не преуменьшает, но и не делает достаточным.

Безусловно, общество оздоровила политика борьбы с коррупцией и феодальными пережитками Санкары, однако она не была оптимальной и устойчивой, коль сразу после его убийства ближайшим сподвижником и потери его ручного управления ситуации, всё сразу пошло в разнос. Нет исторического вклада в том, что после тебя не способно функционировать. Развитие правового государства и устранение в принципе лишних функций у чиновников способствовали снижению коррупции в принципе, на долгосрочной основе, тогда как демонстративные порки и экономия на кондиционерах хотя и хороша как оперативные тактические меры, но не способствует фундаментальному оздоровлению общества.

Диктаторы Сингапура, Южной Кореи и например Чили оставили после себя функционирующие правовые государства со средой благоприятной для динамичного развития общества. После Санкары не осталось ничего, даже его портретов, а только его доброе имя. Мелковатый вклад для особо примечательной исторической миссии. Впрочем на Кубе ситуация наблюдалась аналогичная и Буркина Фасо в этом отношении легко отделалась тем, что эпоха строительства "коммунизма" там началась и закончилась за пару лет, тогда как на Кубе или в СССР с этим радовались десятилетиями. В этом безусловно положительная роль Санкары есть - он не навредил на фоне других своих коллег в значительно большем масштабе. При новом президенте страны динамика наращивания национального богатства и благополучия оказалась существенно выше.

Кстати, Санкара был посажен на президентство основным организатором военного переворота не только потому что был более публичной и популярной фигурой в народе, но и потому что принадлежал к низкоранговой этнической группе по местным племенным традициям обречённой на маргинальность, а значит расчёт был видимо в том, чтобы Санкара не смог концентрировать слишком много реальной власти и был достаточно слаб чтобы его можно было контролировать или свергнуть, что в итоге и произошло, а народ не стал особенно то бороться с его убийцей.

Позитивная миссия революционеров такого свойтсва безусловно есть. Своим насилием они разрушают систему насилия прошлого, феодального образца, так же как древние короли и императоры урезонивали племенных вождей и князьков в Европе. Новая генерация в виде левых деятелей раздали народу ранее отобранные у него ресурсы родоплеменной военной знати и ограничивают произвол чиновников - это частные аспекты функции правопорядка, которыми к сожалению данный дискурс и ограничивается. Всё это полезные занятия, которые впрочем как показывает практика западных капиталистических обществ, успешно реализуются и без "пролетарской диктатуры", тогда как с выстраиванием чего-то нового и с качественным развитием самого общества у последней большие проблемы. На место одной бюрократии и тирании приходит другая, возможно более идеалистичная, но от того не меняющая свой статус и общества не много прибавляют в динамике своего развития, а то точечное развитие, что там наблюдается оказывается обычно дутыми пузырями которые лопаются так же как, рухнула например белорусская национальная экономика во время кризиса гиперинфляции прошлого года.

Одним словом рассматривать этот сценарий как убодоворимую альтернативу стандартному правовому рыночному обществу было бы чрезмерным преукрашиванием действительности, а те кто не верят, всегда могут сравнить КНДР и Южную Корею. У первой конечно отлично получается делать парады и крепить единство партии и народа, однако народ почему то всё равно во вторую щемится, а не наоборот.  

развитие, насилие, люди, Верхняя Вольта, история, выборы, левые, коррупция, экономика, Африка

Previous post Next post
Up