Модернизация по-египетски

Jun 28, 2012 10:54


Приход к власти исламских националистов вовсе не грозит концом света для страны, скорее напротив, обещает динамичные перспективы её развития.

Перуанский реформатор Эрнандо де Сото намерен восстановить египетскую экономику и решить проблему, спровоцировавшую "арабскую весну", открыв путь к социальному миру и стабильности во всем регионе, пишет Паоло Мастролилли в материале, напечатанном в газете La Stampa.

"Перуанский экономист Эрнандо де Сото был приглашен "Братьями-мусульманами" в качестве советника для реализации его программы по легализации собственности и теневой экономики", - пишет издание.

"Меня нашли сами "Братья-мусульмане". Я подготовил исследование для предшествующего правительства, но они не стали осуществлять предложенные реформы. "Братья-мусульмане" сочли их интересными и пригласили меня", - рассказывает де Сото.

Экономист не боится работать с "Братьями-мусульманами". "Я техник, который пытается решить в прагматичной манере практическую проблему. У них очень профессиональный подход, никакой идеологии. Люди, с которыми я говорил, - предприниматели, очень хорошо подготовленные, прошедшие обучение за границей. Они хотят одного: конкретных раскладок, статистики по эффективности моего предложения для восстановления экономики и повышения уровня жизни самых бедных слоев, привлечения их к процессу производства", - говорит экономист...

...Запад не понимает, что арабы хотят эмансипации, хотят самостоятельно строить свое будущее. К счастью, Тунис, Алжир и Ливия уже обратились к нам с предложением проделать ту же работу, которой мы занимаемся в Египте", - говорит перуанский эксперт."
с

Напомню, что Эрнесто де Сото - один из крупнейших современных мыслителей в области экономического "либерализма", лауреат премий Адама Смита и Милтона Фридмана, который в частности научно доказал, что теневая экономика есть лишь следствие засилья бюрократии в стране. Так, проведённые его институтом полевые исследования показали, что для регистрации швейной мастерской в Перу необходимо затратить 289 дней и расходы, равные 32 минимальным месячным зарплатам; для получения лицензии на торговлю в уличном киоске нужно "всего лишь" 43 дня и 15 зарплат. Не трудно догадаться каким образом Эрнесто де Сото будет при этом решать проблемы теневой экономики.

Египет между тем остаётся достаточно посредственной страной со скорее несвободной экономикой и сотым местом в мировом рейтинге экономической свободы, что хотя и существенно (почти на 50 мест) выше России, но всё же критически недостаточно, для устойчивого и динамичного развития страны лишённой углеводоробного благословения и проклятья одновременно.

Показательно, что из всех "энергетических сверхдержав", чьи бюджеты в львиной доли зависят от экспорта нефти или газа, только исламским королевствам вроде Бахрейна удалось не впасть в бюрократическое зарегулирование и реализовывать курс на свободную экономику, что видимо обьясняется тем самым отсутствием популистских демократических стимулов, в условиях которой властители легко попадаются на соблазн вступить с обществом в отношения прямого подкупа - авторитаризм в обмен на субсидии.

Египту в свою очередь в условиях отсутствия возможности "жить с трубы" без вариантов пришлось идти на масштабную экономическую либерализацию и создание благоприятных условий для развития бизнеса. Хотя прошлый президент Мубарак пытался проводить аналогичные реформы, однако делал это он крайне неповоротливо, что его и сгубило. Вот в этом окне Вы можете сами наглядно сравнить динамику освободительных экономических реформ, наиболее показательным среди которых будет сравнении Египта и Грузии. Если первый за последние десятилетия почти не сдвинулся с мёртвой точки, то Грузия например лишь за два года проделала путь с 93 до 31 места в мировом рейтинге, что не замедлило сказаться на её показателях динамики развития. Российской элите хорошо бы понять что именно это называется "модернизацией", а никак не запрет лампочек накаливания и сортов бензина.

Только опережающие усилия правительства по эмансипации экономической жизни могут предотвратить естественную тенденцию к эмансипации жизни политической и банальный рост недовольства населения в отношении властей. У нас в России этого катастрофически не понимают.

Эрнесто де Сото рискует для Египта стать тем же, кем стал Каха Бендукидзе для Грузии и уже в ближайшие годы мы увидим оправдались эти прогнозы или нет. Религиозный фундаментализм в этом контексте является хорошей базой для структурных экономических реформ. Послушайте того же Германа Стерлигова утверждающего, что все не библейские экономические ограничения в виде абсолютного большинства всевозможных лицензий и бюрократических постов должны быть устранены. Да, этот подход сопровождается некоторыми издержками в области завинчивания гаек в сфере культуры и социальной жизни, однако экономика всё же является базисом и её эмансипация подготавливает почву для развития всех остальных сфер общества. Даже напряжённые отношения между наукой и религией в условиях прагматических интересов экономического развития будут пересматриваться сколь угодно ортодоксальными системами, особенно когда другие страны зададут для этого ролевые модели и если например клонирование человека станет промышленной данностью без которой общество просто станет неконкурентоспособным в глобальном мире, то даже самые ярые противники такового будут забыты, так же как сейчас мало кто вспоминает противников идеи шарообразной земли, игравшей важнейшую роль в мировой торговле и мореходстве или гелиоцентрической модели Земли, без которой было бы затруднительно развитие космонавтики. А ведь века тому назад эти идеи были столь же еретическими, как и клонирование человека сегодня, но теперь уже мало кто даже из самых ортодоксальных деятелей всерьёз будет говорить о запрете соответствующих подходов.

Российские власти в этих условиях должны сделать для себя простой дуальный выбор - самим найти в себе волю и  инициировать радикальные и решительные реформы высвобождающие экономическую активность общества (+10-20 рейтинговых позиций в год, не меньше) или же пасть жертвой разрыва социального парового котла и уступить место неким российским аналогам "братьев-мусульман".

Люди ведь не просто так на площади выходят. Были бы в стране открыты перспективы для бизнеса и те самые представители "креативного класса" что сейчас делают протест, делали бы деньги. Когда их экономическая активность сталкивается с бюрократическим апломбом, нарушениями прав собственности, коррупцией и посредственным развитием экономики (особенно не в ресурсодобывающих и не субсидируемых отраслях) то люди переориентируют свою активность на площади и начинают вкладывать деньги не в капитализацию, а в революцию, как и всякие рациональные экономические субъекты ожидая от смены власти в стране больших перспектив для своего бизнеса.

Аналогичный процесс повышения требований неизбежен и даже среди госслужащих, сотрудников всяких государственных СМИ, так активно участвующих в массовых протестах в России. Ещё Джордж Оруэл в своём "1984" заметил эту простую закономерность и дал единственное решение. Богатеющие люди не хотят чтобы к ним относились как к умственно отсталым представителям третьего сорта, они хотят свободы и равенства, поэтому единственный способ искусственно помешать им в этом - принудительно держать людей в нищете, не позволяя человеческим потребностям подняться до вершин пирамиды Маслоу, до чего не каждый даже самый бесчувственный тоталитарный диктатор доходит. В антиутопии Оруэлла это решалось постоянной перманентной войной между сверхдержавами. Наша инфляция как аналогичный метод сжигания народных богатств слабо годиться и не справляется с этой сомнительной задачей.

История Египта наглядно показала, что попытки удерживать статус qvo или хотя бы идти вперёд слишком медленно, занимаясь репрессивной политикой в отношении радикальных сил, только усиливает эти радикальные силы и делает их для общества более героическим и предпочтительным субъектом, чем любые умеренные политические группы, в том числе и властные, которые неизбежно будут подпадать под удар от неизбежного накопления недовольства коррупцией и бюрократией прямо пропорциональных степени вмешательства государства в экономику.

В этом стратегическом капкане особых альтернатив не остаётся и правительству придётся делать трудные решения, как бы не было жалко увольнять то множество родных и близких сердцу чиновников, что вокруг него скопилось как жировых отложений на больном сердце . Либо наш больной начнёт заниматься спортом, сядет на жёсткую диету и решительно похудеет, либо он просто умрёт. Другого тут дано не может, и я надеюсь всё же на первый вариант. 

Эрнандо де Сото, футурология, исламизм, Египет, революция, модернизация, экономика, эмансипация, Россия, либерализм

Previous post Next post
Up