Как спровоцировать дефицит и скачок цен на бензин

May 17, 2012 13:17


Ространснадзор издал предписание запрещающее с 10 мая возить нефть в цистернах для светлых нефтепродуктов. В результате нефтяные компании лишились порядка 30% своих парков. Крупнейшие нефтяные компании России предупредили министра транспорта Игоря Левитина о грядущем срыве поставок топлива и нефти, который приведет к массовой остановке НПЗ. Обращение поддержали "Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-BP и "Башнефть".  Остановка грозит всем крупным НПЗ, а ввод в строй каждого из них обойдется в 200 миллионов долларов. 

В общем-то примерно так в 30-х годах прошлого века в СССР был спровоцирован массовый голод. Сейчас конечно не голод, но очередной топливный кризис с скачкообразным повышением цен на бензин становится реальностью. Все мы хорошо помним как в прошлом году аналогичный кризис случился по причине попыток таможенного и ценового ужесточения в сфере бензина. Каждый раз чтобы обеспечить кризис и дефицит чего-либо регуляторы должны очень постараться в своих усилиях. Вообще интересно, знает ли история хоть один случай дефицита, не спровоцированный "мудрым регулированием" чиновников?

При этом каждый раз, когда бюрократия провоцирует дефицит, в росте цен обвиняют проклятых капиталистов, а реальные виновники уходят от ответственности - ведь они вполне искренне хотели сделать страну лучше, чем и спровоцировали ухудшение ситуации, тогда как злобные буржуи в своей корысти вероломно удовлетворяют спрос населения и позволяют обществу полноценно функционировать и развиваться.

Показательно, что этот кризис госрегулирования имеет сложно составную природу - запрет Ространснадзора возник из-за того, что стали постоянно сходить поезда с цистернами. И вот вместо того чтобы задать вопрос о том почему система госкорпорации РЖД имеет столько брака решили наказать потребителей в лице нефтяных компаний. Фундаментальная причина очевидна - сколько не запускай Сапсаны, государственная монополия останется неповоротливой казённой конторой не способной идти в ногу со временем. Высокая аварийность в системе РЖД далеко не одна её проблема, достаточно вспомнить вялотекущий кризис зерновых перевозок с объёмами которого политически ангажированная госкорпорация просто не может справится, в результате чего производители зерна не могут вовремя доставить и отгрузить свой товар - в таких частностях происходят искажения и сбои всей национальной экономики просто потому что рынок железнодорожных перевозок монополизирован и огосударствлён, а потому не может привлекать инвестиции и подтягивать действительно востребованные рынком направления, предоставляя конкурентоспособную услугу.

Если сравнить Российские Железные Дороги с магнитными, монорельсовыми и уже чуть ли не сверхзвуковыми железнодорожными системами других стран, то вообще берёт грусть. Можно конечно бесконечно закапывать там триллионы рублей налогоплательщиков, но эффективность таких инвестиций будет вызывать вопросы. Железнодорожная отрасль вполне заменяется автомобильной, судоходной и авиационной сферами, полноценно с ними конкурируя, поэтому решительно не понятно почему её следует привилигированным образом развивать перекачивая деньги из остальной экономики. Есть куда более рациональное решение к которому мы несомненно придём, но видимо не скоро и успев вызвать ещё много кризисных тенденций. Сейчас например в Грузии происходит приватизация национальной железнодорожной системы - можно было бы сказать, что сумасшедший Саакашвилли распродаёт свою страну, но если вспомнить например историю развития американской железнодорожной системы которая изначально создавалась множеством частных компаний и только потом была убита политикой огосударствления, то не очень понятно, в чём же проявляется "естественность" и неизбежность этой монополии? Сколько нам потребуется пережить кризисов и прозябать в транспортной неконкурентоспособности до того, как не придет понимание того, что РЖД следует приватизировать и не после 2014 года, а сейчас, пока её неповоротливость не продолжила наносить ущерб всей остальной российской экономике? 

государственное регулирование, транспорт, РЖД, экономика, кризис, приватизация

Previous post Next post
Up