На мой взгляд, исчерпывающий материал по проблемам фундаментальной политики не только Белоруссии, но и стран СНГ в целом, да и вообще «Большого государства» как такового. На место Белоруссии можно смело ставить Россию - хотя у нас эти проблемы не столь остро выражены, но и позитивная динамика роста у нас упущена на много порядков больше. Материал взят из книги Ярослава Романчука и Леонида Заико «Беларусь 20/20. В лабиринте экономической идентичности» (Минск 2011) стр. 142-146. Букв много, но оно того стоит и в общем-то исчерпывающим образом объясняет почему одни народны богаче или беднее других и как стать более благополучной страной:
«Кто будет спорить с тем, что Беларусь-2011 богаче и благополучнее Беларуси-1991?... Практически Беларусь-2011 имеет лучшую инфраструктуру и технологии... Беларусь-2011 больше интегрирована в региональную и мировую экономику… в [ней] больше частного бизнеса и предпринимательства… [она] ближе к рынку. Значит ли это, что стратегия развития страны была выбрана правильно? Значит ли это, что парадигма неоплановой централизованной экономики должна остаться на следующие 20 лет?
В 2011 году у белорусов гораздо больше автомобилей, холодильников, музыкальных центров, видеокамер, микроволновых печей и стиральных машин, чем 20 лет назад. В каждой семье есть несколько телефонов, в каждой второй компьютер. В далёком уже 1991 году белорусы даже мечтать не могли об этом. В 2011 году белорусы лучше питаются, их гардероб намного разнообразнее, они имеют более комфортное жильё и гораздо чаще отдыхают на заграничных курортах. Значит ли это, что проводимая в течение 20 лет экономическая политика была социально ориентированной и устойчивой? Значит ли это, что неогосплан + авторитаризм позволят нам догнать ЕС по уровню зарплаты? Значит ли это, что парадигма развития Беларуси в последние 20 лет была правильной? Значит ли это, что в следующие 20 лет нам не нужно менять систему мотивации политиков и чиновников, производителей и предпринимателей, родителей и детей?
Чтобы оценить влияние разных факторов на нашу жизнь, нужно представить её в гипотетической ситуации, воображаемой конструкции без отдельных элементов системы, и определить, какое значение они имеют для конечного результата. Представим развитие экономики Беларуси без нынешнего правительства… Вместо [него] было бы малое, компактное, технократическое правительство состоящее из десяти человек. Работали бы они слаженно, в жёстких рамках бездефицитного бюджета, тратили бы на все госпрограммы и обязательства максимум 25-30% ВВП, управляли бы максимум 20% актива страны, а все остальное продали бы белорусам и инвесторам из других стран. Что изменилось бы в стране?
Земля не престала бы вращаться. Календарная зима всё равно начиналась бы в декабре. Беларусь осталась бы в центре Европы. Леса и озёра продолжали бы радовать глаз. Дороги, рельсы и провода служили бы верой и правдой, и ни у кого не возникла бы мысль оставить инфраструктурные сектора без инвестиций. У белорусов не исчезло бы желание жить лучше, постигать новое и внедрять лучшее в стране. Люди на селе не перестали бы делать то, что они умеют делать лучше всего, - выращивать растения и животных для потребления внутри страны и за её пределами. Заводы нашли бы новых собственников, производили бы и продавали продукцию в Россию и Европу. И калий не испарился бы, транзитные трубы были бы загружены, а нефтеперерабатывающие заводы работали на полную мощность.
Зато было бы гораздо больше частной собственности и инициативы. Были бы стабильны деньги, дешёвые кредиты и предсказуемый обменный курс. Были бы низкие налоги и простая система их сбора. Зарплаты и пенсии платили бы вовремя. Жильё строилось бы за счёт частных сбережений и кредитов. Было бы меньше коррупции и больше порядка в госуправлении. Больше было бы товаров, хороших и разных. Цены были бы мировыми, наверняка ниже и уж точно стабильнее. Производительность труда была бы выше, а энергоёмкость ниже. И зарплаты как минимум в два раза выше. Беларусь была бы приятной во всех отношениях уважаемой восточноевропейской страной.
В реальности же Беларусь завершает 2011 году с социальными показателями гораздо худшими, чем у большинства соседей. Зарплаты и пенсии в долларовом выражении у нас в 3-5 раз меньше, чем в Литве, Польше или Чехии, в то время как цены на многие товары существенно выше.
Итак, изъятие из воображаемой конструкции белорусской социально-экономической модели Большого государства даёт только позитивы. Таковой вывод можно сделать на основании действий малого государства в других странах Европы и мира. Поляки, словаки, венгры, чехи ничего особенного не делали. Просто в отличие от Беларуси они забрали у распорядителей чужого (чиновников и политиков) и передали людям большую часть экономической власти и активов. Второе отличие - политическая конкуренция и подотчётное правительство. Третье - обеспечение свободного доступа своих товаров на рынок ЕС. Иными словами, больше собственности, больше открытости и больше свободной конкуренции - вот что обеспечило лучшие показатели по большинству индексов для стран Центральной Европы.
Белорусское Большое государство стабилизировало старое, когда нужно было открыть ворота новому. Оно вытесняло частное, когда нужно было широким фронтом впускать его в экономику. Оно забирало работу у кредиторов и инвесторов, не считая нужным признавать свои ошибки. Оно раздавало неразработанное и конфисковывало заслуженное. Оно было намерено планировать будущее, о котором имело очень смутное представление.
Белорусскому Левиафану долгое время везло. Белорусские власти очень долго пользовались и злоупотребляли доверием и щедростью России. Они воспользовались как российским дефолтом в 1998 году, так и нефтяным бумом 2000-х. Беларуси везло на мировом рынке калийных удобрений и металлов. Не было проблем и с присутствием у нас иностранцев на чрезвычайно выгодном рынке мобильной связи. Не составило труда впустить сюда несколько иностранных банков. Не делали большой погоды в экономике и 230 тысяч индивидуальных предпринимателей, зато сами себя занимали.
Шли годы. Матерели чиновники и политики. Превосходными стали их жилищные условия, сверх навороченными личные и служебные автомобили. А вот знаний экономики, моделей системных трансформаций и критически пропущенного через себя опыта других стран не прибавилось. Случился диссонанс. Старое перестало понимать новое. Как телефон «Нокия» 2000 года выпуска не может работать с Интернетом и мультимедийными приложениями, с которыми справляется «Нокия-2011», так и белорусские распорядители чужого не хотят понять своё место в экономике страны и место Беларуси в мире. Нужен глубокий апгрейд мозгов и воли. Если не сделать это самому, система сломается и похоронит надежды на светлое будущее.
Начнём с самоидентификации. Без самообмана и самолюбования. Население Беларуси составляет 0,13% мирового. Потенциал нашей рабочей силы в мире сильно ограничен. Неких уникальных преимуществ у белорусов по сравнению с китайцами, индусами, турками, словаками или бразильцами нет. По оценке МВФ, из 181 страны мира в 2010 году Беларусь по объёму ВВП заняла 69-е место, а по оценке ЦРУ, из 191 страны - 70-е место. По паритету покупательной способности в 2010 году мы оказались на 61-м мест, а вот по ВВП на душу населения по ППС - на 88-м.
В далёком 1991 году Беларусь была примерно на одном уровне благосостояния с Чехией, Словакией и Польшей. Мы были богаче Эстонии, Литвы и Болгарии, тем более Украины и России. Прошло 20 лет. По ВВП на душу населения в 2010 году Словакия заняла 41-е место с показателем 16,1 тысячи долларов, Эстония - 43-е (14836), Венгрия - 46-е (12.879), Польша - 47 (12.300), Литва - 50е (11.044), Латвия - 52 (10.0695), Россия - 53 (10.437), Казахстан - 59 (8883), Болгария - 69 (6334). С показателем 5700 долларов на душу населения Беларусь заняла 71-е место. Регресс налицо».