Автор:
Абу Ариф ад-Дагистани С Именем Аллаха, Милостивого ко всем на Этом Свете, и лишь к уверовавшим на Том.
Хвала Аллаху - Господу миров. Милость и благословение лучшему из творений и самому благородному из посланников - Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам.
Наше общество переживает тяжелые дни: убивают ученых, притесняют простых людей, хотя, казалось бы, вокруг только и говорят о «цивилизации» и «правах человека».
Ученые вынуждены ходить с оружием, а чиновники с охраной, поэтому многие спрашивают: «Почему такое происходит?» и «Почему часто убивают алимов?». Но они не получают ответов на эти вопросы - все ограничивается пересудами людей на эту тему.
Нам следует знать, что Аллах в Коране разъяснил, что все тяготы и несчастья, которые мы испытываем - все это от Него.
В 63 аяте суры Нур (24) сказано:
فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
Смысл:
Пусть берегутся те, которые нарушают наставления и приказ Аллаха, чтобы Он - хвала Ему Всевышнему! - не наказал их за неповиновение, подвергнув большому бедствию в земном мире, например, голоду или землетрясению, а в дальней жизни они подвергнутся мучительной каре - адскому огню.
Мы не анализируем наше состояние, не хотим поставить правильный диагноз нашей болезни.
Аллах в Коране разъяснил нам: человек или народ, который не повинуется повелениям Аллаха, обязательно испытает смуты и бедствия. В нашем обществе мало тех, кто повинуется Аллаху и следует Его повелениям.
В суре Шура (42), аят 30, сказано:
وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ
Смысл:
Любое постигшее вас несчастье, неприятное вам, является последствием неповиновения Аллаху. Аллах выше того, чтобы наказать вас в будущей жизни за те проступки, которые Он простил вам или за которые Он наказал вас в этой жизни. Таким образом, Он пречист от несправедливости и обладает великой милостью.
Наши нынешние беды кажутся нам большими, но на самом деле это еще малые беды - мы заслуживаем больших наказаний, но Аллах не посылает их нам по Своей милости.Когда в каком-то обществе распространяется грязь, и люди отворачиваются от повелений Аллаха, Он наказывает это общество, посылая бедствия, чтобы люди раскаялись и подчинились Ему.
Перед 1917 годом богатые люди притесняли неимущих: не выплачивали закат, делая из людей бедняков и нищих; брали бедных на работу, потом не платили им за работу или смешивали выплату заката и зарплаты.
Из-за подобных дел нас постигло наказание: в 1917 и 1930 г.было уничтожено или репрессировано много великих ученых и шейхов. Это следствие несправедливости, накопившейся в обществе, хотя эти сами ученые и шейхи были чистыми людьми. Почему под репрессии попали такие люди, мы разъясним далее.
Супруга Посланника Аллаха, солляллаху аляйхи васаллям, Зайнаб бинту Джахш, разыяллаху анха, передает (смысл):
Пророк Мухаммад, солляллаху аляйхи васаллям, рассказывал о народах яъджудж-маъджудж, об их фитне и наказании, которое от них исходит. Зайнаб спросила его:
«Разве мы погибнем, когда среди нас есть сподвижники и праведники?»
Тогда Пророк, солляллаху аляйхи васаллям, ответил:
«Да, погибнете. Хотя среди вас и будут праведные люди, вы погибнете, когда распространится грязь в обществе».
В шархе на Муватта написано: «В этом хадисе имеется в виду, что по причине нечестия в обществе, погибнут и праведники». Как же не быть этому?
Мы видим фитну, которая распространилась на арабские страны, фитну, которая теперь пришла в Дагестан - взрывы, убийства мусульман, алимов, имамов. Всем приходится ходить с оружием и охраной, чтобы защитить себя.
Рассказывают, что в нашем ауле в 1917-20 гг. большевики отняли имущество у богатого алима и отправили его вместе с сельчанином чинить дорогу перед селом. Молодой большевик раздавал им указания по работе, сидя верхом.
Он грубо говорил с алимом и его сельчанин хотел было наброситься на большевика, но алим остановил его, сказав: «Оставь его, мой брат: это наши деяния восстали против нас».
Это то, о чем рассказывал нам Пророк, солляллаху аляйхи васаллям, в хадисах:
«Аллах сказал: Когда люди, которые Меня знают, перестанут подчиняться Мне, Я нашлю на них людей, которые не знают Меня».
Подобный смысл имеет и письмо шейха Джамалуддина Казикумухского к Имаму Шамилю, кадасаллаху асрарахум, которое упоминает шейх Шуайбаль-Багини в книге «Табакат»:
Шейх Джамалуддин къ. с. Казикумухский пишет Имаму Шамилю:
«Ты через два года будешь пленен русскими».
Имам Шамиль отвечает: «Это невыносимая тяжесть, делайте дуа, чтобы Аллах уберег меня от плена».
Шейх Джамалуддин Казикумухский ответил: «Некоторые из твоих наибов притесняли людей своего наибства: свободных людей обращали в рабство и продавали их, отбирали и присваивали имущество, которое им не принадлежит. Тогда люди сделали дуа, что бы их Аллах избавил от этого притеснения. Поэтому Аллах изменил предопределение: ты должен был победить, но теперь Аллах предписал, что ты попадешь в плен».
На самом деле, примерно через два года Имам Шамиль [был обманут] и попал в плен, как пишет Шуайб-афанди.
А в конце письма шейх Джамалуддин Казикумухский приводит этот хадис-кудси:
«Когда начнут ослушиваться Меня люди, которые знают обо Мне, тогда Я пошлю на них людей, которые не знают Меня».
Так же Мухаммад- Халил из Хвартикуни (да простит Аллах его грехи), рассказывал нам одну историю. Он был мутаалимом (учеником) в одном из дагестанских селений и когда его брюки испортились и на коленях были дырки, люди не дали ему даже кусок кожи размером в четыре пальца, что бы он мог починить свои брюки, хотя они занимались выделкой кожи.
Поэтому не надо думать, что 1917-ый год пришел без причины, что без причины произошла революция.
Имам Ша’рани пишет в Минан:
«В истории Ислама было много случаев, когда Аллах посылал беды, наказывая людей за ослушание».
Нужно понять, что если мы не откажемся грехов, и каждый будет следовать своим прихотям, беды, поражающие наше общество, будут только множиться.
В суре Али Имран в 165 аяте говорится:
أَوَلَمَّا أَصَابَتْكُمْ مُصِيبَةٌ قَدْ أَصَبْتُمْ مِثْلَيْهَا قُلْتُمْ أَنَّى هَذَا قُلْ هُوَ مِنْ عِنْدِ أَنْفُسِكُمْ إِنَّ اللَّهَ
عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ (165)
Смысл:
Разве же вы, после того как испугались и дрогнули, оставляя свои позиции, и вас постигла беда в день "Ухуд"(хотя до этого в день "Бадр" вы подвергли своих врагов двойной беде) не сказали: "Как же мы понесли такое поражение, хотя мы - мусульмане, и среди нас находится посланник Аллаха?" Скажи им (о Мухаммад!): "То, что постигло вас, - от вас самих, потому что вы не послушались пророка". Аллах Всемогущ, и Он воздал вам за то, что вы делали!
В тафсирах к этому аяту пишется: Когда они спросили «Как же мы могли потерпеть поражение от мушриков, когда среди нас есть Пророк?». И сказал им Пророк: «Вы ослушались повеления Пророка, и вы сами виноваты в беде, которая вас постигла. Было велено лучникам остаться на горе для прикрытия, но вы ослушались, спустились и начали увлекаться трофеями, которые остались на поле. По этим причинам вас постигло поражение, хотя Пророк был среди вас».
Представьте теперь, сколько сотен и тысяч повелений Пророка, солляллаху аляйхи васаллям, мы оставляем?!
Посмотрите на наши одеяния, будто женщин или мужчин, посмотрите, как мы ведем торговлю, как мы себя ведем и чем занимаемся…
Если мы проанализируем все это, для нас станет очевидно, что мы подобны армии, которая приготовилась воевать против Аллаха.
И при всем этом мы хотим быть любимыми рабами Аллаха, которые окружены всеми благами и которые защищены от бед и невзгод.
Необходимо понять, что любое бедствие, которое ниспосылает нам Аллах - это удар палкой, это урок для нас, чтобы научить нас правильно соблюдать адаб (этику).
Если мы сегодня будем видеть причину наших бед в заблудших людях с неправильными убеждениями или в немусульманах, которые нас окружают, то значит, мы просто смотрим на поверхность, на следствие.
Но тот, кто посмотрит глубже, увидит истинную причину: все беды, которые его постигают - это следствие его деяний.
Ведь Аллах не посылает беды на праведных рабов: если Он послал беды, значит, это из-за грехов. Если мы хотим избежать бед и получить блага от Аллаха, то для нас нет иного пути, кроме как следовать повелениям Аллаха и отдалиться от того, что Он запретил.
В суре Мудассир, в 31 аяте, сказано:
وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ وَمَا هِيَ إِلَّا ذِكْرَى لِلْبَشَرِ
Смысл:
… И сколько воинов у твоего Господа, никто не знает, кроме Аллаха Всевышнего, поскольку их очень много. Это лишь напоминание и устрашение для людей.
Устрашением может быть наводнение или цунами, несущие большие разрушения, как мы видели на примере Японии. Это может быть голод от того, что не идут дожди, или нашествие саранчи, которая съедает по сотни гектаров будущего урожая, или другое, подобное тому, как на царя Намруза была послана целая армия комаров.
Сколько может быть еще разных бедствий, которые могут прийти оттуда, откуда мы их даже не ожидаем. По этой же причине мусульманскую общину сегодня раздирают заблудшие с искаженными убеждениями. Это подобно распространению вши на грязном теле.
Поэтому Аллах и сказал: «И сколько воинов у твоего Господа, никто не знает, кроме Аллаха Всевышнего, поскольку их очень много. Это лишь напоминание и устрашение для людей».
Глуп тот, кого Аллах наставляет, ниспосылая беды, тем самым, пробуждая его ото сна, но он при этом еще более усердствует в грехах и погружается в беспечность.
Мы должны четко понимать: если землю не прополоть вовремя, она зарастет сорняком. Среди сорняков бывают колючки и трава.
Если вовремя не «прополоть» общество, избавляя его от «сорняков», если каждый станет следовать за своими страстями, у нас не останется ничего другого, кроме сорняков и колючек. Это тот закон, который установил на земле Аллах.
Когда на Дагестан напали заблудшие люди и когда они не смогли здесь закрепиться, тогда некоторым нашим братьям по вере стало казаться, что они совершили подвиг, подобный взятию Берлина. Им показалось, что с этим заблуждением покончено.
Но наши братья не осознали, что удалить внешние признаки болезни - это одно дело, но если не устранить из организма корень этой болезни, она когда-нибудь проявится еще раз.
Некоторые из наших братьев начали следовать за своими страстями, и одним из главных вопросов для них стало нахождение себе вторых, третьих жен.
Поистине, они забыли то, что делал Умар-асхаб, разыяллаху анху:
После завершения джамаат-намаза в мечети и чтения азкаров, Умар-асхаб выгонял всех из мечети, чтобы они шли по своим делам, со словами: «Я боюсь, если вы будете лежать и засиживаться в мечетях, ничего не делая, и тогда те, кто над вами, окажутся под вами, а те, кто внизу, окажутся наверху». То есть имеется в виду, что худшие люди придут к власти и распространится зло.
Мы видим, какие мерзкие дела творятся по причине человеческих страстей. Один человек, который окончил медресе и которого называли алимом, звонит девушке - а она ему ни мать, ни сестра, ни дочь. Она отвечает ему: «Подлец! Неужели у тебя нет совести?». Он не перестал донимать ее звонками и девушка попросила своего родственника с ним поговорить. Ее родственник позвонил этому подлецу и сказал: «Если ты мужчина, приходи в такое-то место поговорить».
И приходит в указанное место этот «храбрец» - причина этой смуты - с группой из нескольких крепких парней. Ведь такова природа трусов - они сами дела решать не могут, а только могут лаять из-за спин других. Также пришел и родственник этой девушки.
При встрече оказалось, что один из людей из группы поддержки этого «храбреца» был знакомым с родственником девушки.
Они поздоровались, пообщались, и родственник девушки говорит: «Хотел бы я увидеть этого наглеца».
«Он сидит в той машине» - ответил ему знакомый, указывая на машину.
Родственник этой девушки еще узнал, что этот наглец учился в медресе, и, не сдержавшись, ударил его, со словами: «Неужели в тебе не осталось ни капли стыда?!».
Алихаджи из Инхо говорил:
«Раб своего хозяина
Может получить свободу.
Раб же мимолетных наслаждений -
Не быть ему никогда свободным».
Мутаалимы и выпускники медресе - должны быть примером для общества. Если алимы и мутаалимы не освещают общество светом своих сердец, в этой кромешной тьме (в обществе) распространяются «тараканы».
Ведь мы знаем, что если в комнате есть тараканы и в этой комнате зажечь свет, эти тараканы начинают разбегаться. Но если в этой комнате всегда темно, то число этих тараканов растет, собираются и другие насекомые.
Мы, как следует, не делаем свою работу: одни удовлетворяют свои страсти, другие заняты музыкой и песнями, третьи распевают мавлиды о том, как они любят Пророка, солляллаху аляйхи васаллям.
Поистине, мы не из тех, кто отвергает мавлид!
Однако сегодня такая ситуация: часть мусульман идет по пути заблуждения, а в это время другая часть распевает мавлиды о любви к Пророку, солляллаху аляйхи васаллям - но этой любви не видно в делах.
Пророк, солляллаху аляйхи васаллям, не был бы доволен этим, если бы увидел!
Пример этому можно привести следующий:
Два брата оставили своих тонущих и зовущих о помощи братьев, подходят к матери и говорят: «О, мама, как же мы тебя любим!». А мать им отвечает: «Такую подлую любовь как у вас, и таких подлецов, как вы, я еще не видела! Если бы вы по-настоящему меня любили, вы бы бросились спасать моих детей, которых уносит река. За этой вашей лживой любовью - лишь корыстные цели». Вот что мы должны понимать.
У нас некоторые каждый год ездили и ездят в Хадж, как будто у них не осталось обязательных дел, которые нужно выполнять прежде желательных. Другие разъезжали по санаториям, проводили жизнь лежа.
Со временем, сами не заметив этого, эти люди оказались окруженными теми самыми сорняками и колючками. Одного эти колючки уколют с одной стороны, другого уколют с другой стороны. Если богатые люди и смогут одеть одежду, в которой не почувствуют этих колючек, то бедные люди, у которых нет таких возможностей, страдают от этих колючек.
Некоторые могут спросить: «То, что ты говоришь, это верно, но что мы можем из этого извлечь? Как нам избежать этого, как отвести от себя беду?». На самом деле, человек, который действительно понял то, о чем мы говорили, не будет задавать этих вопросов. Но так как сегодня люди не сразу понимают то, что им объясняют, мы ответим на этот вопрос.
Как мы можем избежать беды? Мы не сможем никак избежать беды, кроме как если обратимся к Всевышнему Аллаху. Поистине, рассуждая логично, мы поймем, что только тот может избавить от беды, кто нам ее послал. Поистине, беды посылает Всевышний, и кроме Него, никто не может их отвести от нас.
Это упоминается Аллахом в суре Юнус (10), аят 107:
وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِنْ يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلَا رَادَّ لِفَضْلِهِ يُصِيبُ بِهِ مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ وَهُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
Смысл:
«Если Аллах поразит тебя, о, пророк, бедой, то только Он может спасти тебя от неё. А если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не удержит Его милость. Ведь Он по Своей милости дарует благо тому, кому желает, из Своих рабов, и Он, Всевышний, Прощающий, Милосердный!».
В суре Худ (11) в 3 аяте сказано:
وَأَنِ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُمْ مَتَاعًا حَسَنًا إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى وَيُؤْتِ كُلَّ ذِي فَضْلٍ فَضْلَهُ وَإِنْ تَوَلَّوْا فَإِنِّي أَخَافُ عَلَيْكُمْ عَذَابَ يَوْمٍ كَبِيرٍ
Смысл:
«Взывайте к Аллаху смиренно и благоговейно, прося у Него прощения за свои грехи, обращайтесь к Нему с покаянием, искренне поклоняясь Ему и творя добродеяния, за это Он даст вам благое достояние до окончания вашей ближней жизни. А в будущей жизни Он воздаст вам за ваши дела, кто делал хорошее - наградит, кто делал плохое - накажет. Если вы отвратитесь от веры в Него, вы будете мучительно наказаны в День воскресения, когда Аллах воскресит всех людей для Суда. И я опасаюсь, что вас поразит наказание в этот страшный День».
Если мы хотим выйти из этого состояния и очиститься, то одним из условий является обращение к Аллаху с тавбу, с покаянием. При этом тавбу должно быть искренним - не как слезы плакальщицы, а как горячие слезы матери.
При этих условиях Аллах говорит, что даст нам хорошую жизнь и достаток. Нашим алимам не придется ходить с оружием, чиновникам и не придется ставить везде камеры и ходить с охраной. Поистине, мы заживем достойной жизнью, в хорошем достатке.
А теперь мы спросим: готовы ли мы сегодня обратиться к Аллаху и сделать тавбу? Готовы ли мы оставить грехи - будь то чиновники или алимы, или другой народ. Готовы ли мы?
(Перейти ко второй части урока...)