Jan 14, 2013 17:08
Не знаю, кто изобрел понятие "сервисного психотипа" (я?), но в своих мыслях и текстах я использую его постоянно. А началось это так: много лет назад, будучи еще смешливой юной девушкой, на щечках которой цвели майские розы (вот вру же: всегда была мрачной и бледненькой!), я входила в состав оргкомитета одной конференции. Функции мои были никак не "на посылках", а вполне себе содержательны, но однажды что-то пошло не так, и я включилась в подачу делегатам кофе. Мне показалось естественным запоминать имена и предпочтения людей, а потому уже во второй раз, подавая чашку, я говорила, например, "вот, Игорь Степанович, с молочком: как вы любите". И увидев удивленные, благодарные глаза Игоря Степановича, я ощутила… радость служения. Гордость служения. Это было настоящее счастье.
Так я узнала, что я - человек "сервисного психотипа". (И дальнейшая моя успешная карьера в Event, увенчавшаяся даже написанием книги о том, как это делается, в полной мере этот факт подтвердила).
Потом было все. Был Ritz с этой абсолютно непонятной русским темой "Мы - леди и джентльмены, обслуживающие леди и джентльменов", были лучащиеся обаянием официанты и таксисты, тонко чувствующие каждое душевное движение клиента, были "вручную" сделанные "шведские столы" провинциальных гостиниц, наполненные энергией добрых женщин, которые просто любят вкусно покормить людей...
Но больше, все же, было других: нарушающих обещания, непривозящих заказанное, не подающих оплаченное, матерящихся, кривящих губы, решающих за меня, к какому времени мне прибыть на вокзал, когда получить вещи из химчистки или счет за обед.
Не слышащих меня, потому что меня не слушающих.
Продавщиц, которые хамят специально, чтобы ты не дай Бог не подумал, что она взаправду продавщица, деклассированный элемент: равная она тебе, а потому, чтоб никаких сомнений, разговаривать с тобой будет самодостаточно и жестко.
Они никогда не испытывали счастья служения, потому что они не были людьми "сервисного психотипа".
И я бы хотела всем таким товарищам сказать: если вы не любите делать хорошо другим людям, если это ущемляет ваше чувство собственного достоинства, если разъедает вас изнутри кислота под названием "я - не обслуга!", вам не нужно планировать карьеру в области гостеприимства, маркетинга и продаж всех на свете товаров и услуг.
Да и нигде, где нужно взаимодействовать с людьми: вы не можете работать ни с чем, кроме влажной тряпки.
Вы никогда не вырветесь из своих маленьких городов и со своих маленьких должностей, потому что никогда вам не выйти за пределы своей маленькой головы.
"Сервисный психотип" - это чувствительность и раскованность, это искренность и знание своего дела, это уважение к своему и чужому времени, это интерес к своей работе и радость от того, что она сделана хорошо.
"Сервисный психотип" - это привычка говорить "Извините!", даже если толкнули тебя, а не ты.
"Сервисный психотип" - это то, из-за отсутствия чего по-скотски живет страна, в которой гордились лидерством в космосе и балете. "Сервисный психотип" - это свечечка, которую "сервисные люди" зажигают в своих сотрудниках, читателях, студентах, детях.
Всегда хорошо поданный маленький кофе больше единовременной большой общественной акции, больше политики, больше национальной идеи. Потому-то это и есть самое сложное