Самый сложный бизнес

Jan 10, 2013 14:59

В последнее время часто стало попадаться в сети такое мнение, мол, розничная торговля - это самый сложный бизнес. Лично мне кажется абсолютно наоборот - это самый простой бизнес из всех возможных. Я не стану рассказывать, почему я так думаю, возможно - просто потому что я им занимаюсь. В розничной торговле мне все понятно. Более того, мне это "все" было понятно с самого начала. Я всегда знала, что надо делать, и как надо делать, я делала - и оно работало. Не претендую на какое-то сакральное знание, но судя по тому, что какой-то положительный результат таки имеется, видимо что-то я все же умею и могу.

А самый сложный бизнес, как мне кажется, - это услуги, причем, услуги населению.
Чаще всего пишут все ровно наоборот - мол, услуги - это самый простой бизнес, и главное, его проще начать, не имея стартового капитала, чем торговлю. Это верно но ровно до того момента, пока владелец бизнеса не наймет первого наемного сотрудника. Но ведь пока предприниматель делает все сам - это и не бизнес вовсе, а самозанятость, будем разделять эти понятия.

Вообще, я так устроена, что периодически меня посещают "грандиозные" идеи. Идеи мои делятся на два типа "чем таким бы еще поторговать" и "какие бы услуги были нужны людям". Кстати, идеи насчет производства меня тоже иногда посещают, но это отдельная тема, о ней как-нибудь потом.

Так вот. Идеи из категории "чем бы еще поторговать" я периодически воплощаю, и в основном удачно.
А вот с идеями про услуги все намного сложнее. Идей была куча, и многие из них, я знаю, просто отличные, они точно "пойдут", если только суметь их нормально воплотить в жизнь. Но когда я думаю о всех сложностях, которые меня непременно постигнут, реши я реально за это взяться - я понимаю, что проживу как-нибудь без этой головной боли. Вот только некоторые гипотетические проблемы, которые меня останавливают.

* Кстати, некоторые - не такие уж гипотетические, потому что честно сказать - разок я пробовала. На заре своей сантехнической деятельности я решила, что если торгуешь сантехникой, грех эту сантехнику не устанавливать. Зачем это я буду отдавать кому-то прибыль, у нас будет своя бригада! Устанавливать сантехнику я не умела, но рассуждала так: "Зачем мне это уметь, главное, что я умею продавать установку сантехники, а уж как именно ее устанавливать - это дело прораба, которого я найму на работу, пусть он думает". Уже на втором объекте случился случай. Позвонил хозяин квартиры и кратко сказал "Приезжайте". Я приехала (смешно вспоминать, кстати, мы с этим заказчиком до сих пор общаемся, хотя 10 лет прошло). Заказчик показал пальцем на одного из работничков, нанятых прорабом, и спросил: "Он у Вас что, шахтером работал?". Я похолодела, меж тем мы зашли в ванную комнату. В кирпичной стене красовалась яма глубиной сантиметров тридцать (хорошо, что стена была капитальная), и шириной полметра, от пола и до потолка. ЭТО рабочий выдолбил перфоратором для того, чтобы уложить туда трубы диаметром 15 миллиметров. Мне хватило, чтобы осознать, что я понятия не имею, как организовывать работы, и никогда больше не буду этим заниматься, чур меня, чур.

Вернемся к проблемам.

Итак, вот самые мозго-сворачивающие из них.

1. Для того, чтобы услуги были востребованы, их нужно оказывать качественно. Не умея что-то делать самостоятельно, как проверить квалификацию тех, кого берешь на работу? Напрашивается ответ - смотреть дипломы, рекомендации с прошлого места работы, портфолио, и прочее. Но засада в том, что ты сам, когда только начинаешь свой бизнес, еще на этом рынке - никто. И квалифицированный сотрудник к тебе просто не пойдет. Квалифицированный сотрудник хочет работать в хорошей, зарекомендовавшей себя фирме, а не во вчера образованной непонятно кем конторе. Можно заманить разве что зарплатой сильно выше средней по рынку, но это ляжет тяжким грузом на себестоимость. Значит либо будут заведомо высокие цены, либо надо изыскивать дополнительные средства.

2. Для того, чтобы услуги были востребованы, они должны стоить приемлемых денег. В услугах 50-80% себестоимости - это зарплата. Население не любит платить лишних денег. Услуга, организованная правильной "белой" фирмой, особенно если фирма только начинает работать, не может стоить дешевле, чем аналогичная услуга, которую оказывает некто, работающий индивидуально. Как правило, некто, работающий индивидуально ("знакомый программист", "дядя вася в гараже" и так далее) предпринимателем не зарегистрирован, налогов не платит, помещения не снимает, рекламы не дает, бухгалтерию не содержит. "Белой" фирме нужно содержать офис, сдавать отчетность, платить налоги (с одной зарплаты это в среднем, в зависимости от системы налогообложения 30%), платить за ведение бухгалтерии, и так далее, и тому подобное. Кроме того, владелец, который всем этим руководит, тоже хочет что-то со всего этого иметь (иначе - зачем?). Все это опять же ложится на себестоимость.

3. Вторая проблема помимо существования ее самой по себе, влечет за собой еще и третью проблему: сотрудники начинают брать "левак". Левак трудно контролировать, особенно если услуги оказываются на дому у заказчика, типа настройки компьютеров. В фирме сотрудник получает, допустим 50% от стоимости услуги, договорившись с заказчиком напрямую, он получит 70-80%: и заказчику дешевле, и сотруднику больше. Нужно изобретать различные способы контроля, которые как-бы понятны, но во всех случаях достаточно энергозатратны. Кроме того, не исключен вариант, когда сотрудники договариваются между собой, и вот уже диспетчер докладывает, что "звонков нет", "заявок нет", а на самом деле в фирме махровым цветом расцветает воровство заказов. Тогда контроль становится не только энергозатратным, но еще и сжирает кучу времени владельца и кучу финансов (всякие видеонаблюдения и записи телефонных переговоров). Все это снова ложится на нерезиновую себестоимость.

4. За деятельность сотрудников должна нести ответственность фирма. На работы надо давать гарантию. Люди (покупатели услуг) склонны считать, что именно им повезет, и после производства услуги ничего не случится. Индивидуально работающий "специалист" в случае проблем часто просто исчезает. Если он не оставил заказчику никаких документов - догнать его и потребовать с него ущерб просто нереально. К сожалению, люди (покупатели услуги) чаще всего осознают этот факт уже после того, как от машины на скорости отвалилось колесо, или треснула плохо приваренная батарея и вода залила девять этажей вниз. В случае нормальной фирмы, оказывающей услуги, вся эта ответственность ложится на фирму, и спрятаться уже не выйдет. Полностью исключить риски невозможно, все равно какая-то часть работ, пусть и небольшой процент, будет выполнена криво. Человеческий фактор. Риски можно застраховать, но мы все знаем, как у нас страховые компании "любят" выплачивать страховки. Кроме того, процент криво выполненных работ можно сократить с опытом, пока опыта нет, косяки будут, и будет их, скорее всего, много. Вся эта гарантия тоже ляжет на себестоимость, которая, как мы помним, не резиновая.

5. Проблема учета материалов. Учитывать товар легко: он либо есть, либо его нет. Учитывать материал для производства услуг в разы сложнее: надо составлять калькуляции, считать расход, сотрудники непременно будут говорить, что расходуется больше, чем заложено, а на самом деле будут "экономить" материал, и использовать его потом при производстве "левака". Все это пройдено и рассказано множеством предпринимателей, через это прошедших. Выход - снова в налаживании системы контроля, а наладить ее ой как не дешево, а себестоимость, опять же, не резиновая.

Можно продолжать, но мне кажется, уже этого достаточно, чтобы тридцать раз подумать, ввязываться в это все, или нет. Все несколько проще и легче, если ты "в теме". Предпринимателя, который понимает процесс, знает технологии до мелочей, и сам на этом "собаку съел" в разы сложнее обвести вокруг пальца, да и клиента обвести вокруг пальца он не даст, если действительно хочет делать хорошую услугу. Как справиться, будучи продажником, а не спецом узкого профиля - я не знаю. Я очень прекрасно могу изобрести очень нужную услугу, придумать к ней сорок три полезных опции, написать бизнес-план, все просчитать, и сделать рекламу так "вкусно", что любой покупатель за такой услугой бегом побежит. Но как решить все вышеперечисленные проблемы, не раздув стоимость этой услуги до космических масштабов - не знаю, и искренне восхищаюсь теми, кто это знает. Может быть кто-нибудь тут умеет все это решать? Расскажите?

Ну а если есть кто-то, кто считает самым сложным бизнесом розничную торговлю - спрашивайте, у меня пока время есть, могу поотвечать в меру возможности.
Previous post Next post
Up