Один из самых распространённых сюжетов классической живописи называется Ecce Homo или «Христос перед народом». Он отсылает к 19 главе Евангелия от Иоанна, в которой Понтий Пилат показывает народу Иерусалима увенчанного терновым венцом Иисуса Христа после бичевания, желая вызвать сострадание толпы.
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».
В начале 1480-х Иероним Босх пишет картину Ecce Homo, в которой иерусалимская толпа одета в экзотические псевдо-восточные наряды, а лица людей злобны и отвратительны.
В конце 1490-х Альбрехт Дюрер создаёт гравюру с тем же сюжетом. На ней лица людей толпы всё ещё уродливы, но одежда гораздо больше похожа на моду конца пятнадцатого века.
Ученик Рафаэля гравер Маркантонио Раймонди копировал работы Дюрера, да так точно, что недовольный Дюрер требовал это прекратить. Копии Раймонди попались на глаза Лукасу ван Вейдену. В 1510 году он создал свою знаковую панорамную гравюру Ecce Homo. На ней лица людей выглядят заурядно, да и в одежде нет особой экзотики.
Эту гравюру копировал Ганс Гольбейн, а один из оттисков ван Вейдена принадлежал Рембрандту. Под влиянием этой гравюры в 1655 году Рембрандт создаёт на тот же сюжет несколько гравюр в технике «сухая игла», то есть процарапывая линии иглой на металлической пластине. В первых образцах подход Рембрандта принципиально не отличается от ван Вейдена.
Но в последнем варианте эволюция толпы достигает апогея. Толпы нет!
Чуть ли не впервые за два века сюжет «Христос перед народом» озображён без народа. А зрители понимают, что народ - это они. Это они находятся в первом ряду толпы, это к ним обращены слова Пилата: Ecce Homo - се, Человек! И с 1655 года до наших дней у Рембрандта перед Христом люди толпы всегда одеты в современную одежду, будь то кринолин девятнадцатого века или джинсы двадцатого. Вот только выражения лиц зрителей не всегда отражают понимание замысла великого художника. Но мы работаем над этим.