РЕВОЛЮЦИЯ РАЗУМА 2. На чем стоит астрология и причем тут Иммануил Кант.

Mar 02, 2023 12:12





«Коперниканский переворот» и "коперниканский переворот Канта".

Идея того, что человек - это центр Вселенной пришла в астрологию из доисторических времен, когда еще не знали, что это лишь субъективное восприятие, но не объективная реальность.  Но время шло, и ни технический прогресс, ни даже смена парадигмы не привели к тому, что астрология сменила бы свой ракурс видения мира. Почему? Возможно, один из лучших вариантов ответа на этот вопрос предложил Иммануил Кант, создав теорию, которую в некотором роде можно считать философским основанием  астрологии.

Иммануил КАНТ (1724 - 1804)



Идея «коперниканского переворота» в науке сопряжена с другой идеей - «коперниканским переворотом Канта». Сам Кант описывает ситуацию  так:  «...когда оказалось, что гипотеза о вращении всех звезд вокруг наблюдателя недостаточно хорошо объясняет движение небесных тел, то он [Коперник] попытался установить, не достигнет ли он большего успеха, если предположить, что движется наблюдатель, а звезды находятся в состоянии покоя». Аналогично этому Кант совершил свой «переворот» и попытался решить проблему объективных оснований истинности естествознания, приведшую «новую» коперниканскую науку к 17-18 вв в  тупик рационализма-эмпиризма.  Итогом работы его мысли стала новая философия, названная им трансцендентальным идеализмом.
В своей теории Кант сделал акцент на активность сознания, поместив  человека в центр всего концептуального и эмпирического опыта. Кант считал, что мы должны «отказаться от идеи, что остаемся пассивными созерцателями, ожидающими, что природа навязывает нам свои законы. Вместо этого мы должны выдвинуть идею, что мы, созерцатели, навязываем нашим чувствам и ощущениям порядок и законы нашего рассудка. Наш космос несет на себе печать нашего духа».  Иными словами, несмотря на существование объективной реальности (объект), процесс ее познания, как и его результат - не линейны, но субъективны (субъектны) и зависят характера и степени развитости наших индивидуальных (субъектных) качеств.
Это был поистине революционный вклад в философию и методологию научного исследования. Далее цитата:

«Это указание Канта на активную роль наблюдателя, исследователя и теоретика наложило свой отпечаток не только на философию, но и на физику и космологию. В этом смысле можно говорить о неком интеллектуальном кантовском климате, вне которого немыслимы теории Эйнштейна или Бора, а Эддингтон в этом отношении был, пожалуй, так можно сказать, более кантианцем, чем сам Кант. Даже те, кто не любит во всем следовать Канту ..., вынуждены согласиться с ним в том, что разум исследователя «должен заставлять природу отвечать на его вопросы, а не тащиться у нее словно на поводу»...  Такой подход можно считать в высшей степени философским. Он позволяет рассматривать естествознание (не только теоретическое, но и экспериментальное) как подлинное человеческое творение и излагать его историю... как часть истории идей.
Но «коперниканский переворот» Канта несет в себе и другой смысл... Этот переворот разрешает в определенном смысле проблему человека, которая была поставлена самим Коперником: Коперник отнял у человечества его центральное место в мире. «Коперниканский переворот» Канта - восстановление этой позиции, так как великий кёнигсбергец не только доказал, что наше пространственное положение в мире несущественно, но и показал, что в определенном смысле наш мир вращается вокруг нас, что мы - те, кто, по меньшей мере отчасти, создает открываемый нами в мире порядок».

ОБЩЕСТВО, Астрология для астрологов, Наука, Об астрологии

Previous post Next post
Up