Большевикам в начале 20-х нужно было не только донести идею коммунистического проекта до каждого гражданина страны на доступном для понимания уровне. Им также нужно было решать задачу повышения уровня подготовки самих большевиков. С этим были большие сложности, ведь за время гражданской войны численность партии большевиков сильно выросла, но теоретическая подготовка многих из них оставляла желать лучшего. В некоторых случаях оставляла желать лучшего не только политграмота, но и просто грамота.
Решение задачи подготовки большевиков занимался Политпросвет. О том, как это происходило, я вкратце расскажу в этой статье.
Примечание: статья подготовлена на основе конспекта 9 главы из книги Гурьева «Как закалялся агитпроп» (традиционно предупреждаю, книга весьма предвзятая и антисоветская).
1919. В годы Гражданской войны в стране возникли курсы подготовки работников партийного и советского аппарата, первые советско-партийные школы, пропагандистские кружки.
В декабрь 1919 г. на VIII партконференции был поднят вопрос политграмоты. Бухарин сделал доклад, в котором выдвигул тезисы:
- Не должно быть неграмотных коммунистов
- Необходимо наладить политучебу
Резолюция конференции предусматривала необходимость курса лекций для членов партии на темы:
а) Что такое коммунизм? б) Путь к коммунизму, в) Почему у нас тяжело жить? г) Наша партия
Члены партии должны сами приучаться к массовой работе по агитации: сюда относится мобилизация грамотных коммунистов для чтения газет и брошюр в лазаретах, клубах, обход квартир, распространение газет, плакатов, устройство на фабриках витрин и литературных столов, книгоношество по деревням и пр.
1921. Резолюция X съезда РКП(б) предписывала:
Все вновь поступившие члены должны быть разбиты на небольшие кружки и распределены для обработки между всеми ответственными работниками. Каждый старый коммунист должен нести личную ответственность перед партией за воспитание порученной ему группы молодых коммунистов.
Т.е. каждый «старый» идейно грамотный большевик брал шефство над молодыми.
Также в 1921 г. при Главполитпросвете была создана Центральная методическая комиссия, занимавшаяся организацией партийного образования.
1922. Прошла проверка политических знаний в РКП (б), показавшая, что основы марксистского учения в целом не усвоены.
ХI съезд указал на «чрезвычайно низкий, в среднем, уровень политической подготовки членов партии», поставив задачу «систематического поднятия уровня политически-марксистского образования массы членов партии», которая «осуществляется главным образом системой партийных и советско-партийных школ - от школ политграмоты до высшей партийной школы включительно»
У большевиков была огромная проблема нехватки подготовленных кадров. Например, в Москве потребность в пропагандистах, способных руководить школой элементарной политграмоты даже уже в 1924 г. удовлетворялась лишь на 66%. В других местах было еще хуже.
1923. ХII съезд РКП (б) принял решение о необходимости «завершения начатого объединения в единую согласованную систему всех отраслей компросвещения».
Система политической учебы
В 1921 - 1923 гг. сформировалась трехзвенная система политической учебы.
1. Начальное звено - учеба на партсобрании, школа политграмоты;
2. Среднее звено - марксистко-ленинские кружки, совпартшкола I и II ступени
3. Высшее звено - коммунистический вуз.
Начальное звено
Наиболее простой коллективной формой политучебы для членов партии были занятия на партсобраниях. С 1920 г. основным пособием для подобных занятий являлась «Азбука коммунизма» Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского
Кроме «Азбуки коммунизма» в политшколах чаще всего использовались «Начальный курс политической экономии в вопросах и ответах» А.А. Богданова, его же «Краткий курс экономической науки», ряд брошюр Ленина, в частности «О продналоге», «Книга по политграмоте» Коваленко, «Основные моменты истории нашей партии» Бубнова и др
Несколько цитат из азбуки коммунизма дают понять, как большевики простыми словами объясняли суть коммунизма.
Отличительными чертами коммунистического способа производства должны быть следующие признаки: 1. Это должно быть общество организованное: оно не должно иметь анархии производства, конкуренции частных предпринимателей, войн, кризисов. 2. Это должно быть общество бесклассовое, оно не должно состоять из вечно враждующих друг с другом половин, оно не должно быть обществом, где один класс эксплуатируется другим классом
В основе коммунистического общества должна лежать общественная собственность на средства производства и обращения. Это значит, что машины, аппараты, паровозы, пароходы, фабричные здания, склады, элеваторы, рудники, телеграф и телефон, земля и рабочий скот - все это находится в распоряжении общества. Не отдельный капиталист, не союз отдельных богатых лиц владеет этими средствами, а все общество целиком...Даже не один класс является владельцем, а все люди, которые составляют общество....При таком условии общество превращается в громадную трудовую товарищескую артель».
[Примечание автора: артель - это предприятие, находящееся в коллективной собственности тех, кто в ней работает. Артели существовали еще в царской России. Они были распространены в СССР в 20-50 годы, и много всего производили. Реформы Хрущева уничтожили артели, за исключением сельскохозяйственных артелей - т.е. колхозов].
Коммунистический способ производства предполагает не производство на рынок, а производство для собственного потребления. Только здесь производит на самого себя не отдельный хозяин, не отдельный крестьянин, а вся эта громадная артель. Значит, здесь нет товаров, а есть только продукты. Эти производственные продукты не обмениваются друг на друга, их не покупают и не продают. Они просто поступают на общественные склады, а потом их берут те, кому они нужны. Стало быть, и денег здесь не нужно будет.
Товарищеский характер коммунистического производства появляется и во всех подробностях организации этого производства. При коммунизме, например, не будет постоянных управляющих заводами или лиц, всю свою жизнь занимающихся одним и тем же трудом. ... Тут все люди получили разностороннее образование и знакомы с разными производствами: сегодня я управляю, подсчитывая, сколько нужно произвести на следующий месяц валяных сапог или французских булок; завтра я работаю на мыловаренном заводе, через неделю - может быть на общественных парниках, а еще через три дня - на электрической станции.
Среднее звено
Юношеская секция партийной советской школы, Иваново, Апрель 1921 Более высокой ступенькой в системе политучебы являлись партийные школы и школы политграмоты, основной задачей которых было обучение рабочих и крестьян элементарным марксистским политическим знаниям. В них обучались как члены РКП (б), так и беспартийные. Агитпроп ЦК в «Положении о городских вечерних школах политграмоты» определил, что главная задача таких учреждений - помочь курсантам, осознать сущность и закономерность политического и хозяйственного строя Советской России, во-вторых, получить представление о путях развития от советского строя к коммунизму.
В августе 1921 г. ЦК РКП (б) утвердил единый учебный план и программу для школ подобного типа. Циркуляр ЦК от 31 января 1922 г. предписывал «для прохождения курса школ политграмоты принудительно, в порядке партийной дисциплины привлечь через ячейки основные массы членов партии».
Низшая партшкола имела обычно продолжительность курса 44 - 48 часов, то есть 2 - 3 месяца. Занятия проходили в нерабочее время от 1 до 3 раз в неделю. Программа предусматривала 2 вводные лекции о происхождении земли и человека, курс по политической экономии, истории РКП (б), коммунистической теории, Конституции РСФСР, материал по Новой экономической политике.
Совпартшколы II ступени готовили партийных работников уездного и частично губернского уровня и имели срок обучения 1 год. На Северо-Западе действовала 1 такая школа в Петрограде. В совпартшколу II ступени принимались, как правило, лица пролетарского происхождения, не моложе 20 лет. Здесь 6 месяцев изучали теорию и 3 месяца специализировались на одном из отделений: экономическом, административно-правовом, политико-просветительном, партийном, лекторском.
Выпускникам совпартшкол придавалось важнейшее значение. Резолюция I Всероссийского съезда совпартшкол (декабрь 1921 г.) определяла, что «советско-партийная школа имеет целью создание кадра совпартработников, могущих руководить важнейшими отраслями управления советского государства и партийного строительства».
Председатель Главполитпросвета Крупская, в ведении которой находились совпартшколы, указывала, что они «должны давать сознательных, умеющих ориентироваться в окружающих условиях и текущих событиях коммунистов-практиков ... офицеров коммунизма».
Резолюции ХII съезда РКП (б), которая указывала: «Все ценнейшие достижения совпартшкол, комуниверситетов и военно-политических школ в области методов учебной работы со взрослой рабоче-крестьянской аудиторией должны стать общим достоянием всех школ для взрослых». Таким образом, партийные школы не были школами для избранных. Большевики изначально хотел распространять знания как можно шире.
Высшее звено
Коммунистический университет. Газетный зал. Ленинград. /ЦГАКФФД/
Высшим звеном партийного образования являлись коммунистические университеты. В 1922 г. их было всего в стране 10, а в Петрограде - 2: Коммунистический университет им. Г.Е.Зиновьева и Коммунистический университет национальных меньшинств Запада. Зиновьевский университет был открыт в ноябре 1921 г. В вузе имелось 2 вида обучения: 3-х годичный курс, готовивший кадры для высшего эшелона власти и краткосрочный годовой курс. В марте 1922 г. в университете обучалось 926 человек, из которых около 800 проходили краткосрочный курс. Среди трехгодичников имелась лекторская группа, начавшая занятия еще летом 1921 г. и принимавшая активное участие в проведении учебного процесса на годичном потоке.
Общественным наукам курсанты учились по следующей литературе: «Краткий курс экономических наук» А.А.Богданова, «История в самом сжатом очерке» М.П.Покровского, «Основные моменты в истории нашей партии» А.С.Бубнова, «Государство и революция» Ленина, «Конституция РСФСР» П.И.Стучки, «Очерк истории социал-демократии в России» Н.Н.Батурина и др.