Об этом заявил министр образования Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу НТВ, цитирую:
"О распространенном мнении, что образование - это сфера услуг
У нас образование - это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства - обеспечить это право в полном объеме и на высоком уровне. Поэтому образование - это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании - ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения.
Некоторые люди, к сожалению, имеют определенное мнение, которое вызывает уважение, но при этом не читают ни документы, ни законы, не способны к конструктивному участию в обсуждениях. Поэтому здесь единственная возможность - объяснять, разъяснять, что, собственно, мы и делаем."
Источник.
Новость прекрасная. Искренне радуюсь за наше образование, которое "давно не сфера услуг". Но только позвольте поинтересоваться, давно ли длится это самое "давно"?
Нет, в общем-то, сказано правильно о том, что образование граждан - это не услуга, а общественное благо. Но только по факту высказывания министра можно сделать вывод: если образование у нас давно не сфера услуг, значит оно когда-то было превращено в эту самую сферу услуг. Возникает резонный вопрос: когда и кем это было сделано?
В СССР образование никогда не было сферой услуг. Попробовали бы вы сказать учителю тридцать лет назад, что он оказывает образовательные услуги - на вас поглядели бы, как на идиота. Учитель - это призвание. Безусловно были и плохие и хорошие учителя, но в общем и целом к учителю относились с большим уважением. И учитель понимал, какая большая ответственность на нем лежит - не только учить, но и воспитывать ребенка, делать из него достойного человека.
При Ельцине из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол. Тем не менее, обучение строилось в основном на методиках и учебных программах, разработанным в советское время. Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования, как услуги, начали активно уже после Ельцина. Особенно активно занимался Андрей Фурсенко. Достаточно вспомнить некоторые из его высказываний вроде этого: "необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг" (2008 год). В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. Нет сомнений в том, что понимание образования, как "образовательных услуг" сформировалась в российском обществе во многом благодаря Фурсенко.
Андрей Фурсенко был министром образования до 2012 года. Так давно ли это было? Я рад, что господин Ливанов не считает образование услугой. Но если понимание образования, как услуги, возникло в результате слов и действий его предшественника, то можно ли сказать так, что Ливанов убрал из образования все то, что было сделано министром Фурсенко? Может я слепой, может чего-то не понимаю, но я никаких принципиальных перемен к лучшему не замечаю. Разве что в том смысле, что мало кто может быть хуже, чем Фурсенко.
Мне горестно видеть, во что реформаторы превратили образование в моей стране. И стыдно от того, что еще двадцать с лишним лет назад наша страна была одним из мировых лидеров в этой области. Когда господин Ливанов или тот, кто будет министром после него искоренит из отечественного образования "фурсинковщину", вернет стране качественные образовательные стандарты, покажет всему миру, что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать - тогда и поговорим, что Фурсенко - это "давно". Займется этим Дмитрий Ливанов - замечательно, я искренне пожелаю ему успехов. Но знаете, что-то подсказывает мне, что не указами сверху, а только лишь давлением снизу со стороны учителей и родителей можно изменить ситуацию с образованием в стране к лучшему.