Намедни Виктор Шендерович
разразился проклятиями по поводу убийства Немцова и реакции людей на это событие.
Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми - и оцениваем их в человеческой номинации. Оттого и расстраиваемся, сопоставляя числительные, оттого и заходимся в бессильном гневе, не понимая, как такое возможно: лгать в глаза, изрыгать пошлости, убивать, устраивать обезьяньи пляски вокруг убитого... Мы - ошибочно - полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду (нашему), в котором такое действительно невозможно, и вопим от возмущения.
Мы по инерции числим их оппонентами, а они - окружающая среда.
И сходные внешние признаки - типа наличия пары рук и ног, носа, очков, прописки и умения пользоваться айпадом - не должны отвлекать нас от этой суровой сути дела.
Неслабая заявка. Вас не трогает смерть Немцова? Вы не испытываете симпатий к адептам перестройки и колабрационистам друзьям госдепа? Как же так можно?! Да вы просто не люди, а другой биологический вид.
Мы должны предпринимать срочные меры для сохранения вида в неблагоприятных условиях. Эвакуироваться из России вместе с детьми и внуками или продолжать попытки что-то изменить в родной среде - это уж личный выбор.
Агрессивное зверье атакует, спасайте человеческий вид!
Нас очень и очень много - вы же видели! Мы люди. Мы ценим человеческое достоинство и жизнь. Давайте собираться в кружок и думать, что делать. И перестаньте уже цитировать протоплазму.
Виктор Шендерович рассуждает о российском обществе в терминах биологического неравенства. Люди неравны между собой, и эту перегородку не преодолеть. Зверь не может стать человеком, и его дети тоже не могут быть людьми. Человек может одомашнить зверя, cделать его ручным и безопасным, но не более того.
В русле этой логики рассуждали нацисты, которые евреев и славян считали животными в теле людей. Это их пакостная лексика, и кому, как не Шендеровичу об этом знать?
Правда, под действием критических замечаний Шендерович позже вынужден сделать пояснение:
[Водороздел между видами - ] это не принадлежность к той или иной нации, расе, религии, политической или экономической доктрине. Там ничего нет про избранность и сверхчеловеков. Там про другое совсем.
Так в чем же водороздел между видами, господин Шендерович? Не в нации или расе, а в чем? Вы же все равно говорите о водорозделе между видами. А если так, то не так уж важно чем вы определяете этот водороздел - нацией и чистотой крови (как делали нацисты) или "креативностью" (как делает Ходорковский). Так или иначе вы заявляете об антропологическом неравенстве людей.
Человек может деградировать, переходя (вполне добровольно) в малопристойный разряд. Но возможен и путь наверх, и мы наблюдали удивительные восхождения.
Что ж, человек действительно может деградировать и восходить. В этом уникальная сущность человеческой природы. Однако, деградируя или восходя, человек все же остается человеком. Трансформация происходит внутри одного и того же вида.
Господин Шендерович лукавит. Если бы речь шла о восхождении или нисхождении человека, он говорил бы о низком культурном уровне, о плохом воспитании, о порождающей психозы информационной среде, о регрессе и т.п. Вместо этого господин Шендерович проклинает всех, кто не разделяет его собственных представлений по поводу убийтсва Немцова, как опасных нечеловеков.
Знаете, есть крылатая фраза, которую приписывают Вольтеру: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».
Пускай даже Вольтер этого не говорил, он в любом случае говорил нечто похожее:
Не только слишком жестоко преследовать тех, кто думает иначе, чем мы, но, по-моему, слишком самонадеянно произносить в их адрес вечное проклятие.
Это и есть дух либерализма в подлинном смысле этого слова. Вольтер - это либерал эпохи просвещения.
Шендеровича, почему-то, тоже везде представляют, как либерала, но это неправда. Дух либерализма мутировал в России во что-то зловещее и пакостное.