Лидер афганских талибов убит в перестрелке

Dec 04, 2015 10:56



Новость пришла из информационного агентства Китая «Синьхуа». В среду второго декабря встреча главарей движения "Таблибан" закончилась перестрелкой. Лидер талибов мулла Ахтар Моххам Мансур погиб от ранений.

Не думаю, что смерть Ахтара Мансура кого-то растрогает. Движение "Талибан" является террористическим, оно запрещено в нашей стране. Друзьями России талибов уж точно не назовешь. Что "Талибан", что "ИГИЛ" - одного поля ягоды. Поэтому, скорее всего, большинство прочитавших новость просто пожмут плечами: пусть террористы убивают друг друга, нам же лучше.

Но, на самом деле, ситуация гораздо более сложная, и убийство Ахтара Мансура может иметь неприятные последствия. Чтобы разобраться в том, что произошло, рекомендую ознакомиться со статьей специалиста по востоковедению Марии Подкопаевой. Статья называется Судьба «Талибана».

Вкратце, суть того что происходит.

Молодое исламистское движение "ИГИЛ" набирает силу и влияние. При этом, глобальные цели"Талибана" и "ИГИЛ" совпадают - построение глобального исламского государства. В этих условиях "Талибан" должен ответить на этот вызов - либо слиться с "ИГИЛ", либо отстоять право на самостоятельное существование.

В последние годы движение "Талибан" переживает кризис. После смерти предыдущего лидера талибов муллы Омара в 2013 году, его смерть долгое время скрывали, и нового лидера не выбирали. Наконец, 31 июля "Талибан" объявил об избрании нового главы - муллы Ахтара Мансура. Однако, это избрание пришлось не по нраву брату и сыну первого муллы Омара - мулле Абдул Манану и мулле Якубу. В результате, в движении наметился раскол, который быстро перерос в вооруженный конфликт.

Когда бойцы нового эмира атаковали группировку Абдул Манана в провинции Забуль, на помощь обороняющимся пришли боевики «Исламского государства», которые помогли организовать отход. Сторонники "ИГИЛ" и раньше действовали в Афганистане, но этот случай можно назвать прямым военным вмешательством в дела талибов. "ИГИЛ" воспользовался распрями талибов для того, чтобы нарастить свое влияние в Афганистане.

Мария Подкопаева:
"Таким образом, возникало как бы два разных «Талибана».
Один - это та его часть, которую возглавил мулла Ахтар Мансур, представитель так называемых «новых талибов», прочно ориентирующийся на Пакистан.
А другой - представители старой группы «яростных мулл» (членов семьи умершего лидера талибов муллы Омара). Они присягнули ИГ. И тем самым, по сути, стали афганским филиалом ИГ."
Понятно, что затевать братоубийственную войну талибам не хочется. Худой мир между представителями разных групп был достигнут 19 сентября, когда родственники покойного муллы Омара согласились признать власть Ахтара Мансура. Но, как видите, мир продлился недолго.

Почему для России было выгоднее, чтобы в Афганистане находился Ахтар Мансур? Потому что лидер талибов недвусмысленно заявил о том, что "Талибан" сливаться с "ИГИЛ" не намерен, что у них есть собственный миропроект. Более того, выступая в конце сентября мулла сделал заявление, что движение "Талибан" не представляет угрозы для стран бывшего СССР. Это явно был намек на наличие общего врага: мы, дескать, не представляем для вас угрозы, а они - представляют.

Но если "ИГИЛ удастся подорвать "Талибан" изнутри, если их сторонники подчинят себе талибов Афганистана, мы получим агрессивно настроенных радикальных исламистов в непосредственной близости к собственным границам.

ближний восток

Previous post Next post
Up