Апрельские дни в Петрограде. Рисунок Н. Павлова
Продолжим разбирать миф о влиянии большевиков на разложение армии. В
первой статье мы показали, что армия в значительной степени была разложена еще до революции. Во
второй статье мы показали, что после революции армия окончательно разложилась буквально за несколько месяцев. Нам удалось установить, что главную роль в разложении армии сыграли действия царского правительства, а также реформы по демократизации армии, проводимые Временным правительством и Петросоветом. Роль большевиков в происходящих событиях была минимальна.
И, все-таки, вопреки известным фактам, антисоветчики продолжают настаивать на вине Ленина. Вождю большевиков припоминают пораженческую позицию по войне, а про большевиков говорят, что, мол, они выступали за мир любой ценой, и их пропаганда мира разложила армию. Что ж, давайте разберемся и с этим вопросом.
Прежде всего, насчет «пораженчества» большевиков. Неправда будто бы Ленин желал поражения исключительно своему правительству. Ленин считал, что коммунисты должны вести борьбу со всеми буржуазными правительствами, которые и есть виновники развязанной мировой бойни.
Вот, что говорил Ленин в 1915 году:
«В каждой стране борьба со своим правительством, ведущим империалистическую войну, не должна останавливаться перед возможностью в результате революционной агитации поражения этой страны».
Это та позиция, которую занимали большевики по поводу Первой мировой войны. И к этому они открыто призывали социалистов из разных стран. В.И. Ленин:
«Социалисты должны разъяснять массам, что для них нет спасения вне революционного низвержения «своих» правительств и что затруднения этих правительств в теперешней войне надо использовать именно для этой цели».
Вождь большевиков открыто заявляет свою позицию о том, что самодержавие является худшим врагом для собственной страны, и что поражение царского правительства создаст в стране революционную ситуацию, которая поможет народу покончить с монархией. Но большевики не испытывали симпатий и к агрессорам из других стран, и ни за какой сепаратный мир с немцами не агитировали. Например, в резолюции Всероссийской конференции РСДРП(б) 29 апреля 1917 года говорится:
«Конференция протестует еще и еще раз против низкой клеветы, распространяемой капиталистами против нашей партии, именно, будто мы сочувствуем сепаратному (отдельному) миру с Германией. Мы считаем германских капиталистов такими же разбойниками, как и капиталистов русских, английских, французских и пр., а императора Вильгельма таким же коронованным разбойником, как Николая II и монархов английского, итальянского, румынского и всех прочих».
Еще раз подчеркну: какова бы ни была позиция большевиков, до Февральской революции, у них не было возможности широко доносить ее в действующую армию. А после революции никакой пораженческой агитации они уже не вели. Ведь главной задачей было не поражение, как таковое, а свержение самодержавия, которое к этому времени уже состоялось.
Теперь несколько слов о пропаганде мира. Антисоветчики утверждают, что большевики провоцировали разложение армии тем, что вели пропаганду мира. Но это неверно. Пропаганду мира вели все социалистические партии России.
15 марта Петросовет (в котором преобладали меньшевики и эсеры) выпустил манифест с обращением к народам всего мира. В манифесте сказано:
«Обращаясь ко всем народам, истребляемым и разоряемым в чудовищной войне, мы заявляем, что наступила пора начать решительную борьбу с захватными стремлениями правительств всех стран. Наступила пора народам взять в свои руки решение вопроса о войне и мире.
В сознании своей революционной силы, российская демократия заявляет, что она будет всеми мерами противодействовать захватной политике своих господствующих классов и призывает народы Европы к совместным решительным выступлениям».
В манифесте есть обращение к немцам и австрийцам:
«Русская революция не отступит перед штыками завоевателей и не позволит раздавить себя внешней военной силой. Но мы призываем вас: сбросьте с себя иго вашего самодержавного порядка подобно тому, как русский народ стряхнул с себя царское самовластие; откажитесь служить орудием захвата и насилия в руках королей, помещиков и банкиров, - и дружными объединенными усилиями мы прекратим страшную бойню, позорящую человечество и омрачающую великие дни рождения русской свободы».
27 марта Временное правительство при согласовании с Петросоветом выпускает декларацию, в которой говорится:
«Предоставляя воле народа в тесном единении с нашими союзниками окончательно разрешить все вопросы, связанные с мировою войной и ее окончанием, Временное правительство считает своим правом и долгом ныне же заявить, что цель свободной России - не господство над другими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов. Русский народ не добивается усиления внешней мощи своей за счет других народов, он не ставит своей целью ничьего порабощения и унижения».
Итак, уже в марте 1917 года Временное правительство заявляет, что намерено бороться за мир без захватов на основе самоопределения народов. Временное правительство, в котором не было еще никаких социалистов, заявило об отказе на какие-либо притязания после войны!
Впрочем, не всех министров устраивали озвученные цели. Министр иностранных дел Милюков попытался переиграть ситуацию , заявив союзникам, что Россия будет добиваться контроля над Дарданеллами, что вряд ли возможно без их захвата. Эти заявления встревожили Петросовет, который попросил Временное правительство прояснить свою позицию по поводу войны. Кончилось крупным скандалом. Узнав о том, что вопреки собственным заявлениям Временное правительство думает о наступательных действиях и захвате чужих территорий, на улицы Петрограда вышли массовые демонстрации с требованием отставки министра иностранных дел Милюкова и военного министра Гучкова. Когда министр Гучков приказал разогнать протестующих, выполнить приказ было некому. Временное правительство вынуждено было уйти в отставку.
Апрельская демонстрация. На плакатах надписи: «Долой захватную политику», «Долой Милюкова».
6 мая Временное правительство уже в новом составе выпускает декларацию, в которой говорится:
«Во внешней политике Временное правительство, отвергая в согласии со всем народом всякую мысль о сепаратном мире, открыто ставит своей целью скорейшее достижение всеобщего мира, не имеющего своей задачей ни господство над другими народами, ни отнятие у них национального их достояния, ни насильственный захват чужих территорий, - мира без аннексий и контрибуций на началах самоопределения народов».
Вспоминая об этих событиях член исполкома Петросовета меньшевик Церетели говорил о том, что большевики принимали участие в апрельских демонстрациях, но их роль в тех событиях была незначительной.
Что же получается? Антисоветчики утверждают, что большевики разлагали армию пропагандой мира. Вздор! Мир пропагандировали все социалисты, Петросовет и даже Временное правительство! Антисоветчики утверждают, что большевики лишили страну возможности поучаствовать наравне с союзниками в послевоенном переделе мира и грабеже побежденной Германии. Однако, уже в начале мая ни о каком переделе мира и грабеже побежденных и речи быть не могло. Россия официально отказалась от любых притязаний на этот счет.