Жили да были в Галилее развалины, известные местным арабам как Хирбат Ирбид. Первым идентифицировал их с древней Арбелой, видимо,
Эдвард Робинсон, и он же приметил среди "не представляющих особого интереса руин обыкновенных домов" "еврейскую структуру":
Leaving the Hajar at 7.25, we struck down through the fields direct towards Irbid, situated in front of the great chasm of Wady el-Hamam. After twenty minutes we crossed our former road from Hattin to Tiberias. The plain here is thickly strewnwith black stones; but is fertile and well tilled. We reached Irbid at 8.10, on the brow overlooking the deep Wady el-Hamam and its chasm. Here are heaps of ruins of ordinary houses, the stones squared though not hewn; but nothing of special interest, except the remains of a single edifice. This was a Jewish structure, precisely in the same style of Jewish architecture, that we had seen at Kefr Bir'im and Meiron. There is a portal with sculptured ornaments towards the east. One of the interior columns is standing; as also a double or corner column, that is, two columns in one block, one in each direction, while the back is square. Several columns are prostrate; and there is likewise a fine Corinthian capital. I have formerly presented the evidence, which goes to show, that Irbid is the Arbela of Josephus, and probably the Bet-Arbel of the prophet Hosea.
(
Edward Robinson - Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions. A journal of travels in the year 1838)
В последней фразе автор имеет в виду
Осию 10:14: И поднимется смятение в народе твоем, и разграблены будут все укрепленные (города) твои, подобно тому, как разграбил Шалман Бэйт-Арвэйл в день битвы; мать с детьми была рассечена.
Не все соглашаются с Робинсоном; по другой версии, Бейт-Арбель Осии - это Ирбид, но другой, иорданский. Личность Шалмана-разграбителя тоже установить пока не удалось. Но идентификацию Хирбат Ирбид с
Арбелой Иосифа Флавия научное сообщество приняло.
У Иосифа, а также в книге Маккавеев, Арбель всплывает в связи с местными пещерами, где имели обыкновение прятаться повстанцы (об этом
в другом постинге). В более спокойные времена,
мидраш упоминает местный текстиль. Есть и такая любопытная цитата из Иерусалимского Талмуда:
"
Р. Хия Раба и
р. Шимон Бар-Халафта шли по Арбельской долине на рассвете и увидели первые лучи утренней зари. Сказал р. Хия Раба р. Шимону Бар Халафта: "Вот так и избавление Израиля - сначала по чуть-чуть, а чем дальше - тем больше." (Брахот 1: 1 (2c),
via nehag_sus).
Уже под именем Ирбид или Ирбил, селение фигурирует у нескольких средневековых мусульманских авторов. Так,
Насир Хосров проезжает здесь в 1047, по пути из Акко в Тверию:
From Hadhirah we went on to a village called Irbil, on the south side of which rises a mountain, and on the mountain is an enclosure, which same contains four graves - those of the sons of Jacob - peace be upon him ! - who were brothers of Joseph - upon him, too, be peace ! And going onward, I came to a hill, and below the hill a cavern, in which was the tomb of the mother of Moses - peace be upon him ! - and I made my visitation there also.
При крестоносцах деревня (Erbel/Erpelle/Erbeth) относится к феодальному владению с центром на горе Тавор (если мы с гуглпереводчиком правильно осилили
латынь). Затем Ирбид попадается в османской переписи. Источник информации (Лейбнер) не уточняет, что именно обнаружили турецкие переписчики, а также как и когда деревня окончательно превратилась в груду неинтересных камней, описанную Робинсоном. Современный
мошав Арбель был основан в 1949.
Первые раскопки были проведены в 1905
Карлом Вацингером и
Хайнрихом Колем. В 1987-89 исследованием синагоги занимался
Цви Илан.
Если верить Мэрфи-О'Коннору, общая площадь развалин - 25 акров - подразумевает население порядка двух с половиной тысяч. Автор упоминает два общественных здания, одно из них (то самое, отмеченное Робинсоном) - определённо синагога. Синагога была, вероятно, построена в четвёртом веке (Ави-Йона не соглашается - мол, единого мнения нет). Её фичей был вырезанный из одного куска известняка дверной проём в восточной стене. Двести лет спустя здание перестроили, добавив при этом ещё один вход, с северной стороны, и нишу для арон кодеш в южной стене. Размеры здания - 20.3 на 18.5 м. Колонны, поддерживающие крышу, образуют букву П, обращённую открытой стороной на юг. Несколько колонн, вместо обычной цилиндрической формы, имеют в сечении что-то похожее на яблоко или сердечко (см. ниже). Синагога функционировала до восьмого века; возможно, она была разрушена землетрясением 749-го года.
В числе других находок - колодец, резервуары, винные и масляные прессы, мельницы на ослиной тяге, могилы, саркофаги (последние "сейчас в мошаве Арбель" (С) Лейбнер). Из мелочи - византийские бронзовые гири с крестом и буквой гамма, и еврейское кольцо с именем Шмуэль.
Монолитный вход:
Вот они, "яблочные" колонны:
Ниша для арон кодеш:
Деньги складывать сюда:
Разнообразные каменюки:
Рядом из-под земли торчит кусок свода:
И валяется какой-то хозбыт:
Антилихент в очках и шляпе - знаменитый
профессор Сукеник:
(from The ancient synagogue of Beth Alpha: an account of the excavations By Eleazar Lipa Sukenik)
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land: an Oxford archaeological guide from earliest times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Settlement and history in Hellenistic, Roman, and Byzantine Galilee By Uzi Leibnerמרדכי אביעם - בתי כנסת קדומים בארץ ישראל
Jewishvirtuallibrary.orgParks.org.ilThe Bible Knowledge Commentary: Old Testament By Walter L. Baker, Roy B. Zuck, Craig A. BlaisingPalestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500, By Guy Le Strange Отчёт ЖЖ-юзера
irenase