Иерусалим - Школа Умария.

Nov 07, 2021 00:08



(По следам экскурсии Дениса Златопольского)

Арабская школа для мальчиков Умария примыкает к северо-западному углу Храмовой горы. Южная сторона школьного комплекса возвышается над горой; северная сторона обращена к улице Львиных ворот и францисканскому музею. Одним словом, объект находится там, где принято размещать иродианскую крепость Антония. О последней мы знаем, естественно, благодаря Иосифу Флавию:

Замок Антония с двумя галереями на внешней храмовой пло­щади, западной и северной, образовал угол. Построен он был на отвес­ной со всех сторон скале, вышиною в пятьдесят локтей. Это было тво­рение царя Ирода, которым он преимущественно доказал свою любовь к великолепию. Прежде всего скала от самой своей подошвы была устлана гладкими каменными плитами отчасти для украшения, отчасти же для того, чтобы пытавшийся вскарабкаться наверх или слезать вниз, соскальзывал с нее. Затем пред самим зданием замка подымалась на три локтя стена, внутри которой сам замок возвышался на сорок локтей. Внутренность отличалась простором и устройством дворца; она распада­лась на разного вида и назначения покои, на галереи, бани и просторные царские палаты, так что обстановка со всеми удобствами прида­вали замку вид города, а пышность устройства-вид царского дворца. В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах он опять был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пяти­десяти локтей вышины, а две другие, а именно нижняя и восточная,- семидесяти, так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь. Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы, разместившись по галереям, надзирать за народом в празд­ничные дни с целью предупреждать мятежные волнения. Точно, как храм для города, так и Антония для храма служила цитаделью. В ней находился также гарнизон для всех троих.
(Иудейская война 5 5:8)

В другом месте Флавий сообщает, что Антонии предшествовала хасмонейская крепость Варис; и что сперва в одной, а потом в другой хранилось облачение первосвященника, пока римский наместник в Сирии Вителлий не разрешил держать его в храме (Иудейские древности 15 11:4,18 4:3). В начале иудейского восстания против римлян восставшие взяли штурмом Антонию и подпалили её (Иудейская война 2 17:7). В процессе уже римской осады Иерусалима крепость обороняли люди Иоанна Гисхальского, давнего недруга Иосифа. В какой-то момент защитникам удалось при помощи подкопа разрушить вражескую осадную насыпь (5 11:4); римляне ответили сооружением четырёх новых (5 12:4) и начали работы по разрушению стены крепости, как вдруг последняя обрушилась, по утверждению Флавия, в результате обвала сделанного ранее Иоанном подкопа (6 1:3). Благодаря этому римляне, хоть и не сразу, взяли крепость (6 1:7), а затем разрушили её, включая фундамент (6 2:7), но при этом Тит продолжал наблюдать оттуда за храмом (6 4:4,5). Строительные работы последующих веков привели к исчезновению остатков крепости с лица земли... В дальнейшем в христианской традиции Антония идентифицировалась с иерусалимской резиденцией Пилата; и место, где она находилась, стало началом крестного пути в современном его варианте. И, вероятно, сюда же солдаты несли по лестнице скованного цепями Павла в Деяниях 21:35...

Отдав дань блестящей античности, можем теперь спокойно перейти к моему любимому мрачному средневековью. Описывая Иерусалим 1187-го года, хроника Эрнула упомянул среди других заслуживающих внимания локаций "часовню отдыха" на улице Иосафат (нынешней улице Львиных ворот):

По правую сторону улицы Иосафат была часовня, которая называлась le Repos. Говорят, что Иисус Христос отдыхал там, когда его вели на распятие; и что там была темница, где он провёл ночь когда был взят в Гефсимании. Немного дальше, по левую сторону той улицы, был дом Пилата.

Также, список арендаторов каноников Гроба Господня, составленный между 1165-м и 1187-м, включает три дома и печь на "улице отдыха" (Vico de Repoes). В списке печей, принадлежащих тем же каноникам, значится Furnus de Repoes; судя по порядку перечисления, эта печь где-то не слишком далеко от бывшей Антонии. Наконец, Прингл уверяет, что на Камбрейской карте Иерусалима (прим. 1150) к югу от улицы Иосафат изображена церковь, названная Ecclesia S. Salvatoris, и подшивает её к делу; доступный мне сетевой экземпляр карты не позволяет прочитать подпись к той церкви, но поверим учёному мужу на печатное слово.

Упомянутую Эрнулом часовню принято находить на территории всё той же школы Умария, на её южной стороне, обращённой к Храмовой горе. К северу от часовни находился небольшой притвор, но в 1927-м он рухнул, вероятно в результате землетрясения. На полу бывшего притвора можно увидеть могильную плиту без надписи; согласно Муджир ад-Дину, там похоронен шейх Дарбас аль-Курди аль-Хакари. Предположительно этот шейх сражался в армии Саладина; дата его смерти и похорон неизвестна. Также неясно, использовалась ли часовня христианами в 1229-44. Между 1311-м и 1320-м непосредственно к востоку от часовни появилось медресе аль-Джавалия, основанное мамлюкским правителем Газы Алам ад-Дином Санджаром аль-Джавали; часовня, видимо, оказалась на территории медресе, и по этой причине ускользает от глаз христианских паломников. Примерно с 1427-го комплекс служил резиденцией правителя Иерусалима (Дар аль-нийяба). В начале 17-го века в интересующем нас здании побывал францисканский священник Франческо Кварезми и упомянул бывшую часовню. В 1835-м Ибрагим-паша перестроил комплекс в казарму; в 1923-4 здесь открылась школа. Согласно "месту встречи", в 1936-м в здании обитала британская полиция, а затем (очевидно, в Войну за независимость) штаб промуфтиевской Армии священной войны. Так или иначе, школа и ныне там. Её главное здание находится чуть восточнее аль-Джавалии; и под мандатным строением скрываются остатки ещё одного мамлюкского медресе - аль-Субайбия. Последнее было основано в начале 15-го века начальником крепости Субейба (она же Нимрод) по имени Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед.

Вход в школу; круглая железяка на стене справа обозначает первую остановку крестного пути.



Над дверью, очевидно, надпись о строительстве школы; во всяком случае в ней фигурирует число 1342; если это год хиджры, то он соответствует григорианским 1923-4.



1860+:



(Луи де Клерк via wiki)

По другую сторону входной двери:







Здание школы; слева, над крышей видна колокольня францисканской церкви Бичевания:



Здесь же, в "интересном" 1929-м:



(Коллекция Мэтсона via wiki)

В первом ряду видим муфтия Хадж-Амина аль-Хуссейни, Мусу аль-Хуссейни и Раджиба аль-Нашашиби:



(Коллекция Мэтсона via wiki)

Здесь была часовня:









Внутри, к сожалению, трудно что-то разглядеть, и практически невозможно сфотографировать:



Могила шейха Дарбаса аль-Курди аль-Хакари:



Так это было до 1927-го:



(Прингл)

Рядом - здание медерсе аль-Джавалия. Где-то тут Ван Берхем отметил лаконичную надпись о ремонте здания по приказу некоего Шуджи ад-Дина Шахина и предположил, что речь идёт о Шахине по прозвищу "Головорез", правителе Иерусалима с конца 830-го года хиджры (1427). Прозвище тот заработал приказом зарезать бедуинских грабителей у дверей своей резиденции, вероятно этой самой.



Айван медресе, с видом на Храмовую гору:





Западный портик Храмовой горы и медресе аль-Манджакия:



Возможные метки каменотёсов:





План медресе и часовни:



(Syrie-medievale.com)

Продолжаем обход школьного двора:



В надписи на фонтанчике видно число 1322, вероятно опять же год хиджры, т.е. 1904-5:



Вид на минарет Гаванима, расположенный в северо-западном углу Храмовой горы, возможно на месте юго-западной башни Антонии. Где-то в конструкции минарета использованы три капители, с большой вероятностью взятые из "нашей" часовни.



Османская казарма, 1878:




Вид на комплекс со стороны Храмовой горы, 1898-1946:



(Коллекция Мэтсона via wiki)

И сейчас. Три зарешеченных окна нижнего этажа на правом краю кадра принадлежат айвану медресе; часовня находится несколько левее, за арочным окном. Ниже - скальное основание крепости Антония.





Ещё левее - минарет аль-Гаванима:



Правее медресе - главное здание школы. Согласно Ритмейеру, под правой частью аль-Джавалии и левой частью школьного здания сохранились остатки иродианской кладки; там же должен быть ряд квадратных отверстий, которые Ритмейер считает креплениями балок портика, шедшего вдоль северной стороны Храмовой горы. Мне никакие отверстия разглядеть не удалось, возможно их успели заделать.



Зато виден маленький кусочек аль-Субайбии:





Ещё один фрагмент аль-Субайбии выглядывает из-под северной стороны школы:



Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 3) Denys Pringle
Matériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum Part 2 Syrie du Sud T.1 Jérusalem «Ville» (1922) By Max Van Berchem
Mesto.org.il
Ritmeyer.com 1,2
Syrie-medievale.com 1, 2
Histoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up